НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 12.10.2020 № 2-1607/20

Судья Дианкина А.В. УИД 16RS0040-01-2020-002184-15

Дело № 2-1607/2020

Дело № 33-12938/2020

Учет № 068 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 октября 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Новосельцева С.В. и Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Л.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Гужовой И.Ю. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года, которым постановлено:

исковые требования Гужовой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом приведения в соответствие размера страховой пенсии не ниже размера страховой пенсии по инвалидности с 25 сентября 2019 года, обязании выплатить недополученную сумму пенсии, начиная с 1 апреля 2020 года, оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Гужовой И.Ю., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Моисеева А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гужова И.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее по тексту также – Управление) о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом приведения в соответствие размера страховой пенсии не ниже размера страховой пенсии по инвалидности с 25 сентября 2019 года, обязании выплатить недополученную сумму пенсии начиная с 1 апреля 2020 года.

В обоснование исковых требований истец указала, что она является инвалидом 3 группы и получателем страховой пенсии по инвалидности с 17 марта 2011 года. В августе 2019 года истец получила письмо из Управления с просьбой явиться и написать заявление о назначении страховой пенсии по старости. 10 сентября 2019 года специалист Управления самостоятельно сформировала заявление от имени истца, которое Гужова И.Ю. подписала, не понимая, чем это для нее обернется. 25 сентября 2019 года истцу была назначена страховая пенсия по старости, после чего страховая премия истца уменьшилась на 1 704 рублей 06 копеек. Размер пенсии по инвалидности на 24 сентября 2019 года составлял 15 615 рублей 52 копеек (фиксированная выплата к страховой пенсии 2 667 рублей 10 копеек, страховая пенсия 12 948 рублей 42 копеек). Размер страховой пенсии по старости с 25 сентября 2019 года составил 16 578 рублей 53 копеек (фиксированная выплата к страховой пенсии 5 334 рублей 17 копеек, страховая пенсия 11 244 рублей 36 копеек). Истец обращалась в Управление, однако на ее обращения были получены ответы, что размер пенсии определен верно. На основании изложенного, полагая, что действия ответчика привели к нарушению ее конституционных прав, просит суд возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом приведения в соответствие размера страховой пенсии не ниже размера страховой пенсии по инвалидности с 25 сентября 2019 года, и выплатить недополученную сумму пенсии начиная с 1 апреля 2020 года.

Истец Гужова И.Ю. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Рябова Т.Е., действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснив, что размер пенсии истца установлен и выплачивается в соответствии с действующим законодательством.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Гужова И.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что суд не дал оценки и не принял во внимание тот факт, что в процессе перехода на страховую пенсию Управлением Пенсионного фонда России был уменьшен размер ее пенсии. Истец также указывает на то, что суд не запросил у ответчика расчет размера пенсии для разрешения данного вопроса, а руководствовался их ответами со ссылкой на то, что размер пенсии определен верно. Полагает, что в связи с тем, что право на установление страховой пенсии по старости возникло по достижении возраста 55 лет 6 месяцев (во II полугодии 2019 года) при наличии требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, Управлением неправомерно занижен размер страховой пенсии, так как с учетом норм действующего законодательства размер назначенной страховой пенсии по старости не может быть ниже размера страховой пенсии по инвалидности. Кроме того, указывает, что судом не была дана оценка, представленной ею записи аудио разговора с сотрудниками Управления Пенсионного фонда России, которые разъяснили истцу, что поданное заявление, действительно, привело к уменьшению пенсии. Также истец считает неверным вывод суда о том, что расчет пенсии ответчиком произведен в соответствии с формулами, применяемыми к расчету пенсии по старости, так как в ее исковых требованиях речь шла не о правильности расчета размера пенсии, а об уменьшении размера назначенной пенсии по старости по причине того, что истец обратилась за назначением пенсии в 55 лет 6 месяцев, а не в 56 лет.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец жалобу поддержала, повторив ее доводы.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не поддержал.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из следующего.

Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (часть 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Страховая пенсия по старости назначается при одновременном соблюдении следующих условий: 1) наличие страхового стажа, установленного действующим на момент выхода лица на пенсию законодательством РФ; 2) определенная величина индивидуального пенсионного коэффициента, установленного действующим законодательства РФ 3) достижение пенсионного возраста, установленного действующим на момент выхода лица на пенсию законодательством РФ.

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н, утверждены «Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировке их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н, граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.

Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан в соответствии с пунктами 9 и 12 настоящих Правил, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее – в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, пенсионные правоотношения носят заявительный характер и возникают на основании заявления гражданина установленного образца, представленного в органы пенсионного фонда. При этом право выбора способа обращения за назначением пенсии принадлежит гражданину.

Как усматривается из материалов дела, с марта 2011 года Гужовой И.Ю., 25 марта 1964 года рождения, установлена 3 группа инвалидности, что послужило основанием для назначения истцу пенсии по инвалидности.

Размер трудовой пенсии по инвалидности на дату назначения 17 марта 2011 года составил 7 248 рублей 49 копеек (страховая часть пенсии – 5 766 рублей 96 копеек, фиксированный базовый размер – 1 481 рублей 53 копеек). Размер пенсии по инвалидности на 24 сентября 2019 года составил 15 615 рублей 52 копеек (фиксированная выплата к страховой пенсии – 2 667 рублей 10 копеек, страховая пенсия 12 948 рублей 42 копеек).

Как пояснила истец в судебном заседании, в августе 2019 года она получила письмо из Управления, в котором ей было предложено написать заявление о назначении страховой пенсии по старости. 10 сентября 2019 года специалист территориального органа пенсионного фонда в личном кабинете самостоятельно сформировала заявление от имени истца, которое она подписала, не понимая, чем это для нее обернется. Тогда как при назначении ей страховой пенсии в беззаявительном порядке при достижении возраста 56 лет размер ее страховой пенсии был бы больше.

Подача заявления о назначении пенсии через информационную систему Пенсионного фонда России «Личный кабинет застрахованного лица» соответствовала установленному порядку подачи заявлений о назначении пенсии.

На основании заявления Гужовой И.Ю. от 10 сентября 2019 года истцу назначена страховая пенсия по старости. В страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости, включены периоды работы истца по трудовой книжке и данным персонифицированного учета.

Размер страховой пенсии Гужовой И.Ю. по старости составил 16 010 рублей 36 копеек (фиксированная выплата к страховой пенсии 5 334 рублей 17 копеек, страховая пенсия 10 676 рублей 36 копеек).

Оставляя без удовлетворения заявленные требования Гужовой И.Ю., суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что переход истца на страховую пенсию по старости по достижению возраста 55 лет 6 месяцев был произведен ответчиком на основании ее заявления, в связи с чем оснований для ее перерасчета и приведения ее в соответствие не ниже размера пенсии по инвалидности, не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, правильно применил нормы закона при разрешении спора, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы жалобы истца о том, что сотрудниками пенсионного органа при написании заявления от ее имени не были разъяснены последствия перехода с пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости по достижению возраста 55 лет 6 месяцев, а именно, что размер ее пенсии будет значительно меньше, чем в случае назначения ей страховой пенсии по старости в 56 лет, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.

С учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае достижения гражданами в 2019 году возраста, по достижении которого возникало право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года (для женщин 55 лет), возраст, дающий право на установление страховой пенсии по старости увеличивается на 12 месяцев (для женщин, рожденных в 1964 году, 56 лет).

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения указанного возраста, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Таким образом, у истца Гужовой И.Ю., рожденной в первом полугодии 1964 года, право на назначение страховой пенсии по старости возникло с учетом требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, по достижении ею возраста 55 лет 6 месяцев, то есть во втором полугодии 2019 года.

