НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 07.11.2013 № 33-13340/2013

Судья Сафин А.Р. дело № 33-13340/2013

учет № 22

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 ноября 2013 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галиевой А.С.,

судей Габидуллиной А.Г., Нурмиева М.М.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 19 июня 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора г. Набережные Челны, действующего в интересах Гришнякова В.А., удовлетворить.

Признать отказ некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в оказании семье Гришнякова В.А. государственной поддержки незаконным.

Возложить на некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» обязанность оказать семье Гришнякова В.А. государственную поддержку в связи с рождением ребенка в сумме 200000 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя некоммерческой организации «Государсвтенный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» - Файзутдиновой И.Т. в поддержку апелляционной жалобы, Гришнякова В.А., прокурора Галеева Н.Р., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Набережные Челны, действующий в интересах Гришнякова В.А., обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее по тексту – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан») о признании права на компенсацию по программе социальной ипотеки в связи с рождением ребенка, возложении обязанности оказать государственную поддержку в связи с рождением ребенка в сумме 200000 руб. В обоснование требований указано, Гришняков В.А. обратился в прокуратуру г. Набережные Челны с заявлением о защите нарушенных жилищных прав ее семьи с несовершеннолетними детьми. В ходе проверки, проведенной по указанному обращению, установлено, что 24 декабря 2009 года между специализированной НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и Гришняковым В.А., действующий за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1 заключен договор социальной ипотеки № ...., в соответствии с пунктом 3.2.8 которого в случае, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200000 руб., но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка. Протоколом участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от 03 марта 2010 года семье Гришнякова В.А. предоставлена квартира <адрес>. <дата> у истца родился второй ребенок – сын ФИО2. Письмом финансового директора НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» от 22 января 2013 года № .... в оказании государственной поддержки в связи с рождением ребенка Гришнякову В.А. отказано с указанием о том, что государственная поддержка в сумме 200000 руб. из республиканского бюджета оказывается семье, в которой ребенок рождается после постановки на учет по Программе социальной ипотеки, и направляется на накопление первоначального взноса или оплату стоимости жилого помещения на момент рождения ребенка. 18 декабря 2009 года семья Гришняковых была поставлена на учет согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 № 732 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» для внеочередного выделения жилья. Условиями этой программы предусмотрена только безвозмездная субсидия на 33 кв. м. Полагая данный отказ неправомерным, прокурор
г. Набережные Челны, действующий в интересах Гришнякова В.А., просит суд признать право на компенсацию по программе социальной ипотеки в связи с рождением ребенка, возложить обязанность оказать государственную поддержку в связи с рождением ребенка в сумме 200000 руб.

В судебном заседании истец Гришняков В.А. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного рассмотрения надлежащим образом извещен.

Судом принято решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Указывает, что Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 апреля 2008 года № 253 утратило силу, в настоящее время правила осуществления выплат при рождении ребенка по программе социальной ипотеки регулируются Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 августа 2012 года № 748. Также указывает, что данные правила распространяются на граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года, при этом Гришняков В.А. не относится к данной категории граждан, поскольку договор социальной ипотеки был заключен с истцом в рамках реализации им права на получение жилья в рамках осуществления за счет средств бюджета социальной поддержки по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что договор социальной потеки от 24 декабря 2009 года заключен с Гришняковым В.А. в рамках целевой программы «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях», каких-либо дополнительных соглашений об изменении условий договора с семьей Гришняковых не заключалось..

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с положениями пункта 1 Правил осуществления выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке по Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 апреля 2008 года № 253, получателями компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке по Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год (далее - компенсации), являются граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190 «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан».

Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, предоставление жилья по социальной ипотеке гражданам происходит в рамках устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан квот, в том числе: квоты предприятий - для работников предприятий, участвующих в финансировании социальной ипотеки (далее - работники предприятий); бюджетной квоты - для работников бюджетной сферы; квоты неотложников - для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке (далее - неотложники).

В силу пункта 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, у нее возникает право на государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Из материалов дела следует, что 24 декабря 2009 года между НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и Гришняковым В.А., действующим за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, заключен договор социальной ипотеки № ...., в соответствии с пунктом 3.2.8 которого в случае если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200000 руб., но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Протоколом участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от 03 марта 2010 года семье Гришнякова В.А. предоставлена квартира <адрес>.

26 марта 2010 года субсидия в сумме 864600 руб. перечислена на счет Гришнякова В.А.

<дата> у истца родился второй ребенок – сын ФИО2.

Письмом финансового директора НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» от 22 января 2013 года № .... в оказании государственной поддержки в связи с рождением ребенка Гришнякову В.А. отказано с указанием о том, что государственная поддержка в сумме 200000 руб. из республиканского бюджета оказывается семье, в которой ребенок рождается после постановки на учет по Программе социальной ипотеки и направляется на накопление первоначального взноса или оплату стоимости жилого помещения на момент рождения ребенка. 18 декабря 2009 года семья Гришняковых была поставлена на учет согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года № 732 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» для внеочередного выделения жилья. Условиями этой программы предусмотрена только безвозмездная субсидия на 33 кв. м.

Таким образом, Гришняков В.А. обеспечен жильем в порядке, регламентированном Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года № 732, в соответствии с которым меры социальной поддержки осуществляются путем предоставления субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Вместе с тем, исходя из вышеприведенных норм права, меры государственной республиканской поддержки в виде выплаты компенсации при рождении ребенка, предоставляются семьям, вставшим на учет по социальной ипотеке в рамках Целевой программы «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2008 года № 92.

Кроме того, в соответствии с данным Постановлением Министерство финансов Республики Татарстан выделяет Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан за счет средств бюджета Республики Татарстан денежные средства на осуществление выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке.

При этом согласно Правилам и порядку постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190, при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки учитывается совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи менее 18 кв. м, наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.

Из ответа заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 25 января 2013 года
№ .... следует, что Гришняков В.А. приобрел трехкомнатную квартиру <адрес> по категории «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – владельцы жилищных сертификатов». Государственную поддержку в сумме 200000 руб. согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366 получают участники Программы социальной ипотеки – работники бюджетной сферы и работники предприятий, финансирующих данную Программу.

При наличии указанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска, так как семья Гришнякова В.А. не относится к категории семей, вставших на учет по программе социальной ипотеки, право на обеспечение жильем Гришняковым В.А. реализовано в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года № 732 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», в связи с чем право на получение компенсации в связи с рождением ребенка у Гришнякова В.А. не возникло.

Наличие в договоре социальной ипотеки от 24 декабря 2009 года, заключенного между НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и Гришняковым В.А., пункта 3.2.8, которым предусмотрено условие получения меры государственной поддержки при рождении ребенка, не может являться основанием для удовлетворения иска в силу 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В данном случае пункт 3.2.8 договора социальной ипотеки противоречит положениям Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года № 732 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения».

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 19 июня 2013 года по данному делу отменить и вынести новое решение.

В удовлетворении искового заявления прокурора г. Набережные Челны, действующего в интересах ФИО1, к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании права на компенсацию по программе социальной ипотеки в связи с рождением ребенка, возложении обязанности оказать государственную поддержку в связи с рождением ребенка отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи