НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 10.10.2016 № 33-17352/2016

Судья Л.Б.Сафина Дело № 33-17352/2016

Учет 063г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2016 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Г.А.Сахиповой,

судей А.В.Мелихова, Н.Н.Моисеевой,

при секретаре судебного заседания Л.Р.Шамсутдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Д.М.Галиаскарова на решение Авиастроительного районного суда г.Казани Республики Татарстан от 22 июня 2016 года, которым в удовлетворении его требований к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г.Казани об установлении права на расчет стажа на соответствующих видах работах с включением в льготный стаж службы в Армии, перерасчете пенсии отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г.Казани – А.Ю.Закировой, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Д.М.Галиаскаров обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г. Казани об установлении права на расчет стажа на соответствующих видах работах с включением в льготный стаж периода службы в Армии и перерасчете пенсии.

В обоснование требований указывается, что с 1 июля 2011 года ему была установлена трудовая пенсия по старости, размер которой по состоянию на 1 марта 2016 года составил 15 535 руб. 14 коп.

При оформлении пенсии истцу были даны разъяснения, что расчет пенсии произведен с учетом стажа по Списку №1 продолжительностью 10 лет. В ответ на его письмо о несогласии с размером пенсии был получен ответ об отказе в перерасчете пенсии.

Истец полагает такой отказ незаконным, поскольку его стаж по Списку №1 на 01 января 2002 года составил 16 лет 8 месяцев 26 дней. При этом, работа с вредными условиями следовала непосредственно после службы в составе вооруженных сил СССР с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года, поэтому служба подлежала включению в льготный стаж. В связи с этим, его стажевый коэффициент должен быть определен в размере 61%.

С учетом изложенного, просит суд включить период службы в составе вооруженных сил СССР в льготный стаж, возложив на ответчика обязанность по перерасчету пенсии, и произвести доплату с учетом выплаченных сумм пенсии с 01 июля 2011 года.

Представитель ответчика в письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом вынесено решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что при определении специального стажа должно было применяться Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, поскольку период срочной службы в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, и с учетом выполняемой им работы по Списку №1 после службы, он подлежал включению в льготный стаж.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на удовлетворение апелляционной жалобы возражал.

Истец в судебное заседание не явился, о явке извещен по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в момент назначения истцу досрочной трудовой пенсии, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имели страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Как усматривается из материалов дела, решением пенсионного органа Д.М. Галиаскарову с 01 июля 2011 года была назначена досрочная трудовая пенсия, на момент назначения которой специальный стаж истца по Списку №1 составил 22 года 02 мес. 24 дня.

При этом период его службы в составе вооруженных сил СССР с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года в специальный стаж не был зачтен.

Отказывая в удовлетворении заявленных им требований о зачете периода срочной службы в специальный стаж и перерасчете назначенной пенсии, суд первой инстанции исходил из отсутствия на это правовых оснований.

Вместе с тем, с такими выводами судебная коллегия согласиться не может.

В период службы Д.М. Галиаскарова в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период прохождения службы приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В данном случае истец просил приравнять период службы в армии с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года к работе по Списку №1 с 12 июля 1982 года по 23 марта 1987 года.

В связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что к спорным отношениям Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшее на период прохождения истцом службы), применению не подлежит, Судебная коллегия находит основанным на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права является основанием для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ решение суда об отказе в установлении права истца на расчет стажа на соответствующих видах работ с включением в льготный стаж периода срочной службы, перерасчете пенсии является необоснованным, потому оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Авиастроительного районного суда г.Казани Республики Татарстан от 22 июня 2016 года по данному делу отменить, принять новое решение, которым признать за Д.М.Галиаскаровым право на расчет стажа на соответствующих видах работ для определения размера пенсии с включением в льготный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года.

Возложить на Управление Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г.Казани обязанность по перерасчету пенсии Д.М.Галиаскарова с 1 июля 2011 года.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи