Судья Булатов И.Х. УИД 16RS0046-01-2021-015324-63 в суде первой инстанции дело № 2а-6791/2021 в суде апелляционной инстанции дело № 33а-17255/2021 Учет № 024а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 9 ноября 2021 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Сибгатуллиной Л.И., судей Галимова Л.Т., Нуриахметова И.Ф., при секретаре судебного заседания Пашаевой Э.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года, которым постановлено: административное исковое заявление представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Татарстан и министру образования и науки Республики Татарстан ФИО2 о признании бездействия незаконным, оставить без удовлетворения. Взыскать с Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в доход Муниципального образования города Казани госпошлину в размере 2000 рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, установила: Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Министерства образования и науки Республики Татарстан и министра образования и науки Республики Татарстан ФИО2 В обоснование заявленных требований указано, что организатор добровольческой деятельности направил предложение административному ответчику о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации. Решение на предложение до истечения предусмотренного специальной нормой срока не принято, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы. Административный истец просил признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Республики Татарстан и министра ФИО2, выразившееся в нарушении сроков принятия решения и ответа на предложение организатора добровольческой деятельности. 8 сентября 2021 года по делу принято решение суда в вышеприведенной формулировке. В апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ставится вопрос об отмене решения суда от 8 сентября 2021 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что суд обосновал решение на доводах административного ответчика, без учета правовой позиции административного истца, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения и неопределенного круга лиц. Отмечается, что административный истец был лишен возможности в случае своевременного поступления возражений на административное исковое заявление по своему усмотрению распорядиться процессуальными правами, которыми он в силу части 9 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) не обладает при апелляционном рассмотрении. Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены. Административный истец Благотворительное региональное молодежного общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» и административный ответчик Министерство образования и науки Республики Татарстан своих представителей в суд не направили. Административный ответчик министр образования и науки Республики Татарстан ФИО2 в суд не явился. В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Из материалов дела видно, что 21 июля 2021 года организатор Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в электронном виде направил в адрес Министерства образования и науки Республики Татарстан обращение №01695, поименованное как Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой и благотворительской деятельности в проведении профориентационных мероприятий Всероссийского дня правовой помощи во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета. В указанном сообщении приведены выдержки из Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом Российской Федерации 16 января 2019 года за № Пр-38ГС, дана оценка указанному документу, приведены положения Всеобщей декларации права человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, Конституции Российской Федерации, Федерального закона 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», выдержки из Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года №520-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации 18 марта 2021 года № 656-р), ссылки на распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года №2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Также, в данном сообщении имеются данные организатора добровольческой деятельности ФИО1, имеется указание на вебинар, предполагаемый к осуществлению, на котором размещена Программа семинара, указано на целевую аудиторию участников вебинара, которую планируется привлечь к участию в вебинаре при содействии министерства, в качестве требования к оборудованию, программному обеспечению и Интернет-соединению, другим условиям и правилам, выполнение которых обязательно для участников вебинара, сообщено на их установление письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2020 года №ГП-2072/03 «О направлении рекомендаций». Кроме того, данное сообщение содержит сведения о благотворительной организации, истории и сферах ее деятельности. Обращение подано в электронном виде и подписано электронной подписью ФИО1 Письмом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 19 августа 2021 года № 10494/21 за подписью заместителя министра образования и науки Республики Татарстан ФИО3 на указанное предложение от 21 июля 2021 года в электронном виде дан ответ, в котором указано, что для рассмотрения предложения по вопросу включения мероприятий в план мероприятий в рамках всероссийского Дня правовой помощи отсутствует информации о количестве и квалификации сотрудников, имеющих диплом по специальности юрист, являющихся специалистами в сфере финансового права. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответ от 19 августа 2021 года № 10494/21 на предложение административного истца направлен в порядке и в сроки, предусмотренные законом, указал, что со стороны административного ответчика бездействие не допущено, в этой связи пришел к выводу о правомерности действий административного ответчика и принял решение об отказе в удовлетворении административного иска. Суд апелляционной инстанции с выводами суда по данному делу соглашается. Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона. Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года №1425 утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее – Общие требования) и перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. В соответствии с пунктом 1 указанных Общих требований настоящий документ определяет общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций (далее соответственно - органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и (или) организации) с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее соответственно - организаторы добровольческой деятельности, добровольческие организации, добровольческая деятельность). В соответствии с пунктом 3 Общего порядка орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации. Решение суда отвечает указанным положениям закона и правовым положениям. Как следует из материалов дела, обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» рассмотрено Министерством образования и науки Республики Татарстан в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, ответ направлен своевременно. Данные о нарушении Министерством образования и науки Республики Татарстан приведенных требований к рассмотрению обращения не установлены. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие административного ответчика отсутствует, право Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на рассмотрение обращения не нарушено, и принял правомерное решение об отказе в удовлетворении административного иска. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права. Пунктом 2 Общих требований предусмотрено, что организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию: а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо; б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо; в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц; г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии); д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии); е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Между тем, из анализа содержания обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 21 июля 2021 года №01695 следует, что указанное обращение административного истца по смыслу пункта 2 Общих требований не является предложением об осуществлении межведомственного взаимодействия с Министерством образования и науки Республики Татарстан, следовательно, оно не подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями названного Постановления Правительства Российской Федерации. Довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым решением (письмом) прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа детей, нуждающихся в помощи государства и благотворительной помощи, основан на неправильном толковании ее заявителем норм материального права и отмену решения суда не влечет, поскольку законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих право молодежных и детских объединений, в том числе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», обращаться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или неопределенного круга лиц. Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано. Не может быть признано состоятельным и утверждение заявителя апелляционной жалобы о ненаправлении в нарушение требований процессуального закона в адрес административного истца возражений на апелляционную жалобу, поскольку, согласно материалам дела, такие возражения не подавались. Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут. Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было. Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара). Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение составлено 12 ноября 2021 года |