НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 19.11.2012 № 33-12003/2012

Судья А.А.Панфилова Дело № 33-12003/2012

Учет № 25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 ноября 2012 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Респуб­лики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.В.Шакирьянова, судей Р.Э.Курмашевой, Р.Р.Хасаншина,

при секретаре судебного заседания А.Н.Ганибаевой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р.Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – Ю.Н.Нечаевой на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 03 сентября 2012 года, которым постановлено:

исковые требования Министерства лесного хозяйства РТ удовлетворить.

Признать недействительным постановление руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 06 октября 2010 года .... «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ М.В.Ведерникову для ведения личного подсобного хозяйства».

Расторгнуть договор аренды земельного участка .... от 19 октября 2010 года, заключенный между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ и Ведерниковым М.В.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем исключения записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка .... от 19 октября 2010 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – Э.Л.Сайдашевой в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан В.В.Маниховой против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Исполкому Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, М.В.Ведерникову, Зеленодольскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан о признании недействительным постановления руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 06 октября 2010 года .... «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ М.В.Ведерникову для ведения личного подсобного хозяйства», расторжении договора аренды земельного участка .... от 19 октября 2010 года, заключенного между Исполкомом Зеленодольского муниципального района и М.В.Ведерниковым, возложении обязанности на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем исключения записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка .... от 19 октября 2010 года.

В обоснование иска указывается, что постановление .... «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ М.В.Ведерникову М.В. для ведения личного подсобного хозяйства» принято в нарушение закона, поскольку министерством установлен факт незаконного использования земель лесного фонда, расположенных на территории <адрес>. В частности, земельный участок в выделе <адрес> относится к землям лесного фонда РФ. Право собственности РФ на данный лесной участок зарегистрировано в установленном порядке. Перевода земель лесного фонда в земли других категорий осуществлено не было, целевое назначение данного земельного участка не менялось, согласование границ данного земельного участка со смежными землепользователями, которым является Министерство лесного хозяйства РТ, не производилось.

Представитель ответчика - Исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Ю.Н.Нечаева иск не признала.

Ответчик М.В.Ведерников исковые требования не признал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ - И.Р.Фахритдинова И.Р. оставила решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – ГКУ РТ «Зеленодольское лесничество» - Д.Н.Закиров исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица - ФГБУ «ФКП «Росреестра» - З.Ф.Багманова оставила решение на усмотрение суда.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителем Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – Ю.Н.Нечаевой ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотивам его необоснованности и незаконности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не принято во внимание, что согласно данным государственной кадастровой службы, спорный земельный участок, указанный в оспариваемом постановлении, входит в состав земель населенных пунктов, что противоречит представленным данным ФГУП «Рослесинфорг». В свидетельстве о регистрации права собственности на земельный участок, содержатся сведения об общей площади земельного участка и квартала, а кадастровые номера земель лесного фонда не указаны. Истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок является составной частью лесного фонда. Истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для оспаривания постановления исполкома Зеленодольского муниципального района РТ. Также указывается, что иск предъявлен неуполномоченным лицом, поскольку право заявления указанных требований принадлежит Территориальному управлению Росимущества в РТ.

В письменных возражениях представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Х.Г.Мусин просит отклонить апелляционную жалобу, как не отвечающую требованиям закона.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – Э.Л.Сайдашева поддержала апелляционную жалобу в силу изложенных в ней доводов. Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - В.В.Манихова просила отклонить апелляционную жалобу, доводы которой изложены в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Пунктом 6 статьи 1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах, в том числе, приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

На основании ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории, в том числе, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Исходя из ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как видно из материалов дела, лесной участок в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Айшинского участкового лесничества является землями лесного фонда Российской Федерации (л.д. 19-37).

Из кадастрового паспорта земельного участка от 17 августа 2010 года .... усматривается, что земельный участок по адресу: <адрес>, отнесен к землям населенных пунктов (л.д. 11-12).

06 октября 2010 года руководителем исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вынесено постановление .... «О предоставлении земельного участка в аренду срок на 5 (пять) лет гражданину РФ М.В.Ведерникову для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 9).

На основании вышеуказанного постановления 10 октября 2010 года между Исполкомом Зеленодольского муниципального района и М.В.Ведерниковым заключен договор аренды .... земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .... (л.д. 14-15).

Разрешая спор подобным образом и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации.

С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они не противоречат материалам дела и требованиям закона.

Установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 декабря 2009 года, право собственности на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> га, находящийся по адресу: <адрес> 2 выдела .... квартал .... выдела .... квартал .... квартал .... выдела .... квартал .... зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 декабря 2009 года сделана запись регистрации .... (л.д. 18).

Из материалов дела усматривается, что большая часть земельного участка, а именно <данные изъяты> кв.м, выделенного М.В.Ведерникову, находится в границах земель лесного фонда, что следует из информации Казанского филиала ФГУП «Рослесинфорг» (л.д. 33-37).

При этом, ответчиками не предоставлены доказательства о переводе спорного земельного участка из категорий земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.

Исходя из ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Установлено, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, являющегося федеральной собственностью.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок, исходя из данных государственного кадастра недвижимости, входит в состав земель населенных пунктов, противоречат материалам дела. В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ «Зеленодольское лесничество» от 1968, 1981, 1991, 2001-х годов, спорный лесной участок находится в выделе .... квартала .... Айшинского участкового лесничества и является землями лесного фонда Российской Федерации. При этом, спорный земельный участок, как земли населенных пунктов, поставлен на государственный кадастровый учет лишь в 2010 году. Соответственно, государственный кадастровый учет произведен без учета данных, содержащихся по материалам лесоустройства.

В ходе судебного заседания в суде первой инстанции представителем Исполкома Зеленодольского муниципального района РТ не заявлялось о пропуске срока обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления Исполкома Зеленодольского муниципального района РТ. Требования Министерством лесного хозяйства РТ заявлены в порядке искового производства в интересах Российской Федерации, право на имущество которого затронуты оспариваемым постановлением. Кроме того, истцом оспаривается в том числе правомерность заключения между Исполкомом и М.В.Ведерниковым сделки – договора аренды земельного участка, в пределах срока исковой давности. При этом, иск заявлен с соблюдением требований ст. 83 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Закона РТ «Об использовании лесов в Республике Татарстан», в пределах полномочий, установленных п. 3.3 Положения о Министерстве лесного хозяйства РТ» («Вопросы Министерства лесного хозяйства РТ»), утвержденного постановлением КМ РТ № 38. В связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы о пропуске срока обращения в суд и отсутствии полномочий на подачу исковых требований, не состоятельны и не могут явиться основанием для отмены обжалуемого решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.

Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 03 сентября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи