НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 14.12.2023 № 2-10/2023

Судья Ханипов Р.М. УИД: 16RS0028-01-2022-000790-15

Дело № 2-10/2023

Дело № 33-18659/2023

Учет № 073г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2023 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азмухановым Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Султановой Н.Х. – Фадеевой Л.Р. на решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 1 февраля 2023 года, которым исковое заявление Султановой Н.Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Республике Татарстан о восстановлении нарушенных пенсионных прав удовлетворено частично.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика Карымова А.С. и Закировой А.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Султанова Н.Х. (далее – истица) обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Республике Татарстан (далее – ОСФР по РТ) с требованием в вышеприведенной формулировке.

В обоснование заявленного требования истица указала на то, что 30 ноября 2015 года она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Альметьевске РТ (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Регистрационный номер заявления 816280/15. В качестве доказательств наличия оснований для назначения досрочной пенсии по старости к заявлению была приложена, в том числе трудовая книжка. Пенсия ей была назначена.

В конце сентября 2021 года истица обратила внимание, что пенсия начала приходить в меньшем размере. По звонку в клиентскую службу в Сармановском районе РТ истице пояснили, что произошла переплата досрочной страховой пенсии и рекомендовали подойти в отделение для уточнения. В октябре 2021 года, подойдя лично в названную клиентскую службу истица узнала о том, что с её пенсии взимают переплату досрочной страховой пенсии за период с 30 ноября 2015 года по 30 июня 2021 года, общий размер которой составил сумму 299 943 рубля 79 копеек. Также истице выдали справку № 100-21-002-0491-9409 от 04 октября 2021 года о выплатах, где отражены удержания, произведенные из её пенсии и иных социальных выплат за период с 01 января 2021 года по 30 сентября 2021 года в размере 20 % и в сумме 996 рублей 59 копеек. Кроме того, истице выдали копию решения № 816280/15 от 16 июня 2021 года об отказе в назначении пенсии.

Так, названным решением ответчик отказал истице в удовлетворении её заявления от 30 ноября 2015 года о назначении досрочной страховой пенсии по старости и начал производить удержания из пенсии и иных социальных выплат. Более того, за июнь 2021 года пенсия истице вообще не была выплачена, что подтверждается выпиской с банковского счета истца.

Действия ответчика истице полагала необоснованными, нарушающими её права и законные интересы. Умысла утаить какие-либо сведения или предоставить недостоверные сведения, истица не имела, корыстных побуждений в получении излишних сумм она не преследовала. По результатам рассмотрения представленных документов ответчиком была назначена страховая пенсия, что свидетельствует об отсутствии у должностных лиц Пенсионного фонда на тот момент каких-либо нареканий в отношении представленных истцом документов. Поэтому вменение Пенсионным органом в вину истице нарушения пункта 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не обоснованно.

Также истица полагала, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии могут производиться только на основании решения суда, при установлении в судебном порядке факта злоупотреблений со стороны пенсионера.

Более того, решением № 816280/15 от 16 июня 2021 года ответчик фактически исключил из её льготного стажа (не включил), в том числе:

- период работы с 27 сентября 1989 года по 21 марта 1991 года в должности старшей медсестры в детском саду нефтеперекачивающей станции «Муслюмово», со ссылкой на то, что в соответствии с ответом на запрос № 10-05-01/60 от 02 марта 2021 года по архивным данным Альметьевского РНУ (филиал АО «Транснефть-Прикамье») не подтверждается факт работы Султановой (Салемгараевой) Н.Х., <дата> года рождения;

- период работы с 01 января 2003 года по 28 марта 2003 года в должности акушерки Альметьевского фельдшерско-акушерского пункта Сармановской ЦРБ, со ссылкой на то, что ею не выработана ставка как предусмотрено пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

С невключением данных периодов работы истица не согласна, поскольку в трудовой книжке истицы запись о работе в должности старшей медсестры в детском саду нефтеперекачивающей станции «Муслюмово» присутствует, имеются реквизиты приказа № 21 от 19 февраля 1991 года, заверенная печатью организации и подписью ответственного лица организации.

Относительно же работы в должности акушерки Альметьевского фельдшерско-акушерского пункта Сармановской ЦРБ в трудовой книжке не указано, что она работала на неполной ставке, а согласно табелей учета рабочего времени, утвержденных начальником отдела здравоохранения Сармановского района МЗ РТ ФИО22 и за подписями председателя, начальника отдела кадров, главного экономиста, заведующего ФАП, истица работала на полной ставке с окладом 910 рублей.

Таким образом, как полагала истица, к моменту обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости, у неё имелся подтвержденный льготный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Исходя из изложенного, истица, с учетом последующего увеличения и уточнения исковых требований, просила суд признать незаконным и отменить решение Пенсионного фонда № 816280/15 от 16 июня 2021 года об исключении из специального стажа указанных периодов работы и об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, а также признать незаконным решение Пенсионного фонда № 38 от 23 июня 2021 года о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, обязать ответчика включить в её трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период её работы в ГУЗ «Сармановская ЦРБ» с января по март 2003 года в льготном исчислении – 1 год за 1 год 3 месяца, обязать ответчика произвести перерасчет льготного стажа с учетом включенного периода работы, обязать ответчика произвести возврат удержанных сумм пенсии на основании решения № 38 от 23 июня 2021 года по состоянию на день вынесения судом решения, взыскать с ответчика назначенную, но не выплаченную пенсию трудовую пенсию за июнь 2021 года, взыскать с ответчика неустойку (фактически проценты) согласно статье 395 ГК РФ в сумме 1 289 рублей 86 копеек, и по день фактического перечисления невыплаченной суммы пенсии за июнь 2021 года.

В суд истица и её представитель не явились, при этом от представителя истицы в суд поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия стороны истицы, заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – ОСФР по РТ в суд не явился, представив суду письменные возражения по существу заявленных требований, которыми с иском не согласился, и просил отказать в удовлетворении искового заявления, приводя, при этом, доводы, подробно изложенные в своих письменных возражениях.

Представитель третьего лица – ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель третьего лица – АО «Транснефть-Прикамье» с заявленным истцом требованием, относительно включения в стаж её работы с 27 сентября 1989 года по 21 марта 1991 года в должности старшей медсестры в детском саду нефтеперекачивающей станции «Муслюмово», не согласился и пояснил, что им были проверены все архивные документы организации и факт работы истицы у них вообще ничем не подтверждается. По книгам начисления заработной платы в этот период на указанной должности работала ФИО10, а реквизиты приказов принятия на работу и увольнения с работы, которые отражены в трудовой книжке истицы, не совпадают с реально имеющимися записями в книгах приказов (по номерам, датам и содержанию).

Решением Сармановского районного суда Республики Татарстан от 1 февраля 2023 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 февраля 2023 года, постановлено:

Исковое заявление Султановой Н.Х., – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение № 816280/15 от 16 июня 2021 года Отдела установления пенсий № 10 Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Татарстан в части отказа во включении в специальный стаж Султановой Н.Х. периода её работы в должности акушерки Альметьевского фельдшерско-акушерского пункта Сармановской ЦРБ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Республике Татарстан включить в специальный стаж Султановой Н.Х., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) период её работы с 01 января 2003 года по 28 марта 2003 года в должности акушерки Альметьевского фельдшерско-акушерского пункта Сармановской ЦРБ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Республике Татарстан произвести перерасчет специального стажа Султановой Н.Х., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом включенного судом периода её работы.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Республике Татарстан в пользу Султановой Н.Х. не выплаченную часть пенсии за июнь 2021 года, проценты за неправомерное удержание денежных средств, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, в размере 1 289 (одна тысяча двести восемьдесят девять) рублей 86 копеек, проценты за неправомерное удержание денежных средств, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, начисленных на сумму удержанной пенсии, размер которой составил 9 512 (девять тысяч пятьсот двенадцать) рублей 03 копейки, за период с 07 декабря 2022 года по день фактического перечисления невыплаченной суммы пенсии за июнь 2021 года, а также сумму в возврат уплаченной истцом государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части иска Султановой Н.Х. отказать.

В апелляционной жалобе представитель истицы Фадеева Л.Р. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска и вынести новое решение о полном удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что часть 5 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает, что пенсионер обязан извещать орган. осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств. Но Султанова Н.X. не могла знать о запросах, направляемых Пенсионным Фондом в адрес третьего лица: Акционерного общества "Транснефть-Прикамье" в 2021 году, а также о последующем ответе Акционерного общества "Транснефть-Прикамье". Виновных действий Султановой Н.X. нет, следовательно, Пенсионный Фонд не имеет права выносить решение по пункту 2 статьи 29 вышеуказанного закона "О страховых пенсиях". Ответчик был вправе обратиться в суд и получить решение суда согласно пункта 3 статьи 29 Федерального Закона "О страховых пенсиях".

В суд апелляционной инстанции истица Султанова Н.Х. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОСФР по РТ Карымов А.С. и Закирова А.Ю. с жалобой не согласились.

Представители третьих лиц: ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» и АО «Транснефть-Прикамье» в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из материалов дела следует, что 30 ноября 2015 года Султанова Н.Х. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком на основании представленных документов было принято решение о назначении таковой с момента обращения. Истица с указанного периода времени являлась получателем пенсии.

По результатам контрольной проверки выплатного дела истицы ответчиком вынесено решение № 416593/15 от 16 июня 2021 года об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, согласно которого указано на необходимость принятия решения об отказе Султановой Н.Х. в назначении пенсии по заявлению от 30 ноября 2015 года и в связи с выработкой ею специального стажа назначить ей пенсию с 23 ноября 2018 года.

Решением № 816280/15 от 16 июня 2021 года Отдел установления пенсии № 10 Отделения ПФР по РТ (г. Бугульма) отказал Султановой Н.Х. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку ею не выработан стаж в 30 лет на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии.

Исходя из названного решения, истицей выработан лишь стаж, составляющий 26 лет 3 месяца 9 дней.

В специальный стаж истицы ответчиком не был включен, в том числе период её работы с 27 сентября 1989 года по 21 марта 1991 года (1 год 5 месяцев 25 дней) в должности старшей медсестры в детском саду нефтеперекачивающей станции «Муслюмово».

Также, в специальный стаж истицы ответчиком не был включен, в том числе период работы с 01 января 2003 года по 28 марта 2003 года (2 месяца 28 дней) в должности акушерки Альметьевского фельдшерско-акушерского пункта Сармановской ЦРБ на 0,75 ставки, со ссылкой на то, что ею не выработана (полная) ставка как предусмотрено пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Кроме того, ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ вынесено решение № 38 от 23 июня 2021 года о взыскании со страховой пенсии излишне выплаченных сумм пенсии, начиная с 01 августа 2021 года ежемесячно в размере 20 % до полного погашения.

Полагая, что ее права нарушены Султанова Н.Х. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности решения ответчика о невключении периода работы с 27 сентября 1989 года по 21 марта 1991 года (1 год 5 месяцев 25 дней) в должности старшей медсестры в детском саду нефтеперекачивающей станции «Муслюмово».

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что факт работы в качестве старшей медсестры в детском саду подтверждается записью в трудовой книжке, отклоняются судебной коллегией за недоказанностью.

Действительно, из трудовой книжки истицы (серии АТ-IV .... от 24 апреля 1986 года) следует, что она, имея среднее специальное образование и квалификацию (специальность) «фельдшер», с 27 сентября 1989 года была принята на работу в детский сад «Лайсан» Муслюмовской нефтеперекачивающей станции на должность старшей медсестры, и с 21 марта 1991 года была уволена с работы, в связи с семейными обстоятельствами.

Также, в материалах дела имеется ксерокопия справки № 01-05/71 от 07 февраля 2011 года, выданной Султановой (Салемгараевой) Н.Х. за подписью начальника отдела кадров ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (ОАО «СЗМН»), в том, что истица действительно работала старшей медсестрой детского сада на нефтеперекачивающей станции «Муслюмово» Альметьевского РНУ с 27 сентября 1989 года (приказ № 234 от 27 сентября 1989 года) по 21 марта 1991 года (приказ № 21 от 19 февраля 1991 года).

Однако, как пояснила в суде первой инстанции представитель третьего лица – АО «Транснефть-Прикамье» (правопреемник нефтеперекачивающей станции «Муслюмово») по книгам начисления заработной платы в этот период на указанной должности работала ФИО18, а реквизиты приказов принятия на работу и увольнения с работы, которые отражены в трудовой книжке истицы, не совпадают с реально имеющимися записями в книгах приказов (по номерам, датам и содержанию). Эта же информация отражена в справке АО «Транснефть-Прикамье»

Таким образом, записи в трудовой книжке истицы о работе в указанный период не подтверждаются записями в первичных документах (в приказах, книгах начисления заработной платы, в которых записи об истице вообще отсутствуют). При такой ситуации, ответчик обоснованно не включил период работы истицы с 27 сентября 1989 года по 21 марта 1991 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Отказывая в удовлетворении иска Султановой Н.Х. о признании незаконным решения Пенсионного фонда № 38 от 23 июня 2021 года о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, и соответственно возврате удержанных сумм пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что решение № 38 от 23 июня 2021 года о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии вынесено ответчиком обоснованно, поскольку исходя из установленных судом обстоятельств, один из спорных периодов работы истицы вообще не подтверждается, что указывает на предоставление истицей в Пенсионный фонд документов, содержащих сведения не соответствующие действительности.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом о том, что истицей представлены сведения о работе в качестве старшей медсестры детского сада на нефтеперекачивающей станции «Муслюмово», не соответствующие действительности, полагает, что ответчиком нарушен порядок взыскания излишне выплаченных сумм пенсии.

В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных документов;

2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона;

3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Положения части 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» относятся к пенсионерам, уже получающим пенсию.

В то время, как истицей были представлены в пенсионный орган сведения не соответствующие действительности при подаче заявления о назначении пенсии. Поэтому удержание излишне выплаченных сумм пенсии, должно производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 29 вышеуказанного Федерального закона, а именно на основании решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан №38 от 23 июня 2021 года о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру Султановой Н.Х. с 1 августа 2021 года ежемесячно в размере 20% до полного погашения. Решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска. Вместе с тем, у пенсионного органа остается право взыскать в судебном порядке пенсию, излишне выплаченную вследствие злоупотребления истицы, представившей в пенсионный орган сведения о трудовой деятельности, не соответствующие действительности.

Поскольку решение ответчика №38 от 23 июня 2021 года о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных истице, признается незаконным, то иск в части взыскания необоснованно удержанной пенсии также подлежит удовлетворению.

Согласно справки ОСФР по РТ от 13 декабря 2023 года, с августа 2021 года по декабрь 2023 года из пенсии истицы было удержано в общей сумме 69 240 рублей 67 копеек. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.

В этой части решение суда также подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

Решение суда в части удовлетворения иска о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии, периода работы истицы с 01 января 2003 года по 28 марта 2003 года в должности акушерки Альметьевского фельдшерско-акушерского пункта Сармановской ЦРБ в льготном исчислении, о взыскании не выплаченной части пенсии за июнь 2021 года и процентов за неправомерное удержание денежных средств, сторонами не обжаловано.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 1 февраля 2023 года отменить в части отказа в признании незаконным решения о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, и принять в этой части новое решение.

Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан №38 от 23.06.2021 о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру Султановой Н.Х. с 01.08.2021 ежемесячно в размере 20% до полного погашения.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Султановой Н.Х. сумму необоснованно удержанной пенсии 69 240 рублей 67 копеек.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 15 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи