НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 17.04.2014 № 33-5345/2014

  Судья Т.В. Кононенко дело № 33-5345/2014

 учет № 63

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 17 апреля 2014 г. г. Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

 председательствующего судьи Э.С. Каминского,

 судей И.И. Багаутдинова, Р.С. Ибрагимова

 при секретаре судебного заседания Л.Р. Якуповой

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 февраля 2014 г., которым постановлено:

 признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан в части применения налоговой ставки, при расчете земельного налога на земельный участок общая площадь 1.754 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Татарстан, <адрес> кадастровый номер ....

 Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан произвести перерасчет земельного налога за 2012 г. из расчета по ставке 0,3 % с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка: общая площадь 1.754 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, кадастровый номер ...., принадлежащего на праве собственности И.Л. Шайхутдинову.

 Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан - М.В. Кузьминой, поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 И.Л. Шайхутдинов обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан в части применения налоговой ставки при расчете земельного налога, возложении обязанности осуществить перерасчет земельного налога.

 В обоснование заявленных требований И.Л. Шайхутдинов указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1.754 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, кадастровый номер ...., разрешенное использование которого до 06 апреля 2012 г. – цех по изготовлению хлебобулочных изделий, а с 06 апреля 2012 г. на основании свидетельства о праве собственности серии .... разрешенное использование земельного участка изменено на «индивидуальное жилищное строительство».

 Однако при исчислении земельного налога за 2012 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан не было учтено обстоятельство о смене разрешенного использования земельного участка и за 2012 г. налоговая ставка земельного налога составила 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, сумма налога составила 69.854 рубля 10 копеек. В перерасчете земельного налога по ставке 0,3 %. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан заявителю отказано.

 В связи с изложенным заявитель просил суд признать незаконными действия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан в части применения налоговой ставки при расчете земельного налога на земельный участок общей площадью 1.754 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, кадастровый номер ...., обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан осуществить перерасчет земельного налога за 2012 г. ввиду изменившегося вида разрешенного использования.

 В судебное заседание суда первой инстанции И.Л. Шайхутдинов не явился, судом о времени и месте рассмотрения дела извещался должным образом.

 Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан - Д.Г. Каюмов в судебное заседание в суде первой инстанции с заявленными требованиями не согласился.

 Городским судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке, заявление И.Л. Шайхутдинова удовлетворено.

 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан не согласилась с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, поскольку судом первой инстанции при его принятии нарушены нормы материального права.

 В обоснование апелляционной жалобы инспекция приводит обстоятельства дела.

 Также указывает, что такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. В обоснование данного довода ссылаются на кассационное определение Санкт – Петербургского городского суда от 05 июля 2011 г. № 33-8969/2011, апелляционное определение Томского областного суда от 26 октября 2012 г. по делу № 33-2920/2012.

 Также указывает, что суд первой инстанции, делая вывод об обязанности налогоплательщика уплачивать земельный налог из ставки 0,3% с апреля 2012 г., в нарушение статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не отразил нормы закона, которыми руководствовался при вынесении решения и, исходя из которых, можно было сделать данный вывод.

 При этом приведенные в решении суда первой инстанции нормы законодательства и судебная практика не регулируют вопрос изменения налоговой ставки по земельному налогу в течение налогового периода.

 Следовательно, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельным участком и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 01 января налогового периода. В обоснование приводит позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 09 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

 При этом указывает, что выработка государственной политики в области налоговой деятельности относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, а не к компетенции суда.

 В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан - М.В. Кузьмина апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 И.Л. Шайхутдинов в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, судом о времени и месте рассмотрения дела должным образом извещался.

 Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан - М.В. Кузьминой, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

 Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

 В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

 Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

 По общему правилу, закрепленному в пункте 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

 В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

 В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

 Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

 Как следует из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

 Согласно пункту 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

 1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

 отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

 занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

 приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

 Судом по делу установлено, что И.Л. Шайхутдинову на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1.754 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер ....

 Согласно свидетельству о государственной регистрации от 12 октября 2011 г. разрешенное использование земельного участка определено как цех по изготовлению хлебобулочных изделий, а с 06 апреля 2012 г. на основании свидетельства о праве собственности серии ...., разрешенное использование земельного участка изменено на: «индивидуальное жилищное строительство».

 Согласно налоговому уведомлению № .... Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан И.Л. Шайхутдинову начислен земельный налог на данный земельный участок за 2012 г. в размере 69.854 рубля 10 копеек, исходя из налоговой ставки 1,5%.

 Судебная коллегия находит, что разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных И.Л. Шайхутдиновым требований, исходя из того, что земельный участок заявителем используется под индивидуальное жилье, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 53, статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель с апреля 2012 г. обязан уплачивать налог за пользование земельным участком из ставки 0,3 %, поэтому исчисление налоговым органом заявителю налога за пользование земельным участком из ставки 1,5 % вместо 0,3 % противоречит положениям статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации и является незаконным.

 Доводы апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан о том, что такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде, являются несостоятельными, исходя из нижеследующего.

 Из содержания пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

 В то же время отсутствие в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период, исходя из измененного вида разрешенного использования.

 Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость, в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

 Из анализа вышеназванных норм права, а также положений статей 389, 390, пунктом 1 и 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что для целей налогообложения не может изменяться в течение календарного года только налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяемой на конкретную дату – 01 января года, являющегося налоговым периодом, для конкретной категории земель. При изменении в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка, может измениться и налоговая ставка, поскольку главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены какие – либо ограничения на изменение в течение налогового периода налоговых ставок для исчисления земельного налога.

 Таким образом, налогообложение земельных участков по правилам их кадастровой стоимости на начало года, которая уже изменилась в течение года, на момент исчисления налога не имеет экономического обоснования, что противоречит пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

 При этом Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан вид разрешенного использования земельного участка с 06 октября 2012 г. не оспаривался.

 При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 февраля 2014 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан- без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 Председательствующий

 Судьи