Судья: Галиуллина Л.Р. УИД 16RS0047-01-2022-004391-39
дело в суде первой инстанции № 2а-2666/2022
дело в суде апелляционной инстанции № 33а-3603/2024
Учет № 198а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 февраля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Нуриахметова И.Ф.,
судей Гильфанова Б.К., Шарифуллина В.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханнановым Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционной жалобе Галиева Рамиля Равильевича на решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 декабря 2022 года, которым постановлено:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Татарстан удовлетворить.
Взыскать с Галиева Рамиля Равильевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, ИНН ...., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в бюджет соответствующего уровня недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 7 898 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 27 рублей 64 копейки, недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 12 776 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 44 рубля 72 копейки, недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 2 565 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 8 рублей 98 копеек, недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 94 рубля, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 33 копейки, штраф за налоговое правонарушение, установленное главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, в размере 1 000 рублей, в общем размере 24 414 рублей 67 копеек.
Взыскать с Галиева Рамиля Равильевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, ИНН ...., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 932 рубля 44 копейки.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика Галиева Р.Р. и представителя Галиевой Ф.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным иском к Галиеву Р.Р. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу, задолженности по пеням за неуплату данных налогов, штрафа за налоговое правонарушение.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что согласно сведениям, имеющимся в МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан, Галиева Р.Р. имеет зарегистрированные транспортные средства: с 21 января 2015 года - легковой автомобиль марки <данные изъяты>, с 17 апреля 2018 года - легковой автомобиль марки <данные изъяты>, с 14 декабря 2017 года - земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, с 1 апреля 2013 года по 3 июля 2020 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты>, объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом) площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес>.
В связи с чем налоговый орган исчислил административному ответчику транспортный налог, земельный налог по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, и направил в его адрес налоговое уведомление № 41693031 от 1 сентября 2021 года, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов за 2020 год, в срок не позднее 1 декабря 2021 года. Факт направления уведомления подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции.
Поскольку в установленные сроки Галиев Р.Р. указанную в налоговом уведомлении сумму транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц не уплатил, на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени (далее - НК РФ).
Согласно сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Галиев Р.Р. с 29 октября 2018 года по 29 марта 2021 года состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя.
Галиевым Р.Р. несвоевременно представлена в налоговый орган налоговая декларация по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, в связи с чем налоговым органом принято решение № 1479 от 11 мая 2021 года о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение предусмотренного статьей 119 НК РФ. Сумма штрафной санкции составила 1 000 рублей. Данное решение в вышестоящий налоговый орган не обжаловано, направлено в адрес налогоплательщика, что подтверждается реестром заказной корреспонденции от 25 мая 2021 года.
Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате сумм налога, пени: от 18 июня 2021 года № 21364 с суммой задолженности по штрафной санкции со сроком исполнения до 2 ноября 2021 года, от 16 декабря 2021 года № 77780 с суммой задолженности по налогам, пени за 2020 год со сроком исполнения до 28 января 2022 года.
Факт направления требований в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции.
Ранее вынесенный в отношении Галиева Р.Р. судебный приказ мирового судьи от 15 апреля 2022 года отменен определением мирового судьи от 6 мая 2022 года.
Однако налоговая задолженность по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пеням за неуплату данных налогов по настоящее время не уплачена в бюджет.
Административный истец просил взыскать с Галиева Р.Р. в бюджет соответствующего уровня недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 7 898 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 27 рублей 64 копеек, недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 12 776 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 44 рублей 72 копеек, недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 2 565 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 8 рублей 98 копеек, недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 94 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 33 копеек, штраф за налоговое правонарушение, установленное главой 16 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, в размере 1 000 рублей, всего на общую сумму 24 414 рублей 67 копеек.
1 декабря 2022 года Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда первой инстанции не согласился административный ответчик Галиев Р.Р., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене итогового судебного акта по мотиву его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права. Указывается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, полагает, что ввиду введения процедуры несостоятельности (банкротства) во взыскании налоговой недоимки должно быть отказано.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены.
Учитывая требования статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), позицию представителя административного истца, а также во избежание волокиты по делу судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
На основании части 1 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив юридическую оценку обстоятельств административного дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании пункта 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Положениями статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный ответчик Галиев Р.Р. с 21 января 2015 года является собственником легкового автомобиля марки <данные изъяты>, с 17 апреля 2018 года - легкового автомобиля марки <данные изъяты>, с 14 декабря 2017 года - земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
В период с 1 апреля 2013 года по 3 июля 2020 года Галиев Р.Р. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом), площадью <данные изъяты> с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес>.
В связи с чем административный ответчик является плательщиком земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в том числе за 2020 год.
Согласно налоговому уведомлению от 1 сентября 2021 года № 41693031 административному ответчику исчислен транспортный налог (за два транспортных средства) за 12 месяцев 2020 года за автомобиль марки <данные изъяты> в размере 8 850 рублей, за 9 месяцев 2020 года за автомобиль марки <данные изъяты> в размере 3 926 рулей, земельный налог за 3 месяца 2020 года за земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, за 6 месяцев 2020 года за земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, налог на имущество физических лиц за 6 месяцев 2020 года за жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>.
Данное налоговое уведомление направлено посредством почтовой связи административному ответчику 12 октября 2021 года согласно списку отправленной корреспонденции № 1036.
Ввиду неуплаты налога в установленный законом срок, административному ответчику в соответствии со статьями 48, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в заявленном к взысканию размере.
В соответствии с требованием от 16 декабря 2021 года № 77780 задолженность административного ответчика по земельному налогу за 2020 год составила 2 659 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2020 год - 7 898 рублей, транспортному налогу за 2020 год - 12 776 рублей, всего 23 333 рубля, пени за неуплату транспортного налога за 2020 год - 44 рубля 72 копейки, пени за неуплату налога на имущество физических лиц - 27 рублей 64 копейки, пени за неуплату земельного налога - 7 рублей 31 копейка, всего 81 рубль 67 копеек. Установлен срок для уплаты налоговой задолженности до 28 января 2022 года.
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика 23 декабря 2021 года посредством почтовой связи.
14 августа 2020 года Галиевым Р.Р. в налоговый орган представлен расчет страховых взносов за 12 месяцев 2019 года, то есть с пропуском 6 месяцев и одного неполного дня, поскольку срок для представления расчета был установлен не позднее 30 января 2020 года.
По результатам проведения налоговым органом камеральной проверки установлено, что Галиевым Р.Р. в нарушение пункта 9 статьи 119 НК РФ совершено налоговое правонарушение в виде непредставления налоговой декларации (расчет по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета за 12 месяцев 2019 года.
Материалы камеральной проверки обобщены в акте от 10 марта 2021 года № 1548.
По результатам камеральной налоговой проверки Галиев Р.Р. привлечен к налоговой ответственности по пункту 9 статьи 119 НК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей за несвоевременное предоставление налоговой декларации (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11 мая 2021 года № 1479). Указанное решение не обжаловано.
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование № 21364 от 18 июня 2021 года, согласно которому задолженность административного ответчика за налоговое правонарушение в виде штрафа составляет 1000 рублей, срок исполнения определен до 24 ноября 2021 года.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 по Кировскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 15 апреля 2022 года по заявлению МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан с Галиева Р.Р. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 7 898 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 27 рублей 64 копейки, недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 12 776 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 44 рубля 72 копейки, недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 2 565 рублей, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 8 рублей 98 копеек, недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 94 рубля, пени, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, в размере 33 копейки, штраф за налоговое правонарушение, установленное главой 16 НК РФ, за несвоевременное представление декларации по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, в размере 1 000 рублей, всего на общую сумму 24 414 рублей 67 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 по Кировскому судебному району города Казани от 6 мая 2022 года указанный судебный приказ от 15 апреля 2022 года отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
26 июля 2022 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Оценив представленные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, а потому принял решение об удовлетворении административного иска.
Разрешая настоящее дело подобным образом, суд первой инстанции исходил из того, что процедура принудительного взыскания налогов и пени, а также штрафа соблюдена, срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а также предъявления настоящего административного иска не пропущен, до настоящего времени требования об уплате недоимки оспариваемый период административным ответчиком не исполнены.
Административным истцом представлены доказательства направления административному ответчику соответствующих документов, требуемых для своевременной оплаты налоговых сборов и содержащих соответствующий расчет. Однако доказательства исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов и пени, а также штрафа в материалах дела отсутствуют.
Сведений о регистрации вышеуказанных объектов недвижимости и транспортных средств в указанные периоды за иным лицом также не представлены.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют требованиям закона и не противоречат обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
В соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино - место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Статьей 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принимая во внимание вышеприведенные положения НК РФ, а также обстоятельства административного дела и учитывая, что до настоящего времени задолженность по обязательным платежам и санкциям не погашена, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих их уплату, не представлено, расчет задолженности административным ответчиком предметно не оспорен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Размер недоимки по налогам и пеням, а также штрафа подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана надлежащая оценка.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а потому решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что административный ответчик признан банкротом, в связи с чем, по мнению апеллянта, требования налогового органа должны рассматриваться в рамках рассмотрения дела о банкротстве, выводов суда первой инстанции не опровергают и отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные в силу следующего.
Пунктом 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) установлено, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 данной статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина (абзац 2 пункта 3).
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Закона № 127-ФЗ, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 5 Закона № 127-ФЗ, под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (в частности, статья 75 НК РФ), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В рассматриваемом случае административное исковое заявление налоговым органом сформировано на взыскание задолженности по:
- налогам за 2020 год, обязательство по уплате которых возникло 1 декабря 2021 года,
- штрафной санкции, за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, обязательство, по уплате которого возникло 11 мая 2021 года, то есть после принятия судом заявление о признании должника банкротом.
При таких обстоятельствах, судом были правомерно удовлетворены заявленные требования, поскольку они являются текущими платежами.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами суда не может служить достаточным основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела также не усматривается.
Обстоятельств влекущих безусловную отмену решения суда судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 декабря 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Галиева Рамиля Равильевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 февраля 2024 года.