При этом, нормы части 3 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ по установлению в 2019 и 2020 годах страховой пенсии по старости на 6 месяцев ранее достижения возраста, указанного в Приложении 6 к Федеральному закону от 18 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях», на беззаявительные переводы не распространяется.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции пояснил, что пенсионный орган направляет гражданам у кого возникает такое право уйти на пенсию по возрасту 55 лет 6 месяцев разъяснительные письма, в которых указывается на то, что они могут воспользоваться своим правом уйти на пенсию по достижению этого возраста, для чего им необходимо обратиться в территориальный пенсионный орган. Об этом также указывается в ответе начальника Управления от 6 февраля 2020 года № 01-12/679 на обращение истца (л.д. 38).

10 сентября 2019 года истец Гужова И.Ю. воспользовалась своим правом на назначение пенсии ранее достижения возраста, указанного в Приложении 6 к Федеральному закону от 18 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях», и обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по достижении ею возраста 55 лет 6 месяцев, в результате чего размер ее страховой пенсии был пересчитан, были применены коэффициенты, после чего размер страховой пенсии по старости уменьшился по сравнению с ранее получаемой ею пенсией по инвалидности.

Действующее пенсионное законодательство устанавливает способы порядка расчета размера трудовой пенсии по старости и инвалидности и не допускает их смешанное применение.

Из представленного представителем ответчика по запросу суда апелляционной инстанции расчета следует, что размер страховой пенсии по инвалидности на 25 сентября 2019 года составил 15 615 рублей 53 копейки (фиксированная выплата к страховой пенсии – 2 667 рублей 10 копеек и страховая пенсия 12 948 рублей 42 копейки), с 1 января 2020 года составила бы – 16 646 рублей 15 копеек (фиксированная выплата к страховой пенсии – 2 843 рубля 13 копеек и страховая пенсия 13 803 рубля 02 копейки).

В случае беззаявительного перевода со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости с 25 марта 2020 года (в 56 лет) размер пенсии истца составил бы 19 489 рубля 27 копеек (фиксированная выплата к страховой пенсии – 5 686 рубля 25 копеек и страховая пенсия 13 803 рубля 02 копейки).

Исходя из смысла приведенных выше правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии, предоставляющего необходимые документы.

Поскольку истец в судебном заседании не отрицала факт того, что обратилась в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначением ей страховой пенсии по старости по достижению возраста 55 лет 6 месяцев, и которая ей была назначена и рассчитана по установленной формуле, при этом расчет которой истцом не оспаривается, доказательств обратного суду в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Гужовой И.Ю.

Ссылка в жалобе истца на то, что судом первой инстанции не была дана оценка, представленной ею записи аудио разговора с сотрудниками Управления Пенсионного фонда России, которые пояснили ей, что поданное заявление действительно привело к уменьшению пенсии и сотрудники пенсионного фонда не разъяснили об этом, является несостоятельной и не имеет правоопределяющего значения в данном случае, поскольку, как пояснила сама Гужова И.Ю., указанные аудиозаписи сделаны ею уже в ходе повторных обращений за консультациями к сотрудникам пенсионного органа уже после назначения ей страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление ввело в заблуждение суд, предоставив расчеты пенсии по старости и пенсии по инвалидности, тогда как необходимо было предоставить расчет пенсии по старости и предполагаемый расчет пенсии, если бы истец вообще не обратилась в пенсионный орган и тогда при достижении 56 лет ее в беззаявительном порядке перевели на пенсию по старости, не содержат оснований к отмене решения, поскольку данные расчеты были представлены по запросу суду апелляционной инстанции, которым дана оценка.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами городского суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.

С учетом изложенного, решение судом принято в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, в связи с чем, судебная коллегия, проверив его законность и обоснованность исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований к ее удовлетворению.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гужовой Ирины Юрьевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции

Председательствующий

Судьи