НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 08.10.2020 № 2-3751/20

Судья Иванова И.Е. УИД 16RS0010-01-2020-000229-98

Дело № 2-3751/2020

Дело № 33-13931/2020

Учет № 067 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 октября 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Новосельцева С.В., Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Л.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Петрова В.В. на решение Советского районного суда города Казани от 3 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении иска Петрова Владимира Васильевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан» (....) о признании права на пенсию по выслуге лет с учетом процентной надбавки, взыскании недополученной суммы пенсии и возложении обязанности по расчету, начислению и выплате пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Петрова В.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Петров В.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан» (далее по тексту Военный комиссариат Республики Татарстан) о признании права на пенсию по выслуге лет с учетом процентной надбавки, взыскании недополученной суммы пенсии и возложении обязанности по расчету, начислению и выплате пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки.

В обоснование исковых требований истец указал, что с 10 ноября 1971 года по 16 декабря 1999 года он проходил военную службу, в том числе в Вооруженных Силах Республики Казахстан с 7 мая 1992 года по 16 декабря 1999 года. Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 18 ноября 1999 года № 0276 он уволен по сокращению штатов с военной службы в запас, в звании полковника, исключен из списков личного состава с 16 декабря 1999 года. Согласно расчету выслуги лет, произведенному финансовым органом Министерства обороны Республики Казахстан, общая выслуга лет в льготном исчислении по состоянию на 16 декабря 1999 года за весь период военной службы составила 29 лет 1 месяц 3 дня, в календарном исчислении 28 лет 1 месяц 6 дней. В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию Военным комиссариатом Республики Татарстан с 1 июня 2008 года истцу назначена пенсия за выслугу лет 29 лет. С 1 октября 2015 года Военным комиссариатом Республики Татарстан произведен перерасчет процентной надбавки за выслугу лет с учетом службы в Вооруженных Силах СССР, то есть, за 20 календарных лет, что составило 30 процентов. При этом, период военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан с 7 мая 1992 года по 16 декабря 1999 года в выслугу лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания Военным комиссариатом Республики Татарстан не засчитан. Истец полагает, что указанные действия ответчика являются незаконными, нарушающими права, в связи с чем, просил суд признать право на пенсию по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40 % (с учетом индексации), предусмотренной пп.6 п. 13 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в его пользу недополученную сумму пенсии по выслуге лет за период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2020 года (с учетом индексации), в сумме 123 205,50 рублей; обязать Военный комиссариат Республики Татарстан ежемесячно, начиная с 1 апреля 2020 года рассчитывать, начислять и выплачивать ему пенсию по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40 %, предусмотренной подпунктом 6 пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», с учетом индексации.

Истец Петров В.В. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Салахов Э.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что после распада СССР Петров В.В. зачислен на службу в Вооруженные Силы Республики Казахстан не по направлению Российской Федерации и был уволен без перевода в Вооруженные Силы Российской Федерации, поэтому период его службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан после распада СССР и формирования Вооруженных Сил Республики Казахстан, то есть в переходный период, при исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки зачету не подлежит.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Петров В.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Полагает, что суд в обоснование принятого решения не неправомерно указывает на то, что в период военной службы с 1992 года по 1999 год истец являлся гражданином Республики Казахстан, гражданство Российской Федерации в этот период не принимал, поэтому, к нему не применяется подпункт «д» пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет». При этом истец представлял суду первой инстанции копию удостоверения личности, из которой усматривается, что он принял гражданство Республики Казахстан только 21 января 1999 года. За период с 1992 года по 1999 год он не мог считаться лицом без гражданства, так как он являлся гражданином Российской Федерации. Военным комиссариатом Республики Татарстан, начиная с 1 июня 2008 года до 1 октября 2015 года, признавалось его право на исчисление процентной надбавки к пенсии, исходя из выслуги равной 29 годам (40 %-ная надбавка), и на протяжении 7 лет его пенсия выплачивалась с учетом данной процентной надбавки. Также указывает, что исковое заявление о восстановлении пенсионных прав он предъявлял в суд первой инстанции по своему месту жительства. Однако в нарушение его конституционных прав, предусмотренных статьей 47 Конституции Российской Федерации, его исковое заявление было рассмотрено с нарушением подсудности по месту нахождения ответчика, поэтому считает, что в данном случае имеется нарушение процессуальных прав, влекущие отмену решения суда в безусловном порядке.

Представителем ответчика поданы возражения на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Петров В.В. свои доводы апелляционной жалобы поддержал.

Выслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регламентировано Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее по тексту также Закон № 4468-1).

В силу положений статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в ранее действовавшей редакции, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Федеральным законом от 8 ноября 2011года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в указанную норму внесены изменения, слова «оклады по должности, воинскому или специальному званию» заменены словами «оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию», слова «процентная надбавка за выслугу лет» заменены словами «ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы)».

Кроме того, указанная норма дополнена частью 2, устанавливающей, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 13 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

Согласно части 14 указанной статьи, Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Петров В.Ф. проходил военную службу с 10 ноября 1971 года по 16 декабря 1999 года, в том числе в Вооруженных Силах Республики Казахстан с 7 мая 1992 года по 16 декабря 1999 года (с 7 мая 1992 года Указом Президента Республики Казахстан сформированы Вооруженные Силы Республики Казахстан).

Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 28 июля 1992 года № 0100 Петров В.В. назначен на новую должность начальника финансового отделения штаба Министерства обороны Республики Казахстан.

В период прохождения военной службы с 1992 год по 1999 год Петров В.В. гражданство Российской Федерации не принимал.

Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 18 октября 1999 года № 0276 Петров В.В. уволен по сокращению штатов с военной службы в запас, исключен из списков личного состава с 16 декабря 1999 года.

Согласно расчету выслуги лет, произведенному финансовым органом Минобороны Республики Казахстан, общая выслуга лет в льготном исчислении по состоянию на 16 декабря 1999 года за весь период военной службы составила 29 лет 1 месяц 3 дня.

После увольнения из Вооруженных Сил Республики Казахстан Петрову В.В. назначена пенсия за выслугу 29 лет по нормам, установленным законодательством Республики Казахстан.

В 2008 году в связи с переездом Петрова В.В. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию военным комиссариатом Республики Татарстан с 1 июня 2008 года назначена пенсия за выслугу 29 лет по нормам, установленным законодательством Российской Федерации на дату назначения пенсии.

При определении размера процентной ежемесячной надбавки за выслугу лет, подлежащей зачету, выслуга лет Петрова В.В. ответчиком в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» учтена только за период службы в Вооруженных Силах СССР и переходного периода, то есть за период с 10 ноября 1971 года по 31 декабря 1994 года, в связи с чем, процентная надбавка за выслугу лет составила 30 процентов.

Истец, полагая, что поскольку он в настоящее время является гражданином Российской Федерации и проходил военную службу в Вооруженных силах иностранного государства, этот период должен быть зачтен в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил для определения размера процентной надбавки за выслугу лет, которая с учетом этого периода составляет более 25 лет, а потому процентная надбавка должна быть установлена в размере 40 процентов, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что нарушений при определении истцу размера пенсии ответчиком допущено не было, пенсия выплачивается в размере, установленном действующим законодательством, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет и взыскания в пользу истца недоплаченной пенсии.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, признавая доводы жалобы истца необоснованными, исходя из следующего.

Так, Пунктом 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074, установлено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды: а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств; в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).

Аналогичные правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет были установлены пунктом 2 ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года № 524.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» (далее по тексту – Соглашение от 14 февраля 1992 года) и от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» (далее по тексту – Соглашение от 15 мая 1992 года).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств – участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

Согласно Соглашению в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим подлежит зачету как служба в собственных вооруженных силах, так и в вооруженных силах других государств. Этот вопрос разрешен Соглашением.

Общая выслуга лет у истца в количестве 29 лет ответчиком не оспаривается.

Однако, вопросы определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет оставлены для рассмотрения и установления государствами-участниками Соглашения.

Советом глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года утверждено Соглашение о статусе экономического Суда Содружества Независимых Государств и Положение об экономическом Суде Содружества Независимых Государств (далее по тексту – Положение).

В консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 9 декабря 2009 года № 01-1/2-09 «О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года» указано, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.

В соответствии с консультативным заключением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 12 апреля 2012 года N 01-1/4-11 «О толковании части второй статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года» установление соответствия служебного положения, приобретенного бывшим военнослужащим в государстве-участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, где проходила его военная служба, аналогичному служебному положению в вооруженных силах государства-участника по новому месту жительства, а также определение размера должностного оклада как составляющей денежного довольствия в целях назначения пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства нового места жительства военного пенсионера.

Следовательно, при исчислении выслуги лет Петрову В.В., как военнослужащему, проходившему службу в другом государстве – участнике СНГ и избравшему местом жительства Российской Федерации, для установления процентной надбавки за выслугу лет, применяется российское законодательство.

Документов, подтверждающих направление Петрова В.В. как гражданина Российской Федерации, для службы в Вооруженные Силы Республики Казахстан в рамках действия вышеуказанного Договора суду первой инстанции не представлено.

Учитывая, что истец проходил военную службу в спорный период в вооруженных силах Республике Казахстан в связи с тем, что по истечении переходного периода принял решение о службе в вооруженных силах Республики Казахстан, в установленном законе порядке не переводился из Вооруженных сил Республики Казахстан в Вооруженные Силы Российской Федерации, гражданство Российской Федерации принял только после увольнения со службы, суд сделал обоснованный вывод о том, что время службы истца в Вооруженных Силах Республики Казахстан при расчете процентной надбавки за выслугу лет не должно учитываться, размер процентной надбавки за выслугу лет верно приведен ответчиком в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Определив, что в выслугу лет для исчисления надбавки за выслугу лет в данном случае подлежит включению только период службы в Вооруженных силах Союза ССР, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, что составляет полных 20 лет, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что первоначально надбавка за выслугу 25 лет и более в размере 40 % истцу была установлена ошибочно, в связи с чем, с учетом положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», ответчик правомерно произвел перерасчет выслуги для выплаты надбавки к денежному содержанию за выслугу лет, для приведения размера выплачиваемой истцу пенсии в соответствие с требованиями действующего законодательства, что и послужило основанием для установления размера надбавки 30 % для целей исчисления размера пенсии в соответствии с приведенными нормами, регулирующими спорные правоотношения.

В данном случае, ответчиком не производится какое-либо удержание из пенсии истца, а устранена ранее допущенная ошибка при исчислении выслуги лет, в связи с чем, размер пенсии приведен в соответствие с законодательством.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что для зачета периода военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан после 1 января 1995 года, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074, оснований не имеется, а потому требования Петрова В.В. о признании права на пенсию по выслуге лет с учетом 40-процентной надбавки за выслугу лет, взыскании недополученной суммы пенсии и возложении обязанности по расчету, начислению и выплате пенсии по выслуге лет с учетом 40-процентной надбавки за выслугу лет являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении подсудности рассмотрения настоящего дела, не могут являться безусловным основанием для отмены судебного постановления суда первой инстанции.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является основанием для применения судом апелляционной инстанции пункта 1 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исковое заявление о восстановлении пенсионных прав, в соответствии с частью 6 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации может быть подано истцом по выбору в суд по месту своего жительства или в суд по месту нахождения ответчика.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, иск был предъявлен Петровым В.В. по месту своего жительства в Балтасинский районный суд Республике Татарстан, которое определением Балтасинского районного суда Республике Татарстан от 15 апреля 2020 года передано на рассмотрение в Советский районный суд города Казани по месту нахождения ответчика.

Указанное определение сторонами не обжаловано и вступило в законную силу.

Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к утверждениям о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Петрова В.В., повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.

Выводы суда являются правильными, обоснованными и постановленными в соответствии с нормами действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и отвечают нормам материального права.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда города Казани от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова Владимира Васильевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано не позднее трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи