НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 18.08.2016 № 069Г

Судья К.Ю. Казакова Дело № 33-13916/2016

Учёт №069г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2016 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.И. Муртазина,

судей Н.Н. Моисеевой, Э.И. Садыковой,

при секретаре судебного заседания Л.Р. Шамсутдиновой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Татарстан и по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда России в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 мая 2016 года, которым исковые требования Хисамова Р.Р. к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Татарстан, Управлению пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани, Отделению пенсионного фонда России по Республике Татарстан об отмене решения, возобновлении выплат, взыскании задолженности по ежемесячным выплатам и компенсации морального вреда удовлетворены частично.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МЧС РТ – Т.Н. Масловой в поддержку жалобы, объяснения представителя ГУ – УПФР в Авиастроительном районе г. Казани РТ и ГУ – Отделение ПФР по РТ С.М. Степановой, в поддержку жалобы, объяснения представителя истца Д.Я. Пантелеевой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Р.Р. Хисамов обратился с иском к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Татарстан (далее – МЧС РТ, ответчик) об отмене решения .... от 17 декабря 2014 года комиссии при МСЧ РТ по оформлению, выдаче ( замене ) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении Р.Р. Хисамова, возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан (далее – УПФР) отменить свои решения в отношении Р.Р. Хисамова и возобновить ему установленные ранее выплаты как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС в 1987 году, возложении обязанности на Министерство труда, занятости и социальной защиты возобновить выплаты Р.Р. Хисамову как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС в 1987 году.

В обоснование заявленных требований указано, что 03.01.2015 истец был уведомлен письмом, что комиссией при МЧС РТ по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение № 14 от 17 декабря 2014 года признать ошибочно выданным и недействительным с момента выдачи выданное истцу удостоверение серии Р .... от 20.07.2007. 27.12.2014 отделом социальной защиты почтовым уведомлением истец был вызван в ОСЗ по вопросу выплат. Был в командировке, поэтому позвонил уже после 11 января и узнал, что ему прекращают выплаты по требованию МЧС, которое вынесло решение о признании его удостоверения недействительным.

09.02.2015 истец получил письмо УПФР с решением .... от 26.01.2015 об отмене решения о назначении истцу пенсии и прекращении выплат пенсии. А также решение без номера от этой же даты об отмене решения о назначении ЕДВ и прекращении выплат ЕДВ. И в одном и в другом решении основанием вынесения решения указано обнаружение «обстоятельств, опровергающих достоверность сведений об участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с решением комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан №14 от 17 декабря 2014 года».

Истец указывает, что решение комиссии при МЧС РТ по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС № 14 от 17 декабря 2014 года было принято незаконно и необоснованно, а также вынесено с превышением полномочий, поскольку вынесено комиссией, созданной для оформления и выдачи (замены) удостоверений участникам, удостоверений не имеющих, либо для замены удостоверений в предусмотренных (порча, утрата) для этого случаев.

Кроме того, как указывает истец, выданное ему 8 лет назад удостоверение замене не подлежало. Комиссия по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не имела права признавать его удостоверение недействительным, прошел срок исковой давности в три года.

Восемь лет истец признавался ответчиком и третьими лицами участником ликвидации аварии на ЧАЭС, получал все гарантированные Законом выплаты. Ни разу за эти восемь лет к истцу ни ответчик, ни третьи лица не предъявляли никаких требований по доказательству ранее доказанного права истца считаться участником ликвидации аварии на ЧАЭС.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу были привлечены УПФ в Авиастроительном районе г.Казани (далее – соответчик) и Отделение пенсионного фонда России по Республике Татарстан (далее – ОПФР по РТ, соответчик).

Истец в ходе рассмотрения дела увеличил исковые требования, просил суд отменить решение № 14 от 17 декабря 2014 года комиссии при МЧС РТ по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении Р.Р. Хисамова, обязать УПФР отменить свои решения в отношении Р.Р. Хисамова и возобновить ему установленные ранее выплаты как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС в 1987 году и взыскать с УПФР задолженность по ежемесячным выплатам на питание с момента прекращения по момент вынесения решения суда, обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты возобновить выплаты пенсии и ЕДВ Р.Р. Хисамову как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС в 1987 году и взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты задолженность по выплатам пенсии и ЕДВ момента прекращения по момент вынесения решения суда, взыскать с ответчиков солидарно моральный вред в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Д.Я. Пантелеева иск поддержала.

Представитель ответчика МЧС РТ – Т.Н. Маслова иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика УПФР в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ОПФР по РТ в суд не явился.

Представитель третьего лица - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился.

Суд иск удовлетворил частично.

Решением суда постановлено:

Отменить решение № 14 от 17 декабря 2014 года комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении Хисамова Р.Р..

Отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан от 26.01.2015 года .... об отмене Решения о назначении пенсии Хисамову Р.Р. от 10.07.2014 года ...., прекращении выплаты пенсии, установленной по основаниям предусмотренным законодательством для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан от 26.01.2015 года об отмене Решения .... от 03.08.2007 года о назначении Хисамову Р.Р. ежемесячной денежной выплаты, прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты, установленной по основаниям, предусмотренным законодательством для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан возобновить с 01.02.2015 года Хисамову Р.Р. выплату пенсии и ежемесячной денежной выплаты, установленных по основаниям предусмотренным законодательством для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В апелляционной жалобе МЧС РТ просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что судом в оспариваемом решении не отражены мотивы и основания, согласно которым доказательству P.P. Хисамова отдано предпочтение перед доказательством МЧС Республики Татарстан.

УПФР также представлена апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что письмо ИПБ АЭС НАН Украины №06/1 от 06.08.2015 и справка ИПБ АЭС НАН Украины о полученной дозе облучения не могут быть приняты в качестве доказательств участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как в них указана фамилияХиснамов. Следовательно, вышеуказанные справки и письмо, не подтверждает участиеР.Р. Хисамова в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По мнению Управления ПФР представленные истцом письменные доказательства необоснованно приняты во внимание судом первой инстанции поскольку, подлинность указанных доказательств опровергается материалами дела. Кроме того, лица, подвергшиеся облучению, состоят на учете в Республиканском клиническом онкологическом диспансере. Тогда как истец на судебные заседания не являлся и не представлял сведения о том, что он состоит на учете в диспансере. Представитель истца также вышеуказанные данные не предоставляла. Судом первой инстанции соответствующий запрос направлен не был.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МЧС РТ Т.Н. Маслова жалобу поддержала.

Представитель истца Д.Я. Пантелеева с жалобой не согласилась.

Представители УПФР и ОПФР в суд апелляционной инстанции не явились.

Представитель третьего лица - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 28.1 Закона от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Согласно статье 30 Закона от 15.05.1991г. №1244-1, регулирующей пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона (принимавшим в 1986-1987гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Как следует из пункта 20 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002, участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) справкой органов местного самоуправления установленной формы о проживании на загрязненной территории.

Право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 3 статьи 27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют граждане, указанные в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона – (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 13, а также статьи 15 Закона от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон) гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

При этом порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством РФ.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2001 № 671 «Об организации работы по замене удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Татарстан» полномочия по оформлению и выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, работающим в органах исполнительной власти Республики Татарстан, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, возложены на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - Министерство).

Приказом МЧС РТ №353 от 12.10.2001 в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года № 1773-р и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2001 № 671 «Об организации работы по замене удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Татарстан», создана при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан республиканская комиссия по оформлению и выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Приказом МЧС РТ №325 от 10.07.2009 в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года № 1773-р, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации № 727/831/165н от 08.12.2006 «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2001 № 671 «Об организации работы по замене удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Татарстан», Положения по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных к ним (утверждено Минздравмедпромом РФ, Минсоцзащиты РФ, Минтрансом РФ, МВД РФ, Минфином РФ 21.06.1994, зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1994 №615), создана при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан комиссия по замене удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден состав комиссии, председателю комиссии Суржко Н.В. поручено организовать работу комиссии по замене удостоверений участников ликвидаций последствий чернобыльской катастрофы, по ведению реестра участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначить должностное лицо, ответственное за учет, хранение и выдачу бланков удостоверений как документов строгой отчетности.

При этом проверка оформления и выдачи удостоверений осуществляется в соответствии с Положением по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных к ним, утвержденным Минздравмедпромом РФ, Минсоцзащиты РФ, Минтрансом РФ, МВД РФ, Минфином РФ 21.06.1994 (далее - Положение). По смыслу пунктов 2 и 3 Положения во взаимосвязи с пунктом 3.1 Порядка оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, зарегистрированного Минюстом России 15.09.1993 № 342 и действовавшего в период утверждения Положения, проверку оформления и выдачи удостоверений призваны проводить комиссии при органах, осуществляющих оформление и выдачу удостоверений.

Из материалов дела следует, что истцу Р.Р. Хисамову 20.07.2007 выдано удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС серии Р .....

Комиссией при МЧС РТ по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято Решение .... от 17 декабря 2014 года о признании ошибочно выданным и недействительным с момента выдачи выданное Р.Р. Хисамову удостоверение серии Р .... от 20.07.2007.

Как следует из материалов дела и приведенного решения, основанием для его принятия послужила проверка, по итогам которой установлено, что в результате инвентаризации установлено отсутствие документов, подтверждающих участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в личных делах гражданина P.P. Хисамова. Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан составлен акт инвентаризации личного дела гражданина P.P. Хисамова, получившего (заменившего) удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, об отсутствии подтверждающих документов. В целях подтверждения факта участия P.P. Хисамова в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан были направлены запросы в соответствующие архивные организации. В соответствии с письмом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан .... от 10.12.2014 установлено следующее.

На запрос в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» .... от 04.08.2011 получен ответ .... от 09.09.2011 об отсутствии сведений по P.P. Хисамову. На запрос в Отдел военного - комиссариата Республики Татарстан по Ново-Савиновскому и Авиастроительному районам города Казань .... от 27.05.2014 получен ответ .... от 09.06.2014 в котором сообщается, что P.P. Хисамов состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Республики Татарстан по Ново-Савиновскому и Авиастроительному районам города Казани, сведений подтверждающих участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нет. На запрос в Управление муниципального архива Аппарата исполнительного комитета муниципального образования города Казани .... от 12.05.2014 получен ответ .... от 20.05.2014 о том, что документы по личному составу в Московском райпищеторге на хранение не поступали. Также получен ответ от ОАО «Азык» .... от 30.06.2014 о том, что лицевыми счетами и приказами 1986-1988гг. магазина № 601, 611, 620 Московского райпищеторга архив организации ОАО «Азык» не располагает, подтвердить факт участия не имеется возможности. На запрос в ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» .... от 25.02.2009 получен ответ .... от 10.03.2009, где сообщается, что с 1986 по 1990 годы ОАО «КМПО» не принимало участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан также сделан ряд запросов в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственное специализированное научно-производственное предприятие «Чернобыльский радиоэкологический центр», Отраслевой государственный архив Министерства обороны Украины, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, ЧУ «Центратомархив» (от 07.04.2014 ....), Институт проблем безопасности атомных электростанций Национальной академии наук Украины (от 21.02.2015 ....), Государственное специализированное предприятие «Чернобыльская АЭС» (от 16.04.2014 ....) и получены ответы, в которых отсутствуют сведения об участии гражданина P.P. Хисамова в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Положением по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных к ним (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1994 №615) ошибочно выданные удостоверения подлежат безусловному изъятию, а также могут быть добровольно сданы в комиссию, в случае отказа комиссия должна обратиться в органы, предоставляющие льготы, компенсации, пенсии, ссуды, с требованием приостановить их предоставление для этих граждан.

На основании вышеуказанного решения комиссии при МЧС РТ от 17 декабря 2014 года № 14, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации): Правилами выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 года ...., Управлением ПФР в Авиастроительном районе г. Казани 26.01.2015 принято решение .... об отмене Решения о назначении пенсии P.P. Хисамову от 10.07.2014 ...., прекращении выплаты пенсии, установленной по основаниям предусмотренным законодательством для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 01.02.2015, отнесении переплаты пенсии в размере 67 287 руб. 20 коп. за период с 01.07.2014 по 31.01.2015 на субсчет «Переплаты пенсий и иных социальных выплат по вине пенсионеров».

Кроме того, на основании вышеуказанного решения комиссии при МЧС РТ от 17 декабря 2014 года ...., в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года ...., подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правилами выплаты пенсии в соответствии с Федеральным! законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утвержденными постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 года ...., Управлением ПФР в Авиастроительном районе г. Казани 26.01.2015 года принято решение об отмене Решения о назначении ЕДВ P.P. Хисамову .... от 03.08.2007, прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты, установленной по основаниям, предусмотренным законодательством для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 01.02.2015, отнесении переплаты ЕДВ в размере 35651 руб. 20 коп. за период 31.07.2007 по 30.11.2008 и с 01.07.2014 по 31.01.2015 на субсчет «Переплаты пенсий и иных социальных выплат по вине пенсионеров».

Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все представленные доказательства, проанализировал нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, и пришел к выводу о том, что факт участия Р.Р. Хисамова в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтверждается Справками, выданными Институтом проблем безопасности атомных электростанций Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В.Курчатова).

Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы МЧС РТ о том, что судом необоснованно отдано предпочтение доказательству P.P. Хисамова перед доказательствами, представленными МЧС Республики Татарстан, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с пунктом 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного совместным приказом Министерства РС по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08.12.2006 года (далее Порядок), документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

Согласно ответу на запрос от 06.08.2015 .... Института проблем безопасности атомных электростанций, в базе данных по дозовым гамма-облучениям найдена карточка на Р.Р. Хиснамова. В приложенной копии карты дозиметрической карточки значится Хиснамов Р.Р., <дата> года рождения, проживающий по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению от 28.09.2015 .... отдела полиции .... «Авиастроительный» Управления МВД РФ по городу Казани по адресу. Казань, <адрес> проживает Хисамов Р.Р., а Хиснамов Р.Р. никогда не проживал.

Согласно ответу на запрос от 27.10.2015 .... Института проблем безопасности атомных электростанций, справкам .... от 28.10.2015, .... от 28.10.2015, выданным Институтом проблем безопасности атомных электростанций Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В.Курчатова), Хисамов Р.Р. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе Комплексной экспедиции при ИАЭ им. И.В. Курчатова непосредственно на объекте «Укрытие» (третья зона опасности) с 21.12.1987 по 25.12.1987, им получена доза внешнего гамма – облучения 20,5 бэр рентген.

В данных справках содержатся сведения о том, что они выданы на основании архивных документов и карточек индивидуального дозиметрического контроля (ИДК) КЭ при ИАЭ им. В.И. Курчатова.

Таким образом, справки, выданные Институтом проблем безопасности атомных электростанций Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В.Курчатова), непосредственно указывают на участие истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Данные справки в качестве допустимого и достаточного основания поименованы в пункте 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭC. Оснований не доверять данным справкам у суда не имелось.

Судебная коллегия отмечает, что представленные ответчиками документы не опровергают сведения, указанные в справках, выданных Институтом проблем безопасности атомных электростанций Национальной академии наук Украины. Из представленных ответчиками документов лишь следует, что истец не направлялся военкоматом на работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Из пояснений представителя истца следует, что истец направлялся на работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС со своей работы. Доказательства ответчиков не опровергают эти утверждения.

Доводы апелляционной жалобы УПФР о том, что истец не представил доказательства того, что состоит на учете в Республиканском клиническом онкологическом диспансере, как лицо подвергшееся облучению, отклоняются Судебной коллегией за несостоятельностью.

Ответчиком не указаны нормативные акты, в соответствии с которым, лица, участвовавшие в ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС, должны обязательно стоять на учете в Республиканском клиническом онкологическом диспансере. Представляется, что на таком учете состоят лица, страдающие онкологическими заболеваниями.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований

Доводы обеих апелляционных жалоб в целом были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, данные доводы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как направлены на иную оценку представленных доказательств и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Решение в части отказа во взыскании компенсации морального вреда сторонами не обжаловано, является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Татарстан и апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда России в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи