НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 16.09.2022 № 2А-2805/2022

Судья Саматова Д.И. УИД 16RS0050-01-2021-008054-30

дело в суде первой инстанции № 2а-2805/2022

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-14249/2022

учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Гафарова Р.Ф., Шакуровой Н.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 31.05.2022, которым постановлено:

«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности и пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, года рождения, уроженца города , зарегистрированного по адресу: 33, , ИНН ...., в доход соответствующего бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с 01.01.2017), за 2018 год в размере 26 545 рублей; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 5 840 рублей; налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 761 рублей; пени в размере 137 рублей 15 копеек, начисленные на сумму недоимки в размере 26 545 рублей за период с 10.01.2019 по 29.01.2019; пени в размере 30 рублей 17 копеек, начисленные на сумму недоимки в размере 5 840 рублей за период с 10.01.2019 по 29.01.2019.

Взыскать с ФИО1, года рождения, уроженца города , зарегистрированного по адресу: , ИНН ...., в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 1 259 рублей 40 копеек.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 84 рублей 22 копеек; пени, начисленные на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие с 01.01.2017, в размере 103 рублей 81 копейки, пени, начисленные на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с 01.01.2017), в размере 529 рублей 23 копеек; пени, начисленные на налог на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 32 рублей 23 копеек; пени по налогу на имущество в размере 5 рублей 23 копеек; пени по транспортному налогу в размере 12 рублей 28 копеек оставить без удовлетворения».

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 4) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, налога на доходы физических лиц, налога на имущество, транспортного налога.

МРИ ФНС № 4 произведено начисление в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 3 723 рублей 75 копеек. Поскольку указанная задолженность была уплачена не в установленный законом срок, МРИ ФНС № 4 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 84 рублей 22 копеек. Также ФИО1 исчислены: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 5 840 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 133 рублей 98 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерачсеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 26 545 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 666 рублей 38 копеек.

Кроме того ФИО1 исчислен налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в размере 2 761 рубля. Поскольку налог на доходы физических лиц в установленные законодательством сроки не уплачен, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 32 рублей 23 копеек.

ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: ; квартира, расположенная по адресу: . Исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 358 рублей, за 2017 год в размере 3 440 рублей. Поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц была уплачена не в установленные законодательством сроки, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 5 рублей 23 копеек.

Согласно сведениям, полученным от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, ФИО1, на праве собственности принадлежит транспортное средства: автомобиль легковой, марка/модель: , государственный регистрационный знак ..... МРИ ФНС № 4 в соответствии со статьями 52, 362 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Законом Республики Татарстан «О транспортном налоге» произвел начисление транспортного налога за 2017 год в размере 840 рублей. Поскольку транспортный налог в установленные законодательством сроки не уплачен, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 12 рублей 28 копеек.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 11.10.2019 с ФИО1 взыскана налоговая задолженность. В связи с поступившими возражениями ФИО1 определением мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 24.12.2020 судебный приказ отменен.

Административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность в общей сумме 36 080 рублей 32 копейки, из которых: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 84 рублей 22 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 5 840 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 133 рублей 98 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 26 545 рублей, пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере 666 рублей 38 копеек; налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в размере 2 761 рубля, пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в размере 32 рублей 23 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5 рублей 23 копеек; пени по транспортному налогу в размере 12 рублей 28 копеек.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены.

Суд принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права; неправильно определены обстоятельства дела. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в возражениях на административное исковое заявление. Указывает, что административным истцом не указан период взыскания недоимки, неверно представлен расчет недоимки; пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Просит принять по административному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены статьями 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 зарегистрирован в качестве адвоката, имеет реестровый № .....

Для добровольной уплаты задолженности ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 14514 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24.12.2018 об уплате в срок до 28.01.2019, пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 39 рублей 03 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 520 рублей 01 копейки; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 640 рублей 97 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в размере 102 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральном фонде обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 в размере 125 рублей 73 копейки.

ФИО1 направлено налоговое требование № 2522 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 30.01.2019 со сроком уплаты до 18.03.2019 пени по транспортному налогу в размере 12 рублей 28 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 5 рублей 23 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017), в размере 137 рублей 15 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 30 рублей 17 копеек; налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, срок уплаты налога 16.07.2018, в размере 1 380 рублей; налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, срок уплаты налога 15.10.2018 в размере 690 рублей; транспортного налога с физических лиц за 2017 год в размере 840 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 358 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с 01.01.2017), срок уплаты налога 09.01.2019 в размере 26 545 рублей; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, срок уплаты налога 09.01.2019 в размере 5 840 рублей; налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, срок уплаты налога 15.01.2019 в размере 691 рубля; 26.02.2019 указанное требование направлено в адрес ФИО1 заказным письмом, что подтверждается списком почтовых отправлений № 1109 (л.д.14).

Из материалов дела следует, что в 2017 году ФИО1 являлся собственником транспортного средства – , государственный регистрационный знак ....; ФИО1 является собственником недвижимого имущества: квартиры с кадастровым номером ...., расположенной по адресу: ; квартиры с кадастровым номером ...., расположенной по адресу: .

ФИО1 направлено налоговое уведомление от 19.08.2018 № 68278143, в соответствии с которым административному ответчику произведен расчет транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год со сроком уплаты не позднее 03.12.2018. 24.08.2018 налоговое уведомление направлено ФИО1 заказным письмом, что подтверждается списком почтовых отправлений № 1109 (л.д.21).

Общая сумма исчисленного транспортного налога за 12 месяцев владения в 2017 году транспортным средством составила 840 рублей; сумма исчисленного налога за 12 месяцев владения имуществом составила 3 798 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 14.02.2018 судебный приказ мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 02.02.2018 о взыскании с ФИО1 в пользу МРИ ФНС № 4 задолженности: по налогу на доходы физических лиц пени в размере 136 рублей 09 копеек, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 18 984 рублей 54 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 в размере 3 723 рублей 75 копеек, пени в размере 219 рублей 83 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 1 120 рублей 72 копеек отменен.

Платежным документом от 25.06.2018 ФИО1 произведена оплата в размере 2 761 рубля. Согласно пояснениям административного истца, сумма была зачтена за 2016 год: по сроку уплаты 15.07.2016 в сумме 712 рублей, по сроку уплаты 17.10.2016 в сумме 356 рублей, по сроку уплаты 16.01.2017 в сумме 357 рублей; за 2017 год: по сроку уплаты 16.07.2018 в сумме 1 336 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 24.09.2018 по административному делу № М4-2а-1083/2018 отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 07.09.2018 о взыскании с ФИО1 в пользу МРИ ФНС № 4 задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017: пени в размере 144 рублей 43 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 в размере 4 590 рублей; пени в размере 42 рублей 69 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017; пени в размере 181 рубля 35 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 16.05.2019 по административному делу № М 4-2а-772/2018 отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 07.08.2019 о взыскании с ФИО1 задолженности в общем размере 23 969 рублей 21 копейки, из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017, в размере 23 400 рублей и пени в размере 36 рублей 27 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии: пени в размере 419 рублей 25 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017: пени в размере 31 рубля 46 копеек.

20.03.2019 МРИ ФНС № 4 обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам в общей сумме 4 957 рублей 90 копеек, из них: пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за период с 04.02.2018 по 19.02.2018 в размере 181 рубля 35 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год, в размере 4 590 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 29.09.2017 по 19.02.2018 в размере 143 рублей 86 копеек, за период с 15.01.2018 по 12.02.2018 в размере 42 рублей 69 копеек.

Определением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15.08.2019 производство по делу № 2а-2964/2019 по административному иску МРИ ФНС № 4 к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности в размере 4 957 рублей 90 копеек прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 11.10.2019 с ФИО1 взыскана налоговая задолженность. В связи с поступившими возражениями ФИО1 определением мирового судьи судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 24.12.2020 судебный приказ отменен.

Удовлетворяя требования административного искового заявления в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), за 2018 год в размере 26 545 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 5 840 рублей, налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 761 рублей; пени в размере 137 рублей 15 копеек, начисленных на сумму недоимки в размере 26 545 рублей за период с 10.01.2019 по 29.01.2019; пени в размере 30 рублей 17 копеек, начисленных на сумму недоимки в размере 5 840 рублей за период с 10.01.2019 по 29.01.2019, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате указанной налоговой задолженности; срок взыскания налоговой задолженности не пропущен, расчет составлен правильно, полномочия лица, подписавшего административное исковое заявление, оформлены и подтверждены надлежащим образом.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах налогового законодательства и подтверждаются материалами дела.

Статья 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает собой особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами.

Из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что счисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производят в том числе, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, в том числе вопросы взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, переданы налоговым органам в связи с упразднением этих функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с указанной даты.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В силу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решение суда отвечает указанным положениям закона. Как следует из материалов дела, установленная законом процедура принудительного взыскания налоговой задолженности административным истцом соблюдена.

Доказательства исполнения обязанности по уплате законно установленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с 01.01.2017), за 2018 год в размере 26 545 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 5 840 рублей, налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 761 рублей, пени в размере 137 рублей 15 копеек, начисленных на сумму недоимки в размере 26 545 рублей за период с 10.01.2019 по 29.01.2019; пени в размере 30 рублей 17 копеек, начисленных на сумму недоимки в размере 5 840 рублей за период с 10.01.2019 по 29.01.2019, в материалах дела отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 84 рублей 22 копеек, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие с 01.01.2017, в размере 103 рублей 81 копейки, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды с 01.01.2017), в размере 529 рублей 23 копеек, пени, начисленные на налог на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 32 рублей 23 копеек, пени по налогу на имущество в размере 5 рублей 23 копеек, пени по транспортному налогу в размере 12 рублей 28 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не были предприняты меры к принудительному взысканию суммы транспортного налога за 2017 год, налога на имущество физических лиц за 2017 год и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции в указанной части правильными.

Как правильно указал суд первой инстанции, данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 17.02.2015 № 422-О, согласно которой пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска в части взыскания пени в размере 32 рублей 23 копеек, исчисленных на сумму недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанная недоимка не отражена в требовании об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа и процентов по состоянию на 30.01.2019, следовательно, указанная недоимка взысканию не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока исковой давности для обращения в суд являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предусмотренный законом срок на обращение в суд с данными требованиями административным истцом не пропущен.

В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела видно, что в требовании от 30.01.2019 № 2522 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ФИО1 установлен срок его исполнения до 18.03.2019.

Поскольку в установленный в требовании срок задолженность не была уплачена, МРИ ФНС № 4 обратилась к мировому судье судебного участка № 4 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности.

11.10.2019 вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 24.12.2020 в связи с поступившим возражением от ФИО1

МРИ ФНС № 4 обратилась в суд с настоящим иском 15.06.2021, то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом не указаны периоды возникновения задолженности, отсутствуют доказательства направления требований об уплате налога и пени, неверно представлен расчет недоимки, несостоятельны и опровергаются материалами дела.

Расчет размера взыскиваемых сумм произведен в соответствии с требованиями закона, неисполненной налоговой обязанности по оплате налога и пени. Контррасчет взыскиваемых сумм, иные доказательства в обоснование доводов административным ответчиком не представлены.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, как и не содержит каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права, не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводы суда, повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в возражениях, представленных в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшие верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.

Суд первой инстанции принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда судебная коллегия считает правильным, а апелляционную жалобу – подлежащей отклонению.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 31.05.2022 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 23.09.2022.

Определение29.09.2022