НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 18.06.2015 № 33-8915/2015

Судья Хакимзянов А.Р. дело № 33-8915/2015

учёт № 63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2015 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Терехина В.А., Миндубаева М.Н.,

при секретаре судебного заседания Закировой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. дело по апелляционной жалобе Кокорева А. В. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления Кокорева А. В. об оспаривании решения и действий должностного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан – отказать».

Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Кокорева А.В. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Мишенькину О.Б., возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

ФИО7 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения от <дата> и действий должностного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан (далее по тексту – УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан).

В обоснование заявленных требований указано, что 17 марта 2015 года по месту работы Кокорева А.В. на его имя поступило постановление судебного пристава-исполнителя Зеленодольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - Зеленодольский РОСП УФССП России по Республике Татарстан) от 25 февраля 2015 года о направлении копии исполнительного документа о взыскании страховых взносов в размере 17535 рублей 23 копеек. Также к данному постановлению было приобщено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (индивидуального предпринимателя) .... от 16 апреля 2012 года, которым с заявителя взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 14693 рубля 48 копеек, взносы в фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 688 рублей 82 копейки, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 152 рубля 93 копейки, всего недоимки по взносам и штрафам в размере 17535 рубля 23 копейки.

Кокорев А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 15 мая 2006 года по 25 марта 2013 года и официально прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. К тому же с 6 августа 2008 года изменил место жительства и регистрации: <адрес>, поселок городского типа Васильево, <адрес>, на другой адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Поскольку постановление от 16 апреля 2012 года было предъявлено без судебного решения, с нарушением предусмотренных сроков и без предъявления требования об уплате, заявитель просит суд признать незаконными постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов № .... от 16 апреля 2012 года и действия УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан по принудительному исполнению указанного решения.

В судебное заседание заявитель не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан с заявлением не согласился.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

С решением суда Кокорев А.В. не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене как незаконного и необоснованного. Указывает на нарушение норм материального и процессуального права. В связи с изменением места регистрации и жительства, обязанность сообщения об этом возложена на налоговые органы, которые осуществляют регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания). В связи с невыполнением данным органом своих обязанностей, он был лишен возможности своевременно получать уведомления и требования об уплате страховых взносов. Апеллянт полагает, что к возникшим правоотношениям необходимо применять нормы Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 85 которого установлена обязанность миграционного органа извещать налоговый орган об изменении места жительства физического лица. Поэтому вывод суда о том, что заявитель был обязан известить контролирующий орган о смене места жительства, полагает незаконным.

Считает, что недоимка по страховым взносам может быть взыскана с заявителя только на основании судебного решения.

В судебном заседании апелляционной инстанции Кокорев А.В. апелляционную жалобу поддержал.

Представитель УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Мишенькина О.Б. в удовлетворении жалобы просила отказать.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 53 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон №212-ФЗ) каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

В соответствии с частью 4 статьей 54 Федерального закона №212-ФЗ судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 4.1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

В силу части 8 статьи 16 Федерального закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

На основании части 1 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона №212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 20 Федерального закона №212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно частям 1, 2 и 7 статьи 22 Федерального закона №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

В силу пункта 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что Кокорев А.В. в период с 15 мая 2006 года по 25 марта 2013 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно материалам дела, задолженность образовалась и была рассчитана на период с 15 мая 2006 года по 6 марта 2012 года, которую необходимо было уплатить до 27 марта 2012 года. 6 марта 2012 года УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Кокореву А.В. было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 17535 рублей 23 копейки, которое было ему направлено по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей: Республика Татарстан, Зеленодольский район, поселок городского типа Васильево, <адрес>.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным постановления начальника УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о взыскании с Кокорева А.В. страховых взносов, пеней и штрафов по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 пункта 4 и пунктом 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Поскольку указанное оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, в установленном законом порядке, в установленные законом сроки и заявителем расчет взысканных сумм и имевшаяся обязанность по уплате этих сумм в указанный период деятельности индивидуальным предпринимателем не оспаривается судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности судебного постановления. Оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии не имеются.

Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с изменением места регистрации и жительства физических лиц по месту жительства (месту пребывания) и не выполнены налоговым органом заявитель был лишен возможности своевременно получать уведомления и требования об уплате страховых взносов отклоняются как несостоятельные, поскольку согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит, что фирмы обязаны в трехдневный срок сообщать об изменении адреса регистрации в налоговую инспекцию. Данную обязанность заявитель не выполнил. Доказательств, подтверждающих обращение Кокорева А.В. в налоговый орган по новому месту жительства для получения нового свидетельства об индивидуальном номере налогоплательщика, не представлено.

Факт направления требования заявителю по адресу, указанному в ЕГРИП, подтверждается материалами дела, в том числе реестром заказных отправлений и выпиской из ЕГРИП.

Довод о том, что к рассматриваемым отношениям необходимо применять положения статьи 85 Налогового кодекса отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщить соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации физических лиц (постанови на миграционный учет иностранного работника, дня иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента, снятия с миграционного учета иностранного работника) или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентировал порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, к правоотношениям, связанным с недоимкой по страховым взносам, пеням и штрафам за 2005 - 2009 годы подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом из материалов дела усматривается, что на момент вынесения требования действия УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан соответствовали актуальной редакции статей 20 и 22 Федерального закона №212-ФЗ.

Прочие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводов суда, а сводятся к иной трактовке обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, установленных на основании оценки имеющихся доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалуемое судебное решение принято в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а потому подлежит оставлению без изменения. Правовых оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани от 2 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кокорева А. В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи