Судья ГатауллинР.А. УИД16RS0046-01-2020-001974-36 дело в суде первой инстанции №2а-3291/2020 дело в суде апелляционной инстанции №33а-14339/2020 учет №022а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи СибгатуллинойЛ.И., судей ГалимоваЛ.Т., КуляпинаД.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем СадиковойЭ.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГалимоваЛ.Т. административное дело по апелляционной жалобе Закирова ФИО4 на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от13.07.2020, которым постановлено: «административный иск Закирова ФИО5 о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» <дата> №.... оставить без удовлетворения». Проверив материалы административного дела, выслушав ФИО6 представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО7., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адресного номера. В обоснование административного иска указано, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <дата>, и расположенного на нём жилого дома с кадастровым номером .... (свидетельство о государственной регистрации права <дата>). <дата> обратился в муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ«УАиГИКМО») с заявлением о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером ..... <дата> вынесено решение об отказе в присвоении адреса, поскольку отсутствуют случаи и условия для присвоения жилому дому адреса (абзац «г» пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от19.11.2014 №1221) – жилой дом находится в зоне минимально допустимых расстояний до жилой застройки магистрального газопровода «<адрес>». С указанным решением административный истец не согласен, считает, что нарушаются его права на жилище, предусмотренные статьей 40 Конституции Российской Федерации. Расположение жилого дома с кадастровым номером .... на минимальном расстоянии от охранных зон объектов газотранспортной системы не является основанием для отказа в присвоении жилому дому адреса адресации, поскольку объект возведен по правилам, предусмотренным нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. Административный истец просит признать незаконным и отменить решение МКУ«УАиГИКМО» <дата> №.... об отказе в присвоении объекту адресации адреса; возложить обязанность на МКУ«УАиГИКМО» присвоить адрес жилому дому с кадастровым номером ..... К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен – Исполнительный комитет муниципального образования города Казани; в качестве заинтересованных лиц: общество с ограниченно ответственностью «ГазпромТрансгазКазань», публичное акционерное общество «Нижнекамскнефтехим». В судебном заседании административный истец административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить. Представитель МКУ«УАиГИКМО», Исполнительного комитета муниципального образования города Казани просила в удовлетворении административного иска отказать. Представители заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «ГазпромТрансгазКазань», публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» полагали административное исковое заявление подлежащим оставлению без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле, в суд первой инстанции не явились, извещались. Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке. С решением суда не согласился ФИО9., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что судом нарушены нормы материального права. Просит решение отменить, принять новый судебный акт, административное исковое заявление удовлетворить. В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО10 апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда. Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, МКУ«УАиГИКМО» с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены. Судебная коллегия приходит к следующему. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. Федеральным законом от28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №443-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах. Адрес – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Объект адресации – объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации (пункты 1, 3 статьи 2 Закона №443-ФЗ). Согласно части 1 статьи 5 Закона №443-ФЗ, Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, следующие полномочия: определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах; определяет оператора федеральной информационной адресной системы; устанавливает состав сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядок межведомственного информационного взаимодействия оператора федеральной информационной адресной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления при ведении государственного адресного реестра (далее - порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра); устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса; устанавливает перечень объектов адресации. Постановлением Правительства Российской Федерации от19.11.2014 №1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила). Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (пункт 41 Правил). Согласно пункту 43 Правил решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть обжаловано в судебном порядке. Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, ФИО14 является собственником земельного участка с кадастровым номером .... и расположенного на нём жилого дома с кадастровым номером <дата>, расположенных по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие записи ФИО11 и ФИО13. <дата> административный истец обратился в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани с заявлением о присвоении жилому строению адреса. Решением МКУ«УАиГИКМО» <дата> №.... административному истцу отказано в присвоении адреса индивидуальному жилому дому с кадастровым номером ...., расположенному на земельном участке с кадастровым номером ...., в связи с тем, что отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса (абзац «г» пункта 40 Правил) – согласно материалам, представленным обществом с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Казань», земельный участок с кадастровым номером .... расположен в зоне минимально-допустимых расстояний до жилой застройки от магистрального газопровода «<адрес>». Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что расстояние оси магистрального газопровода «<адрес>» до ближайшей границы земельного участка с кадастровым номером .... составило <данные изъяты>, до строения (дома) – <данные изъяты>, расстояние оси этанопровода «<адрес>» до ближайшей границы земельного участка составило <данные изъяты>, до строения (дома) – <данные изъяты>, и тем самым пришел к выводу о том, что земельный участок и находящееся на нем жилое строение административного истца располагаются в зоне минимально-допустимых расстояний до жилой застройки от магистральных газопровода и этнопровода «<адрес>», на которой запрещается возводить любые постройки и сооружения. Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. Пунктом 2 Правил установлено понятие «идентификационные элементы объекта адресации» - номера земельных участков, типы и номера иных объектов адресации. В соответствии с пунктом 5 Правил объектом адресации являются: здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено; сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе строительство которого не завершено; земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства); помещение, являющееся частью объекта капитального строительства; машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения). Согласно пункту 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково» (далее – уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы. В силу пункта 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Порядок принятия решения при присвоении объекту адресации или аннулировании его адреса определен пунктом 19 Правил, в соответствии с которым уполномоченный орган обязан: определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса; провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости); принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса. Присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса (пункт 20 Правил). В соответствии с пунктом 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил. Указание в решении об отказе в присвоении адреса объекта адресации о нахождении жилого дома и земельного участка в зоне минимально допустимых расстояний до жилой застройки магистрального газопровода «<адрес>», принимая во внимание в установленном законом порядке зарегистрированное право собственности административного истца на земельный участок и жилой дом, не может являться основанием для отказа в присвоении адреса объектам адресации. В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанное в оспариваемом ответе основание для отказа в присвоении адреса объекта адресации не нашло своего подтверждения, в связи с чем данный отказ нельзя признать законным и обоснованным. Иные основания для отказа, на которые административный ответчик ссылался в судебном заседании и которые были указаны судом первой инстанции в решении, в оспариваемом отказе не приведены, а потому не могут служить мотивом для признания законным оспариваемого ответа. Как следует из материалов дела, допустимые доказательства доводов, которыми обоснован оспариваемый отказ, административным ответчиком в нарушение положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены, в судебном заседании не добыты. Поскольку при разрешении спора судом были сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и неправильно применен материальный закон, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований. Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. В целях устранения допущенных нарушений закона судебная коллегия считает необходимым возложить на муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца <дата> и принять новое решение в соответствии с действующим законодательством. Административное исковое требование о возложении обязанности на административного ответчика присвоить адрес жилому дому с кадастровым номером .... судебная коллегия считает заявленным преждевременно, потому не подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от13.07.2020 по данному административному делу отменить и принять новое решение. Административное исковое заявление Закирова ФИО16 удовлетворить частично. Признать незаконным решение муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» <дата> №.... об отказе в присвоении объекту адресации адреса. Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Закирова ФИО15..... В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение составлено 16.10.2020. |