НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 09.11.2015 № 33-16595/2015

Судья А.В. Карпов Дело № 33-16595/2015

Учёт №54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2015 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,

судей А.Р. Гаянова, А.И. Муртазина,

при секретаре судебного заседания Ю.Р. Гафуровой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Валиева Н.Ш. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 03 сентября 2015 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Валиева Н.Ш. к Отделу Социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Чистопольском муниципальном районе, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ Республиканскому центру материальной помощи Республики Татарстан о взыскании субсидий за период с января 2004 года по текущую дату, компенсацию морального вреда в размере 1 100 000 руб., вынесении определения о соответствии специалистов Социальной защиты г. Чистополь занимаемой ими должности отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения истца Н.Ш. Валиева, поддержавшего жалобу, пояснения представителя ответчика - ГКУ Республиканский центр материальной помощи Республики Татарстан Ю.Ю. Ячменевой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Н.Ш. Валиев обратился в суд с исковым заявлением к Отделу Социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Чистопольском муниципальном районе о восстановлении конституционных прав, выплате субсидий, взыскании морального вреда, в обоснование иска указав, что 30 декабря 2003 года ему присвоено звание Ветеран труда, согласно которому ему положены субсидии. Субсидии ему выплачивали в апреле и мае 2013 года. Затем субсидии перестали выплачиваться, тем самым сотрудники Социальной защиты г. Чистополь нарушают его конституционные права на получение субсидии. В ответе первого заместителя прокурора РТ от 20 января 2015 года имеется ссылка на Постановление Правительства № 761, однако указанное Постановление не применимо к нему, оно применяется для малоимущих граждан и ветеранах войны, которые снимают жилье. В настоящее время истец просит суд восстановить его конституционные права, как пенсионера-ветерана труда по Федеральным Законам, вынести решение о выплате ему субсидий за период с января 2004 года по настоящее время, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 100 000 руб., вынести опре­деление о соответствии специалистов Социальной защиты г. Чистополь занимаемой ими должности, за ведение антисоциальной деятельности в отношении пенсионеров-ветеранов труда.

Определениями Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 30 июля 2015 года в качестве соответчиков привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ Республиканский центр материальной помощи Республики Татарстан.

В судебном заседании истец иск поддержал.

Представители ответчиков: отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Чистопольском муниципальном р-не, Республиканского центра материальной помощи, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с иском не согласились.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе Н.Ш. Валиев просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что судом неправильно были применены нормы материального права. Истец полагает, что он имеет право на субсидию на газ, которая должна предоставляться в размере оплаты 50% от общей площади отапливаемого помещения, которое занимает льготник (она распространяется так же на членов семьи ветеранов проживающих с ними).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал жалобу.

Представитель ответчика Ю.Ю. Ячменева с жалобой не согласилась.

Представители ответчиков: отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Чистопольском муниципальном р-не и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд апелляционной инстанции не явились, от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в ходатайстве также указано, что с жалобой не согласны.

Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из Федерального закона "О ветеранах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть первая статьи 11, статья 22).

В Республике Татарстан принят Закон от 8 декабря 2004 года N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", статьей 5 которого предусмотрено предоставление ветеранам труда соответствующих мер социальной под­держки. Согласно части первой статьи 9 данного Закона порядок реализации статьи 5 устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

На основании данного Закона Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято Постановление от 24 марта 2006 года N 126 "О предостав­лении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным ка­тегориям граждан в Республике Татарстан", которым утверждено оспариваемое Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, закрепляющее, в том числе, и порядок определения размера субсидий-льгот.

Из материалов дела следует, что Н.Ш. Валиеву с 9 августа 2003 года назначена пенсия по старости, о чем свидетельствует удостоверение № ...., выданное <дата> года.

На основании Указа Президента Республики Татарстан от 30 декабря 2003 года Н.Ш. Валиеву присвоено звание «Ветеран труда», о чем свидетельствует удостоверение, выданное 22 января 2004 года.

Также, Приказом № .... от <дата> года, Н.Ш. Валиев награжден нагрудным знаком «Почетный донор России», о чем свидетельствует удостоверение № 587185.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 года, Н.Ш. Валиев является собственником жилого дома, общей площадью 64,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Истец является ветераном труда и в соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" наряду с другими ме­рами социальной поддержки имеет право на субсидию в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и на субсидию в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения.

В соответствии с частью первой статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в слу­чае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной пло­щади жилого помещения, используемого для расчета субсидий, и размера ре­гионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе се­мьи; размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, стоимости жилищно- коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Согласно части седьмой статьи 159 данного Кодекса порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На этом основании Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жи­лого помещения и коммунальных услуг" были утверждены Правила предос­тавления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ко­торые вступили в силу с 30 декабря 2005 года. Как следует из пункта 20 дан­ных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных ус­луг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, ис­пользуемых для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и комму­нальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жило­го помещения и коммунальных услуг; в случае если размер субсидии превы­сил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммуналь­ных услуг, производится возврат излишне полученных в качестве субсидии средств (пункты 27 и 49 Правил).

Н.Ш. Валиеву, как ветерану труда, предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые установлены Законом Республики Та­тарстан от 8 декабря 2004 года N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и финансируются из бюджета Республики Татарстан. В силу статьи 5 указанного Закона ветеранам труда, пенсия кото­рым назначена в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенси­ях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан; субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности;

субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения; субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда.

Истец полагая, что субсидия за коммунальные услуги должны выплачиваться независимо от количества зарегистрированных лиц, на всю сумму расходов на оплату коммунальных ус­луг по данному жилому помещению, обратился в суд с настоящим иском, указывая также, что субсидии платили ему всего два месяца - апрель и май 2013 года.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренные Законом Республики Та­тарстан от 8 декабря 2004 года N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" меры социальной поддержки предоставляются истцу в полном объеме, а предоставление субсидий, предусмотренных ст.159 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ №761 от 14.12.2005 носит исключительно заявительный ха­рактер, не является бессрочным и определено сроком 6 месяцев. Н.Ш. Валиев не обращался за предоставлением ему субси­дии после окончания срока выплаты субсидии, ему в предоставлении субсидии не было отказано.

Судебная коллегия соглашается с выводами городского суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на субсидию в размере 50 процентов расходов на всю сумму оплаты коммунальных ус­луг по жилому помещению, где он проживает с семьей, независимо от количества зарегистрированных лиц, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Субсидии в размере 50 процентов расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренные статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", предоставляются в пределах социальной нормы пло­щади жилья и нормативов потребления услуг для населения, установленных законодательством Республики Татарстан, и должны компенсировать полови­ну расходов, понесенных гражданином. При этом примененное законодателем понятие расходов на оплату жилья и коммунальных услуг как по своему буквальному толкованию, так и исходя из его места в системе нормативных правовых актов, предполагает компенсацию государством в установленных пре­делах реальных расходов граждан.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" распространение субсидии-льготы на членов семьи ве­терана труда, совместно с ним проживающих, не предусмотрено.

Кроме того в соответствии с пунктом 3.1 Постановления КМ РТ от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" размер субсидии-льготы рассчитывается отдельному члену семьи, имеющему право на указанную субсидию.

Порядок определения размера субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг распространяется на ветеранов труда, установивших в своих квартирах приборы учета. В соответствии с данным порядком указанным гражданам гарантируется предоставление денежной компенсации - субсидии-льготы в размере половины фактически произведенных ими расходов на оплату коммунальных услуг в случае, когда величина фактического потребления коммунальных услуг меньше установленных нормативов потребления. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, согласно оспариваемой норме и с учетом положений статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", предусмотрено для расчета размера субсидии-льготы при превышении величины фактического потребления коммунальных услуг над нормативными значениями. В данном случае ветерану труда гарантируется компенсация его расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления. При этом собственник в силу статьи 157 ЖК РФ свободен в выборе способа опре­деления размера платы за коммунальные услуги - на основании показаний приборов учета или в соответствии с утвержденными нормативами.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года N 138-3PT "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан" (в редакции от 20 мая 2008 года) региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидии, устанавливается в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности граждан жильем.

В жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, кроме него, проживают его супруга и сын. Т.е. всего три человека.

Таким образом, из буквального толкования ст.5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", следует, что истцу полагаются следующие меры социальной поддержки:

- субсидия в размере 50% на его (1/3 от всей суммы расходов на данное жилое помещение) долю расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья;

- субсидия-льгота в размере 50% на его (1/3 от всей суммы расходов на данное жилое помещение) долю расходов на оплату коммунальных услуг в пределах, установленных нормативов потребления услуг для населения;

- субсидия в размере 50% абонентской платы за телефон, радио, коллективную антенну,

- ежемесячная денежная выплата.

Все эти вышеуказанные меры социальной поддержки ему предоставляются. Доводы истца о том, что ему должна предоставляться субсидия в размере 50% от всех расходов на оплату коммунальный услуг, не основаны на законе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит исключительно заявительный ха­рактер, не является бессрочным и определено сроком 6 месяцев. Каких-либо сведений о том, что Н.Ш. Валиев обращался за предоставлением ему субси­дии, в чем ему было отказано, материалы дела не содержат.

Как следует из материалов дела, за период с июля 2013 года по сентябрь 2013 года выплата Н.Ш. Валиеву субсидии на оплату жилищно-коммунальных не производилась, поскольку по домохозяйству расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг не превысили 21% от среднемесячного совокупного дохода семьи.

Заявлений от Н.Ш. Валиева или от Х.К. Валиевой по вопросу оформления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (по Постановлению №761) на новый период с октября 2013 года в органах социальной защиты Чистопольского муниципального района не зарегистрировано. Н.Ш. Валиев был уведомлен об окончании сроков предоставления ему субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также о порядке назначения данной выплаты путем письменного уведомления письмом от 10.11.2014 №02- 05/247.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку суд правильно установил юридически значимые обстоятельства.

На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Валиева Н.Ш. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи