НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 16.09.2022 № 33А-13866/2022

Судья Батыршин Ф.Г.

УИД 16RS0029-01-2022-000333-72 № дела в суде первой инстанции 2а-148/2022

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-13866/2022

учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Гафарова Р.Ф., Шакуровой Н.К.,

при ведении протокола помощником судьи Палютиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. административное дело по апелляционной жалобе представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан – Тарасовой Натальи Анатольевны на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 7 июля 2022 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан к Макарову Юрию Анатольевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить частично.

Взыскать с Макарова Юрия Анатольевича, <дата> года рождения, ИНН ...., зарегистрированного проживающим по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 10 022 (десять тысяч двадцать два) рубля 34 копейки, в том числе, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 26.08.2019 по 16.07.2021 в размере 1 981 рубль 23 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2019 год за период с 26.08.2019 по 16.07.2021 в размере 463 рубля 61 копейка; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 21.01.2020 по 16.07.2021 в размере 384 рубля 20 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в размере 230 рублей; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год за период с 02.12.2020 по 16.07.2021 в размере 153 рублей 66 копеек; транспортный налог за 2019 год в размере 5 827 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 16.07.2021 в размере 982 рубля 64 копейки.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан к Макарову Юрию Анатольевичу о взыскании пени отказать.

Взыскать с Макарова Юрия Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 401 (четыреста один) рубль.».

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан – Тарасовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Макарову Ю.А. о взыскании налоговой задолженности.

В обоснование требований указано, что Макаров Ю.А. с 31 декабря 2004 года по 6 августа 2019 года состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), а также, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

Кроме того, в связи с нахождением в собственности Макарова Ю.А. транспортных средств земельных участков и других объектов недвижимого имущества, он в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах является плательщиком транспортного налога с физических лиц, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений.

Административному ответчику направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты земельного налога, транспортного налога, налога на доходы физических лиц.

В установленный законом срок налоги уплачены не были, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени, должнику посредством почтовой связи направлены требования о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, НДФЛ, ЕНВД, а также, пени по ним.

Требования об уплате налогов и пени также не исполнены, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

26 ноября 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан выдан судебный приказ о взыскании с Макарова Ю.А. обязательных платежей и санкций.

Определением мирового судьи от 17 декабря 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившим возражением должника относительно его исполнения.

В последующем налоговым органом установлено частичное погашение административным ответчиком суммы задолженности, подлежащей взысканию, что послужило основанием для уточнения административных исковых требований в ходе рассмотрения дела.

На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № 12 по Республике Татарстан в окончательной редакции просила суд взыскать с Макарова Ю.А. недоимку на общую сумму 29 185 рублей 77 копеек, из них:

- пени по НДФЛ в размере 322 рублей 49 копеек;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10 622 рубля 43 копейки;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 268 рублей 15 копеек;

- пени по ЕНВД для отдельных видов деятельности в размере 7 192 рублей 45 копеек;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 1 586 рублей 95 копеек;

- транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 5 827 рублей;

- пени по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 982 рубля 64 копейки;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 230 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 153 рублей 66 копеек.

Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований.

С решением суда не согласилась Межрайонная ИФНС России № 12 по Республике Татарстан, в апелляционной жалобе, подписанной ее представителем Тарасовой Н.А., ставится вопрос об отмене итогового судебного акта по мотиву нарушения норм материального и процессуального права.

Податель жалобы ссылается на правильность расчета Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан по исчислению пени за несвоевременное исполнение административным ответчиком обязанности по уплате задолженности по обязательным платежам. Указывает на своевременное принятие налоговым органом мер, направленных на принудительное взыскание задолженности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Макаров Ю.А., извещенный в надлежащем порядке о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Макарова Ю.А.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 1 статьи 432 Кодекса).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 430 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

На основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 363 Кодекса уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).

Согласно статье 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признаётся календарный год.

Пунктом 1 статьи 409 Кодекса определено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).

До 1 января 2021 года действовала глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

На основании статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса.

Согласно статье 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном главой 26.3 Кодекса.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (пункт 1 статьи 346.29 Кодекса), которым является потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога (статья 346.27 Кодекса).

Для исчисления суммы налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные Налоговым Кодексом физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Пунктом 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункту 1 статьи 207 Кодекса).

В соответствии с подпунктами 3 и 4 статьи 228 Кодекса указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 229 Налогового Кодекса Российской Федерации).

При наличии у физического лица объектов налогообложения, налоговый орган направляет налогоплательщику-гражданину налоговое уведомление для выполнения им обязанности по уплате имущественных налогов - транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц, а также в определенных случаях - НДФЛ (подпункт 1 пункта 1 статьи 23, пункт 2 статьи 52, пункт 3 статьи 52, пункт 6 статьи 228, пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 2 статьи 409 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим к уплате налогам. При этом в отношении каждого налога должны быть указаны сумма налога к уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога, реквизиты для перечисления платежей (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 7 Приказа ФНС России Приказа ФНС России от 7 сентября 2016 года № ММВ-7-11/477@). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

При выявлении недоимки по налогам, сборам и страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14 августа 2020 года № ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Кодекса).

Требование об уплате налога представляет собой извещение налогоплательщика об имеющейся недоимке и о необходимости уплатить ее, а также начисленные на момент оформления требования пени в установленный срок. В требовании указываются, в частности, подлежащие уплате суммы недоимки и пеней, меры по их взысканию в случае неисполнения требования (пункт 1, 2, 4, 8 статьи 69, пункт 1 статьи 75 Кодекса).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

При неисполнении требований налоговых обязательств, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и подтверждается справкой, подписанной начальником ГИБДД ОМВД России по Спасскому району Республики Татарстан Сафиуллиным Р.Р., административному ответчику принадлежали на праве собственности следующие транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения:

- автомобиль марки «ВАЗ21120» с государственным регистра-ционным знаком .... (дата регистрации права собственности с 19 ноября 2010 года),

- автомобиль марки «ГАЗ2705» с государственным регистрационным знаком .... (дата регистрации права собственности с 15 декабря 2011 года).

Макарову Ю.А. начислен транспортный налог за 2019, 2018, 2015 года за автомобиль марки «ВАЗ21120» в общей сумме 2 721 рубль (907*3). За автомобиль марки «ГАЗ2705» начислен транспортный налог за 2019, 2018, 2015 год в общей сумме 14 760 рублей (4 920*3).

Также административному ответчику принадлежат земельные участки, расположенные по адресу:

- <адрес> (кадастровый номер ....),

- <адрес> (кадастровый номер ....),

- <адрес> (кадастровый номер ....),

- <адрес> (кадастровый номер ....).

В отношении земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, административным истцом исчислена сумма земельного налога за 2019 год в размере 230 рублей, за 2018 год в размере 230 рублей, за 2015 год в размере 115 рублей.

За земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, налоговым органом исчислена сумма земельного налога за 2018 год в размере 1 420 рублей, за 2015 год в размере 5 000 рублей.

В отношении земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан исчислена сумма земельного налога за 2015 год в размере 134 рубля.

За земельный участок с кадастровым номером .... налоговым органом произведен расчет суммы земельного налога за 2015 год в размере 3 537 рублей.

Кроме того, за Макаровым Ю.А. зарегистрированы следующие объекты недвижимого имущества:

- помещение с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес>,

- жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>,

- строение с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес>.

В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан исчислена сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 6 059 рублей, за 2015 год в размере 14 442 рублей.

За жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером ...., административным истцом исчислена сумма налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 10 рублей.

В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, налоговым органом исчислена сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 262 рублей.

Согласно налоговому уведомлению № 71959500 от 27 сентября 2016 года, административному ответчику исчислен к оплате за 2015 год транспортный налог в размере 5 827 рублей, земельный налог за 2015 год в размере 8 786 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 14 621 рубль. Сумму задолженности надлежало уплатить в срок до 1 декабря 2016 года.

1 августа 2019 года сформировано налоговое уведомление № 57500953, в котором указано на необходимость уплатить исчисленную сумму транспортного налога за 2018 год в размере 5 827 рублей, земельного налога за 2018 год в размере 1 650 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 6 059 рублей.

Согласно налоговому уведомлению от 3 августа 2020 года № 12635051, налогоплательщику надлежало в срок до 1 декабря 2019 года уплатить сумму задолженности за транспортным налог за 2019 год в размере 5 827 рублей и земельный налог за 2019 год в размере 230 рублей.

Налоговые уведомления № 71959500 от 27 сентября 2016 года, № 57500953 от 1 августа 2019 года, № 12635051 от 3 августа 2020 года направлены административному ответчику посредством почтового отправления.

Помимо этого, Макаров Ю.А. с 31 декабря 2004 года по 6 августа 2019 года осуществлял деятельность индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, ЕНВД, а также, НДФЛ.

В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей в установленный законом срок, руководителем Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее – ИФНС России по Московскому району города Казани) 18 января 2016 года вынесено Постановление № 2342 о взыскании с индивидуального предпринимателя Макарова Ю.Г. налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 10 271 рублей 52 копеек.

Постановлением руководителя ИФНС России по Московскому району города Казани от 17 апреля 2017 года № 3727 с административного ответчика произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 14 147 рублей 57 копеек.

На основании указанного постановления 29 мая 2017 года судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП России по Республике Татарстан возбуждено исполнительное производство №4834/17/16048-ИП, которое окончено 28 февраля 2019 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Постановлением руководителя ИФНС России по Московскому району города Казани от 12 июля 2017 года № 4024 с индивидуального предпринимателя Макарова Ю.А. произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 8 227 рублей 45 копеек.

Постановлением руководителя ИФНС России по Московскому району города Казани от 10 августа 2017 года № 5118 с индивидуального предпринимателя Макарова Ю.А. произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 12 863 рубля 83 копейки.

На основании данного постановления 30 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП России по Республике Татарстан возбуждено исполнительное производство №7860/17/16048-ИП, которое окончено 28 февраля 2019 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Постановлением руководителя ИФНС России по Московскому району города Казани от 11 января 2018 года № 7955 с административного ответчика произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 16 428 рублей 93 копеек.

На основании данного постановления 17 января 2018 года судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП России по Республике Татарстан возбуждено исполнительное производство № 295/18/16048-ИП, которое окончено 27 февраля 2019 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Постановлением руководителя ИФНС России по Московскому району города Казани от 14 марта 2018 года № 2091 с индивидуального предпринимателя Макарова Ю.А. произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 34 947 рублей 95 копеек.

На основании данного постановления 19 марта 2018 года судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП России по Республике Татарстан возбуждено исполнительное производство № 2505/18/16048-ИП, которое окончено 28 февраля 2019 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Постановлением руководителя ИФНС России по Московскому району города Казани от 6 июня 2018 года № 3217 с административного ответчика произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 5 106 рублей 56 копеек.

13 июня 2018 года на основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП России по Республике Татарстан возбуждено исполнительное производство № 5602/18/16048-ИП, которое окончено 27 февраля 2019 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Постановлением руководителя ИФНС России по Московскому району города Казани от 5 апреля 2019 года № 1853 с индивидуального предпринимателя Макарова Ю.А. произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в общем размере 33 706 рублей 15 копеек.

17 апреля 2018 года на основании данного Постановления судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП России по Республике Татарстан возбуждено исполнительное производство № 5658/19/16048-ИП, которое окончено 4 июля 2019 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Судебным приказом № 2а-93/2018, выданным мировым судьёй судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан 18 апреля 2018 года, с Макарова Ю.А. взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц в размере 5 827 рублей, пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 861 рубль 39 копеек, налогу на имущество физических лиц в размере 14 621 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 998 рублей 11 копеек, недоимку по земельному налогу с физических лиц в размере 8 786 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц в размере 539 рублей. Всего – 31 632 рубля 96 копеек.

Судебным приказом от 19 февраля 2020 года № 2а-10/2020 мировым судьёй судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан с Макарова Ю.А. взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 17596 рублей 62 копейки, пеня в размере 21 рубль 26 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 4126 рублей 70 копеек, пени в размере 4 рублей 99 копеек. Всего – 21 749 рублей 57 копеек.

Судебным приказом № 2а-116/2020, выданным мировым судьёй судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан 4 августа 2020 года, с Макарова Ю.А. взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц в размере 5 827 рублей, пени в размере 60 рублей 11 копеек, налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 6 059 рублей и пени в размере 62 рублей 51 копейки, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 1 650 рублей и пени в размере 17 рублей 3 копеек.

26 января 2021 года Макарову Ю.А. посредством почтовой связи направлено требование № 1052 об уплате в срок до 4 марта 2021 года задолженности по транспортному налогу в размере 5 827 рублей, пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 41 рубля 27 копеек, начисленных на указанную сумму недоимки за период с 2 декабря 2020 года по 20 января 2021 года, земельному налогу в размере 230 рублей, пени по земельному налогу в размере 1 рубля 63 копеек, начисленных на указанную сумму недоимки за период с 2 декабря 2020 года по 20 января 2021 года.

23 июля 2021 года административный истец направил Макарову Ю.А. посредством почтовой связи требование № 20286 от 17 июля 2021 года об уплате в срок до 25 августа 2021 года задолженности по: пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 16 рублей 96 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц - 12 рублей 39 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц - 310 рублей 10 копеек, пени по транспортному налогу - 677 рублей 11 копеек, пени по транспортному налогу - 265 рублей 68 копеек, пени по ЕНВД – 7 312 рублей 51 копейка, пени по ЕНВД - 292 рубля 10 копеек, пени по налогу на имущество в размере 1 052 рубля 23 копейки, пени по налогу на имущество - в размере 534 рубля 72 копейки, пени по земельному налогу - 152 рубля 03 копейки, пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 0 рублей 02 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 277 рублей 54 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 10 472 рубля 31 копейка, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 3 рубля 93 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 6 рублей 58 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 57 рублей 39 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 2 240 рублей 65 копеек. Общая сумма пени составила 23 684 рубля 25 копеек.

26 ноября 2021 года мировым судьёй судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан выдан судебный приказ № 2а-213/2021 о взыскании с Макарова Ю.А. в доход государства задолженности в общей сумме 29 784 рубля 15 копеек. Из них: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 16 рублей 96 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц - 322 рубля 49 копеек, транспортный налог – 5 827 рублей, пени по транспортному налогу - 984 рубля 06 копеек, пени по единому налогу на вменённый доход – 7 604 рубля 61 копейка, пени по налогу на имущество – 1 586 рублей 95 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений - 230 рублей, пени по земельному налогу - 153 рубля 66 копейки, пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 0 рублей 02 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10749 рублей 85 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 3 рублей 93 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - 6 рублей 58 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 2 298 рублей 4 копейки.

Из расчёта пени, представленного налоговым органом видно, что:

- пени по налогу на доходы физических лиц начислены за период с 11 апреля 2017 года по 16 июля 2021 года в сумме 116 рублей 88 копеек (начисление на 709 рублей за 2017 год, взысканные по постановлению НО № 5118 от 10 августа 2017 года); с 18 января 2017 года по 16 июля 2021 года в сумме 102 рубля 33 копейки (начисление на 586 рублей за 2016 год, взысканные по постановлению НО № 3727 от 17 апреля 2017 года); с 18 января 2017 года по 16 июля 2021 года в размере 90 рублей 89 копеек (начисление на 586 рублей за 2016 год, взысканные по постановлению НО № 3727 от 17 апреля 2017 года); с 1 января 2019 года по 27 января 2019 года в сумме 12 рублей 39 копеек (начисление в 1 776 рублей 3 копейки за 2016, 2017 годы, взысканные по постановлениям НО № 3727 от 17 апреля 2017 года № 5118 от 10 августа 2017 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены с 27 августа 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 2 000 рублей 75 копеек (начисление на 17 596 рублей 62 копейки за 2019 год, взысканные по судебному приказу № 2А-10/2020 от 19 февраля 2020 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 4 635 рублей 19 копеек (начисление на 26545 рублей за 2018 год, взысканные по постановлению НО № 1853 от 5 апреля 2019 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 3 708 рублей 95 копеек (начисление на 23 400 рублей за 2017 год, взысканные по постановлению НО № 2091 от 14 марта 2018 года); с 1 января 2019 года по 27 января 2019 года в сумме 277 рублей 54 копейки (начисление на 48639 рублей 60 копеек за 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № 2091 от 14 марта 2018 года, № 1853 от 5 апреля 2019 года);

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование начислены с 27 августа 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 469 рублей 20 копеек (начисление на 4126 рублей 70 копеек за 2019 год, взысканные по судебному приказу № 2А-10/2020 от 19 февраля 2020 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 1 019 рублей 77 копеек (начисление на 5 840 рублей за 2018 год, взысканные по постановлению НО № 1853 от 5 апреля 2019 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 721 рубль 79 копеек (начисление на 4 590 рублей за 2017 год, взысканные по постановлению НО № 2091 от 14 марта 2018 года); с 1 января 2019 года по 27 января 2019 года в сумме 57 рублей 39 копеек (начисление на 10 173 рубля 95 копеек за 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № 2091 от 14 марта 2018 года, № 1853 от 5 апреля 2019 года);

- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности начислены с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 800 рублей 46 копеек (начисление на 4 855 рублей за 2017 год, взысканные по постановлению НО № 7955 от 11 января 2018 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 1 604 рублей 58 копеек (начисление на 9732 рубля за 2016 год, взысканные по постановлению НО № 5118 от 10 августа 2017 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 1 209 рублей 40 копеек (начисление на 6 955 рублей за 2016 год, взысканные по постановлению НО № 3727 от 17 апреля 2017 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 406 рублей 8 копеек (начисление на 2 874 рубля за 2016 год, взысканные по постановлению НО № 3727 от 17 апреля 2017 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 1 322 рублей 90 копеек (начисление на 10 153 рубля за 2015 год, взысканные по постановлению НО № 2342 от 18 января 2016 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 756 рублей 47 копеек (начисление на 4 855 рублей за 2017 год, взысканные по постановлению НО № 3217 от 6 июня 2018 года); с 28 января 2019 года по 16 июля 2021 года в сумме 800 рублей 46 копеек (начисление на 4 855 рублей за 2017 год, взысканные по постановлению НО № 2091 от 14 марта 2018 года); с 1 января 2019 года по 27 января 2019 года в сумме 292 рубля 10 копеек (начисление на 41 877 рублей 65 копеек за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № 7955 от 11 января 2018 года № 4024 от 12 июля 2017 года, № 5118 от 10 августа 2017 года, № 3727 от 17 апреля 2017 года, № 2342 от 18 января 2016 года № 3217 от 6 июня 2018 года, № 2091 от 14 марта 2018 года.

Определением мирового судьи от 17 декабря 2021 года судебный приказ по делу № 2а-213/2021 отменен в связи с поступившим возражением должника относительно его исполнения.

7 апреля 2022 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования налогового органа в части взыскания с Макарова Ю.А. транспортного налога, земельного налога и пени по ним, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованность требований административного истца по данным видам задолженности подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Размер взыскиваемых налоговым органом обязательных платежей и санкций по транспортному налогу и земельному налогу рассчитан правильно, административное исковое заявление подано в пределах срока обращения в суд за принудительным взысканием налогов.

Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.

Как следует из материалов дела, установленная законом процедура принудительного взыскания недоимки и пени по указанным видам задолженности административным истцом соблюдена, административное исковое заявление налоговым органом предъявлено в Спасский районный суд Республики Татарстан в пределах шестимесячного срока. Доказательств своевременной уплаты административным ответчиком указанных видов налога в материалах дела не представлено.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о взыскании пени по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц, единому налогу на вменный доход, налогу на имущество физических лиц за 2015 год, суд первой инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока для предъявления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании обязательных платежей и санкций за счет имущества должника.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.

В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Исходя из пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 данного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 названного Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 данного Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность взыскания недоимок с организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном или в судебном порядке.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в силу положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления налоговых органов о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

В данном случае, как верно установлено судом первой инстанции, несвоевременное исполнение административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов, НДФЛ, ЕНВД послужило основанием для вынесения руководителем ИФНС России по Московскому району города Казани Постановлений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

При этом, возбужденные на основании данных постановлений перечисленные выше исполнительные производства были окончены на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Вместе с тем, доказательств принятия мер принудительного взыскания задолженности, в частности, доказательств направления исполнительных документов в службу судебных приставов в сроки, установленные статьей 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Инспекцией в нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Частью 4 статьи 46 указанного Федерального закона установлено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Таким образом, с момента возвращения судебным приставом-исполнителем постановлений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика повторное предъявление требования возможно в пределах шестимесячного срока со дня возвращения исполнительного документа.

Возможность принудительного взыскания недоимок с индивидуального предпринимателя за соответствующий период утрачивается при истечении срока давности взыскании налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.

Применив к рассматриваемым обстоятельствам приведенные нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске налоговым органом шестимесячного срока для повторного предъявления исполнительного документа.

При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2020 года № 32-П).

С должной степенью осмотрительности в целях надлежащего осуществления обязанностей в области налогов и сборов налоговый орган имел объективную возможность своевременно обратиться в службу судебных приставов за принудительным взысканием налоговой задолженности. Своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления налогового органа, наличия у него реальной возможности действий, и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию ими своих полномочий в установленный законом срок.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о соблюдении административным истцом сроков взыскания налоговой задолженности необходимо отметить, что процедуры, направленные на взыскание налоговой задолженности, носят самостоятельный характер, применяются независимо друг от друга, имеют свои срок, по истечении которых налоговый орган утрачивает саму возможность принудительного взыскания налоговой задолженности, что гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

Соответственно, вывод районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части взыскания пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, НДФЛ, ЕНВД, налогу на имущество физических лиц за 2015 год, поскольку налоговый орган утратил возможность для принудительного взыскания недоимки, является правомерным.

Проверяя расчет пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 000 рублей 75 копеек, начисленных за период с 27 августа 2019 года по 16 июля 2021 года на задолженность по взносам за 2019 год в размере 17 596 рублей 62 копейки, и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 469 рублей 20 копеек, начисленных за период с 27 августа 2019 года по 16 июля 2021 года на задолженность по взносам за 2019 год в размере 4126 рублей 70 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение судебного приказа по делу № 2а-10/2020 от 19 августа 2020 года в ходе исполнительного производства № 7411/20/16048-ИП осуществлено Макаровым Ю.А. путем зачисления денежных средств на депозитный счет Спасского РОСП УФССП по Республике Татарстан.

Также районным судом верно отмечено о частичном погашении Макаровым Ю.А. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц путем внесения денежных средств по исполнительному производству №15718/20/16048-ИП на депозитный счет органа принудительного исполнения.

Используя системный анализ статьи 70 и 110 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», отмечая, что зачисление денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов свидетельствует о надлежащем исполнении должником денежных обязательств перед кредитором, применяя положения статей 69, 70, 75, главы 34 Налогового Кодекса Российской Федерации, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что с Макарова Ю.А. подлежат взысканию пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 26 августа 2019 года по 16 июля 2021 года в размере 1981 рубль 23 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 год в размере 463 рубля 61 копейки, начисленных за период с 26 августа 2019 года по 16 июля 2021 года, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 384 рубля 20 копеек, начисленных за период с 21 января 2020 года по 16 июля 2021 года.

Ссылка административного истца на бесспорность автоматизированного расчета задолженности, примененного по данному делу налоговым органом, является безосновательной и противоречит обстоятельствам дела. Перерасчет указанной задолженности произведен судом первой инстанции в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и с учетом доказательств, содержащихся в материалах дела, оснований сомневаться в его правильности у судебной коллегии не имеется.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которое бы повлекло отмену итогового судебного акта по настоящему административному делу не допущено.

Иные доводы апелляционной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при постановке обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при разрешении требований настоящего административного искового заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 7 июля 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан Тарасовой Натальи Анатольевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

составлено 16 сентября 2022 года

Определение29.09.2022