НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 11.03.2022 № 2А-3592/2021

Судья Королёв Р.В.

УИД 16RS0049-01-2021-008726-07

в суде первой инстанции дело № 2а-3592/2021

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-2168/2022

Учет 020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 марта 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Шакуровой Н.К., Галимова Л.Т.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Шагитова Мавлита Мустакимовича на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 октября 2021 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Шагитова М.М. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Татарстан о признании незаконными действий по включению в лицевой счет налогоплательщика переданной задолженности по налогу на доходы с физических лиц в сумме 3 048,00 рублей – налог и 3 145,26 рублей - пеня, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Шагитова М.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Татарстан Гусевой А.Г. и представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан Хусаинова Р.Т., высказавшихся против доводов апелляционной жалобы и просивших решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Шагитов М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Татарстан (далее – межрайонная ИФНС России №5 по Республике Татарстан) об оспаривании включения в его лицевой счет задолженности по налогу на доходы с физических лиц в сумме 3 048 рублей, пени в сумме 3 145, 26 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что письмом отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе города Казани от 14 мая 2021 года № 49-11/0-951 Шагитову М.М. разъяснено, что согласно Закону Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-3РТ он является получателем мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» с 1 декабря 2015 года по настоящее время.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года №1141, Положением о порядке предоставления денежных выплат отдельным категориям населения в Республике Татарстан и Законом Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке» от 8 декабря 2004 года №63 с 1 января 2021 года предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ветеранам труда, приостанавливается на срок 90 дней со дня поступления информации о наличии у них задолженности по налогам.

В межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан (далее – межрайонная ИФНС России №5 по Республике Татарстан) имеются сведения о том, что Шагитов М.М. имеет налоговую задолженность. В это связи с 1 марта 2021 года социальные выплаты ему были приостановлены.

18 марта 2021 года Шагитов М.М. обратился в межрайонную ИФНС России №5 по Республике Татарстан по вопросу получения разъяснений по задолженности, на что получил ответ о перенаправлении его задолженности в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – межрайонная ИФНС России № 3 по ЯНАО).

19 апреля 2021 года административный истец Шагитов М.М. повторно обратился с заявлением обратился в межрайонную ИФНС России №5 по Республике Татарстан.

В ответе межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан от 12 мая 2021 № 25-18/02868р указано, что Шагитов М.М. состоит на налоговом учете по месту жительства в межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан с 18 ноября 2015 года. Из межрайонной ИФНС России №3 по Ямало-Ненецкому автономному округу в межрайонную ИФНС России №5 по Республике Татарстан в отношении административного истца передана задолженность по налогу на доходы физических лиц, в том числе недоимка по налогу в размере 3 048 руб. и недоимка по пени в размере 3 145,26 руб.

Административный истец Шагитов М.М. просил признать незаконными действия межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан по включению в его лицевой счет налогоплательщика переданной в отношении задолженности по налогу на доходы с физических лиц в виде недоимки по налогу в размере 3 048,00 рублей и недоимки по пени в размере 3 145,26 руб.

Судом к участию в деле привлечены административные ответчики межрайонная ИФНС России №3 по ЯНАО, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление ФНСМ России по ЯНАО), заинтересованные лица Управление ФНС Росси по Республике Татарстан, Министерство социальной защиты по Республике Татарстан и Отдел социальной защиты по Ново-Савиновскому району Республики Татарстан.

Определением суда от 19 октября 2021 года оставлено без рассмотрение административное исковое заявление Шагитова М.М. в части требований к межрайонной ИФНС России № 3 по ЯНАО и к Управлению ФНС России по ЯНАО.

В тот же день решением суда от 19 октября 2021 года в удовлетворении административного иска в остальной части требований отказано, решение суда принято в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Шагитова М.М. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права, ссылаясь на те же доводы, которые приводил в обоснование заявленных требований, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Межрайонная ИФНС России №5 по Республике Татарстан представила в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционн6ой жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционн6ой жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Административные ответчики межрайонная ИФНС №3 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, заинтересованное лицо отдел социальной защиты по Ново-Савиновскому району Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.

Заинтересованное лицо Министерство социальной защиты по Республике Татарстан направило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Положениями пункта 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 - 6, 8 и 13 статьи 85 настоящего Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору (пункт 7 статьи 83 НК РФ).

Пунктом 3 главы XI приказа ФНС России от 18 января 2012 года №ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня» (далее - приказ ФНС России от 18 января 2012 года №ЯК-7-1/9@ ) предусмотрено, что при передаче российских организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в иной налоговый орган, передача карточек «РСБ» осуществляется в составе пакета документов. При этом закрытие карточек «РСБ» осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе. После проверки отражения в карточке «РСБ» операций по начислению, уплате платежей, а также всем вынесенным решениям, влияющим на величину начисленных и уплаченных сумм платежей, выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом по состоянию на дату снятия с учета.

При наличии недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются карточки «РСБ» с ОКТМО по старому месту учета, за исключением карточек «РСБ» по федеральным налогам и сборам, страховым взносам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее - Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ) в редакции, действовавшей до 3 июля 2021 года, ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами по состоянию на 31 декабря 2018 года, величина среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей;

субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан. Субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности;

субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. Субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда;

субсидия в размере 50 процентов затрат по плате за абонентскую линию сети фиксированной телефонной связи, предоставленной абоненту в постоянное пользование, радио, коллективную антенну;

бесплатное зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и слухопротезирование по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

На основании статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ в редакции, действовавшей до 3 июля 2021 года, меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 4 - 7, пунктами 7 и 8 статьи 8, статьями 8.1 и 8.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам, указанным в абзацах втором - пятом, десятом - двенадцатом, пятнадцатом пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, при отсутствии у них задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

При урегулировании в течение 90 дней со дня обращения за назначением мер социальной поддержки указанной задолженности предоставление мер социальной поддержки осуществляется со дня обращения за таким назначением.

Порядок реализации статей 4 - 8.3 настоящего Закона устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2005 года № 296 «О создании Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат)» в целях реализации мер адресной социальной поддержки населения Республики Татарстан, организации назначения и выплат гражданам пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, поддержания в актуальном состоянии республиканского банка данных адресной социальной защиты населения Кабинет Министров Республики Татарстан при Министерстве социальной защиты Республики Татарстан создан Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат), который является юридическим лицом и в соответствии с Уставом осуществляет указанную деятельность.

Из материалов дела видно, что по информации Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) административный истец Шагитов М.М. является получателем мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» с 1 декабря 2015 года.

В рамках межведомственного запроса 25 февраля 2021 года, 20 марта 2021 года, 2 апреля 2021 года, 14 апреля 2021 года, 25 апреля 2021 года, 5 мая 2021 года, 16 июня 2021 года из межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан получены сведения о наличии у Шагитова М.М. налоговой задолженности, в связи с ч ем с 1 марта 2021 года выплаты были приостановлены.

18 марта 2021 года Шагитов М.М. обратился в межрайонную ИФНС России №5 по Республике Татарстан о получении разъяснения относительно налоговой задолженности.

Его обращение было перенаправлено межрайонную ИФНС России № 3 по ЯНАО.

19 апреля 2021 года административный истец Шагитов М.М. повторно обратился с заявлением обратился в межрайонную ИФНС России №5 по Республике Татарстан.

Письмом межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан от 12 мая 2021 № 25-18/02868р на обращение административного истца дан ответ, из которого следует, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 3 048,00 руб. и пени в размере 3 145,26 руб. передана из межрайонной ИФНС России № 3 по ЯНАО.

Письмом Управления ФНС России от 28 июня 2021 года №2.18-23/022363 на заявление Шагитова М.М. от 26 мая 2021 года, поступившее из Аппарата Президент Республики Татарстан, дан ответ о необходимости урегулирования вопроса с имеющейся налоговой задолженностью путем представления уточненной налоговой декларации либо направления денежных средств в счет погашения задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации для возобновления предоставления мер социальной поддержки.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сослался на положения пункта 3 главы XI приказа ФНС России от 18 января 2012 года №ЯК-7-1/9@, указал, что задолженность по обязательным платежам была включена в лицевой счет налогоплательщика Шагитова М.М. не межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан, а межрайонной ИФНС России №3 по ЯНАО. С учетом того, что межрайонная ИФНС России №5 по Республике Татарстан не вносила в лицевой счет налогоплательщика Шагитова М.М. задолженность по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 6 218, 30 рублей, а только сообщила о данной задолженности, внесенной межрайонной ИФНС России №3 по ЯНАО, суд пришел к выводу о том, что межрайонная ИФНС России №5 по Республике Татарстан не совершала оспариваемых действий и в этой связи пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.

Положениями части 3 статьи 62 КАС РФ установлено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (подпункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации – далее НК РФ).

Пунктом 1 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Статьей 59 НК РФ определены в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).

По смыслу пункта 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 26 мая 2016 года №1150-О, подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ прямо признает безнадежными к взысканию суммы налога, пени и штрафа, возможность взыскания которых утрачена налоговым органом, что должно быть подтверждено судебным актом. При этом указанное законоположение не ограничивает перечень субъектов, имеющих право инициировать соответствующее судебное разбирательство.

Таким образом, оспариваемая норма не содержит каких-либо непреодолимых препятствий в реализации возможности признания сумм налога, пени и штрафа безнадежными к взысканию - по инициативе как налогового органа, так и налогоплательщика.

Постановлением от 24 марта 2017 года №9-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения:

не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства;

предполагают, что соответствующее требование может быть заявлено - в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, - в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета; если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета;

исключают применение в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и не иначе как в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Данные правовые позиции, имеющие общий характер, в полной мере применимы и к ситуациям неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам социального налогового вычета.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» разъяснено, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).

Решение суда принято без учета указанных положений закона и правовой позиции высших судов.

Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра налогоплательщиков с 18 ноября 2015 года Шагитов М.М. состоит на налоговом учете по месту жительства в межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан.

Ранее он состоял на налоговом учете по месту жительства в межрайонной ИФНС России №3 по ЯНАО.

16 ноября 2016 года сальдо по налогу в отношении Шагитова М.М. передано в межрайонную ИФНС России №5 по Республике Татарстан.

Задолженность в размере 3 048 руб. возникла в результате представления некорректно заполненной уточненной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2009 год. В декларации были неверно заполнены разделы по стандартным и социальным вычетам, заявленным в первичной декларации.

В первичной декларации, представленной 12 мая 2010 года, заявлены стандартные налоговые вычеты на детей в размере 25 000,00 руб. и социальные налоговые вычеты на обучение детей в размере 1 200,00 руб.

В уточненной декларации, представленной 20 июля 2011 года, заявлены социальные налоговые вычеты на лечение в размере 2 950,00 руб. без указания сумм вычетов, заявленные в первичной декларации.

Межрайонной ИФНС России №3 по ЯНАО проведен анализ карточки расчетов с бюджетом по налогу на имущество физических лиц (далее – НДФЛ), в результате которого выявлено наличие задолженности по НДФЛ в сумме 3 048, 00 руб. в соответствии с представленными Шагитовым М.М. декларациями.

Какие-либо решения, в соответствии с которыми Шагитову М.М. были начислены налоги, пени, штрафы, межрайонной ИФНС России №3 по ЯНАО в отношении Шагитова М.М. не выносились.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ межрайонной ИФНС России №3 по ЯНАО в адрес Шагитова М.М. было направлено требование на уплату налога, пени, штрафа от 19 августа 2011 года № 9924, в котором указана сумма задолженности по пени, начисленная в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 337, 49 руб.

Так как требование об уплате налогов, сбора, пени, штрафа от 19 августа 2011 года №9924 Шагитову М.М. было направлено в 2011 году, в соответствии с приказом ФНС России от 2 ноября 2021 года № ЕД-7-10/95@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов т подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения», срок хранения реестров почтовых отправлений составляет 4 года, соответственно подтверждение отправки данного требования для межрайонной ИФНС России №3 по ЯНАО не представляется возможным.

Иные меры принудительного взыскания задолженности по НДФЛ в отношении Шагитова М.М. межрайонной ИФЫНС России №3 по ЯНАО не применялись.

С заявлением о вынесении судебного приказа и с административным исковым заявлением в отношении Шагитова М.М. межрайонная ИФНС России №3 по ЯНАО в суд не обращалась, судебный приказ, определение мирового судьи об отмене судебного приказа, решение суда о взыскании с Шагитова М.М. суммы задолженности отсутствуют.

Указать актуальную сумму задолженности, которая значится за Шагитовым М.М. на текущую дат у и представить расчет суммы пени за период с 1 января 2017 года межрайонная ИФНС России №3 по ЯНАО также не имеет возможности ввиду того, что с 18 ноября 2015 года административный истец состоит на налоговом учете по месту жительства в межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан (том 1 л.д.212-213).

Таким образом, применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности Шагитовым М.М. является невозможным, в связи с чем задолженность подлежит исключению из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

В связи с тем, что с 18 ноября 2015 года Шагитов М.М. состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России №5 по Республике Татарстан и все сведения о задолженности переданы в данную инспекцию, межрайонная ИФНС России №3 по ЯНАО не имеет возможности обратиться в суд для признания задолженности безнадежной к взысканию в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ (том 1 л.д.212-213).

По состоянию на 16 ноября 2015 года сумма задолженности административного истца по налогу составляла 3 048 руб., сумма задолженности по пени - 337,49 руб.

По состоянию на 28 июня 2021 года за Шагитовым М.М. числится задолженность по налогу на доходы физических лиц в общей сумме в размере 6 218, 30 руб., в том числе по виду платежа налог – в сумме 3 048 руб., по виду платежа пени – в сумме 3 170, 30 руб.

Пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Соответственно с учетом заявленных административным истцом требований, которые были подтверждены им в настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании включения в лицевой счет налогоплательщика Шагитова М.М. переданной из межрайонной ИФНС России № 3 по ЯНАО задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 3 048,00 руб. и пени в сумме 3 145, 26 руб.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 октября 2021 года по данному административному делу отменить, принять новое решение.

Признать незаконным включение в лицевой счет налогоплательщика Шагитова М.М. переданной из межрайонной ИФНС России № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 3 048,00 руб., пени в сумме 3 145, 26 руб.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 марта 2022 года

Определение29.03.2022