НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 10.12.2020 № 2-116/20

Судья Латыпов Р.У.

УИД 16RS0037-01-2019-002712-29

дело № 2-116/2020

№ 33-15824/2020

учет № 045г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гаянова А.Р., Гиниатуллиной Ф.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыбушкиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2020 года, которым с учетом дополнительного решения этого же суда от 27 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требовании ФИО1 к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» о взыскании недополученных денежных средств и изменении графика работы отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Школа) о взыскании недополученных денежных средств и изменении графика работы.

В обоснование заявленных требований указала, что в указанном общеобразовательном учреждении она работает в должности воспитателя с 8 сентября 2011 года.

В графике, утвержденном директором ФИО2, она приходит на подъем детей два раза в неделю с 06.30 час. до 08.00 час., а затем в эти же дни ей приходится снова приходить на работу в разное время в обед с 11.30 час. и работать до 17.00 час. или с 17.00 час. и до 21.00 час.

4 октября 2019 года ею получены расчетные карточки за период с января по сентябрь, из которых она установила, что в расчетные карточки не включены дни дежурства как рабочие дни. Так, в январе 2019 года в расчетной карточке указано 17 рабочих дней, по графику фактически отработала 19 дней, т.е. 2 дня ей не произвели оплату. Подобное повторяется каждые месяцы, выпадают от 1 до 3 дней.

Она неоднократно обращалась к администрации школы-интерната, к директору ФИО2, по поводу графика работы, однако, директор ее игнорирует.

Из представленных работодателем табелей учета рабочего времени установлено, 29 декабря 2018 года и 29 марта 2019 года работниками Школы отработан рабочий день и деньги за этот день получены.

На основании вышеуказанного истец просит возложить на ответчика обязанность изменить график работы истца, произвести доплату - компенсацию за неудобный режим работы за период с 1 сентября 2018 года по 1 ноября 2019 года, произвести доплату за работу в выходные дни с 1 сентября 2018 года по 1 ноября 2019 года.

В судебном заседании ФИО1 заявленные в исковом заявлении требования поддержала.

Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что она является единственным педагогом среди учителей и воспитателей, который работает на 1 ставку. Гибкий график работы воспитателей применяется только к ней, при этом, составляя график, с ней никто не советовался, только ставили перед фактом.

Согласно графику, она ни один день не работала пять часов, что является расхождением с записями в табелях и расчетных карточках, где суббота и воскресенье являются выходными для истца днями, как будто она в эти дни не работает.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились.

Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.

На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

На основании статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно статье 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 334 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела видно и по делу установлено, что 8 сентября 2011 года ФИО1 принята в порядке перевода по трудовому договору в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида» на должность воспитателя (1 ставка) первой квалификационной категории.

На основании приказа от 19 февраля 2020 года № 567 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО1 уволена из Школы на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников Школы установлен Правилами внутреннего трудового распорядка Школы (раздел 5, п. 5.1.) в соответствии с трудовым законодательством (ТК Российской Федерации, ст. 104), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Коллективным договором между администрацией и первичной профсоюзной организацией Школы (раздел III, п. 3., п. З.1., п.3.11.), особенностями функционирования Школы, а именно:

- режим деятельности организации определен исходя из круглосуточного пребывания обучающихся, воспитанников (Приказ Минобразования Республики Татарстан от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организации, осуществляющих образовательную и воспитательную деятельность»);

- в связи с этим установлен гибкий график работы воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, с суммированным учетом рабочего времени и с разделением рабочего дня на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, так как режим работы организации предусматривает чередование воспитательной и учебной деятельности (Правила внутреннего трудового распорядка, Раздел 5 «Режим работы и время отдыха», п.п. 5.6.8.; 5.6.9.; 5.6.12.; 5.7.; 5.8.; 5.14.).

Продолжительность рабочего дня воспитателей определяется графиком работы (сменности), который объявляется работникам под подпись и размещается на стенде учреждения. Основным рабочим временем воспитателя (1 ставка 25 часов в неделю) является (по сменному графику работы) осуществление подъема детей (с 6.30), зарядка, сбор детей на завтрак и передача воспитанников (в 7.45) учителю, ведущему первый урок. Далее рабочее время воспитателя (по сменному графику работы) начинается со второй половины дня, когда учителя, ведущие последние уроки, передают детей воспитателям.

Учетный период рабочего времени воспитателя составляет один месяц, исходя из нормы часов педагогической работы - 25 часов в неделю за одну ставку заработной платы.

Выходной день (день отдыха) воспитателя определяется графиком работы воспитателя (ПВТР, р.5., п. 5.Г).

Графики работы воспитателей составляются ежемесячно, ознакомление с которыми осуществляется заблаговременно и подтверждаются личными подписями работников.

Подписи об ознакомлении воспитателя ФИО1 с графиками работы за указанный в исковом заявлении период с сентября 2018 года по октябрь 2019 года имеются (л.д. 49 - 59).

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме. Судебная коллегия частично соглашается с выводами суда первой инстанции.

Судом установлено, что у воспитателя ФИО1 за январь 2019 год исходя из нормы часов педагогической работы - 25 часов в неделю за одну ставку заработной платы, переработки нет, что видно из приложенных к материалам дела расчетных листов за указанный период, из которых усматривается, что заработную плату за январь 2019 года ФИО1 получила полностью.

Кроме того, за указанный в исковом заявлении период воспитатель ФИО1, работая в выходные дни, выполняла свои прямые воспитательские обязанности согласно установленной норме часов педагогической работы - 25 часов в неделю за одну ставку заработной платы по сменному графику работы воспитателей.

С выводом суда об отказе во взыскании заработной платы за работу в выходные дни судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует действующему правовому регулированию и основан на фактических обстоятельствах дела.

Согласно части 1 статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.

В качестве исключения частью 6 статьи 113 Кодекса предусмотрено, что в нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

Также исключительный случай предусмотрен частью 3 статьи 111 («Выходные дни») Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому у работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

На основании статей 111 и 113 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами внутреннего трудового распорядка Школы, где круглосуточно пребывают воспитанники и обучающиеся с ограниченными возможностями, для воспитателей установлен режим работы по графикам с предоставлением еженедельных выходных дней, при этом работа истицы по графикам в общеустановленные выходные (суббота и воскресенье) не является нарушением трудового законодательства.

Повышенная оплата за работу в общеустановленные выходные дни, которые для истицы по графику являлись рабочими, в этом случае не производится.

Из материалов дела видно, что графиками работы воспитателей за спорный период времени истице установлен режим рабочего времени, при котором имеются перерывы в течение рабочего дня более чем на два часа. Например, в один день с 6.30 час. до 8.00 час. и затем с 17.00 час. до 21.00 час. (л.д. 49 – 59).

Отказывая в удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на ответчика произвести ей доплаты за неудобный режим работы, суд исходил из того, что ответчиком в ходе рассмотрения дела в подтверждение производства ФИО1 компенсационных и стимулирующих выплат за указанный выше период была представлены соответствующие доказательства, при этом факт выплаты компенсационных и стимулирующих выплат ФИО1 не опровергла.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 105 Трудового кодекса Российской Федерации, на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Из содержания пунктов 3.1, 3.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536, следует, что при составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данными Особенностями.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

В исключительных случаях в организации с круглосуточным пребыванием обучающихся, в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) устанавливает локальным нормативным актом для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах обучающихся школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время указанного перерыва в рабочее время не включается.

В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более двух часов режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

В нарушение пунктов 3.1, 3.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536), Школа, установив истице как воспитателю, осуществляющему педагогическую работу в группах обучающихся школьного возраста, режим рабочего дня с разделением на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, в коллективном договоре не предусмотрел соответствующей компенсации такого неудобного режима работы.

По запросу судебной коллегии предоставлен полный текст коллективного договора (с приложениями), заключенного между администрацией и первичной профсоюзной организацией Школы на 2017 – 2019 годы.

Исследовав содержание данного коллективного договора, судебная коллегия пришла к выводу, что он не содержит положений, определяющих порядок и размер компенсации за неудобный режим работы, хотя необходимость предусмотреть такие положения прямо предусмотрены пунктом 3.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536).

Доводы Школы о том, что все компенсационные выплаты производятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, в том числе постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 31.05.2018 № 412 «Об условиях оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики Татарстан» с последующими изменениями, подлежат отклонению как несостоятельные.

Дополнительно к предусмотренным указанными нормативными актами компенсационным выплатам существует особая компенсация – компенсация за неудобный режим работы, установленная пунктом 3.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536).

Такая компенсация может выражаться как в денежной сумме, так и иной форме, не запрещенной законом (например, предоставлением дополнительных дней отдыха).

Также является несостоятельным довод Школы о том, что истица не осуществляла педагогическую работу в обучающихся группах школьного возраста (ответ Школы от 18.11.2020 № 125 на запрос судебной коллегии).

Данный довод противоречит более позднему ответу Школы от 04.12.2020 № 129, согласно которому истица осуществляла воспитательные функции в классе с детьми-инвалидами по слуху школьного возраста, занималась практической подготовкой воспитанников, индивидуальной работой с воспитанниками, творческой, исследовательской работой, а также методической, подготовительной, организационной, диагностической работой, предусмотренной планами воспитательных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Указанный функциональные обязанности истицы закреплены в должностной инструкции воспитателя, утвержденной директором Школы 08.09.2011 и предоставленной по запросу судебной коллегии.

Вышеприведенная деятельность воспитателя охватывается понятием «педагогическая работа», что следует из содержания части 6 статьи 47 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Работа истицы с обучающимися школьного возраста подтверждается и ежемесячными графиками работы воспитателей, из которых следует работа истицы с детьми 2 – 4 классов (л.д. 49 - 59).

Поскольку в установленном законом порядке в коллективном договоре, заключенном между администрацией и первичной профсоюзной организацией Школы на 2017 – 2019 годы, не установлены порядок и размер компенсации за неудобный режим работы (режим рабочего дня с разделением на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд) воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах обучающихся школьного возраста, судебная коллегия не имеет правовых оснований для подмены судом уполномоченных сторон коллективного договора и для установления размера такой компенсации с ее выплатой истице. В связи с этим решение суда об отказе во взыскании указанной компенсации подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым в частном определении по итогам апелляционного рассмотрения дела довести до сведения администрации Школы о необходимости устранения данного пробела правового регулирования с целью восстановления нарушенных прав ФИО1

Также судебная коллегия полагает невозможным удовлетворить требование истицы о возложении на Школу обязанности изменить график работы истицы, поскольку на основании приказа от 19 февраля 2020 года № 567 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО1 уволена из Школы на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей. Поскольку ФИО1 с 20 февраля 2020 года прекратила трудовые отношения с ответчиком, то график ее работы уже изменить нельзя.

Таким образом, решение суда, хотя и содержит выводы, с которыми судебная коллегия не соглашается, однако подлежит оставлению без изменения по мотивам, изложенным выше в настоящем апелляционном определении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи