НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 07.09.2023 № 2-313/2023

Судья Шамгунов А.И. УИД 16RS0049-01-2022-009849-49

дело № 2-313/2023 (2-5433/2022;)

№ 33-14266/2023

Учет № 094 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 сентября 2023 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сахиповой Г.А.,

судей Назаровой И.В., Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Лазарева В.И. на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 16 января 2023 года, которым отказано в удовлетворении его иска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан о признании незаконным ответа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Лазарев В.И. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан о признании действий неправомерными.

В обоснование требований указывается, что Указом Президента Республики Татарстан от 5 октября 2021 года он как ветеран органов прокуратуры награжден медалью Республики Татарстан «За доблестный труд», в с вязи с чем, 17 декабря 2021 года он подал в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани заявление о назначении мер социальной поддержки, установленных пунктом 5.1 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» для лиц, награжденными государственными наградами Республики Татарстан.

В предоставлении мер социальной поддержки в виде ЕДВ и субсидии-льготы на оплату жилья и коммунальных услуг ему было отказано со ссылкой на то, что из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан поступила информация о наличии у него налоговой задолженности.

Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 24 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан к Лазареву В.И. о взыскании обязательных платежей и санкций отказано. В связи с этим, он направил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан заявление о том, чтобы налоговый орган сообщил в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани информацию об отсутствии у него налоговой и иной задолженности.

27 сентября 2022 года он получил смс-сообщение о том, что ему назначена субсидия-льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Поскольку решением суда в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан о взыскании с него обязательных платежей и санкций было отказано, то направленная налоговым органом в феврале 2022 года в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани информация о наличии у него налоговой задолженности не соответствовала действительности, что в итоге привело к необоснованной недоплате ему ЕДВ и субсидии-льготы за период с даты подачи заявления 17 декабря 2021 года по сентябрь 2022 года.

3 октября 2022 года он направил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан обращение с просьбой сообщить в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани, что информация о налоговой задолженности является неправильной.

На это обращение Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан 28 октября 2022 года направила в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани письмо, в которой, по мнению истца, отражены неполные сведения об отсутствии у него налоговой задолженности.

На основании вышеизложенного истец просил суд признать незаконным принятое в марте 2022 года решение ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» об отказе в предоставлении ему субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг; признать незаконным направление в октябре 2022 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани неполных сведений об отсутствии у него налоговой задолженности, обязать ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» предоставить субсидию-льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг за период времени с декабря 2021 года по август 2022 года.

В ходе разбирательства дела от заявленных требований к ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» истец отказался в связи с удовлетворением его требований в добровольном порядке. (л.д. 37).

Определением суда производство по делу в части указанных требований было прекращено.

При этом, в ходе разбирательства дела истец уточнил предъявленные к Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан требования и просил признать незаконным, не соответствующим действительности, правовым нормам направленный налоговым органом в ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» ответ от 28 октября 2022 года за №2.9-31/04047, в соответствии с которым после уплаты им суммы 2 672 руб. ( к дате 17 декабря 2021 года) он являлся должником по уплате налогов и сборов.(л.д.46)

Стороны по делу в судебное заседание не явились.

Судом принято решение об отказе.

В апелляционной жалобе истец, настаивая на изложенной в суде первой инстанции правовой позиции, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывается, что решение судом принято не в отношении уточненных им требований. Не согласен с выводами суда о том, что направленный налоговым органом в ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» ответ от 28 октября 2022 года, в соответствии с которым после уплаты им суммы 2 672 руб. он являлся должником по уплате налогов и сборов, не нарушает его законные права и интересы.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан регулируется Положением о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 г. № 542, и Положением о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 № 126, которыми предусотрено, что отделения ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии-льготы и ЕДВ, в том числе сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с указанными Положениями решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты и субсидий-льгот принимаются отделениями государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)»; одними из оснований для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты и предоставлении субсидии-льготы является наличие задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации у граждан, претендующих на указанные виды мер социальной поддержки.

Как установлено судом первой инстанции, обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, подтверждаются материалами по делу.

Так, 17 декабря 2021 года Лазарев В.И. обратился в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани с заявлением о назначении мер социальной поддержки в виде ЕДВ и субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 5.1 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» для лиц, награжденными государственными наградами Республики Татарстан, мер социальной поддержки.

Отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани, обрабатывая заявление Лазарева В.И., в рамках межведомственного обмена получило информацию из ФНС России о наличии у Лазарева В.И. задолженности по налогам и сборам

Рассмотрение заявления Лазарева В.И. от 17 декабря 2021 года о назначении ЕДВ и субсидии-льготы было приостановлено в связи с получением из налоговой инспекции информации о наличии у него налоговой задолженности.

В марте 2022 года на основании сведений, полученных из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан о наличии у Лазарева В.И. налоговой задолженности, которая не урегулирована в установленный срок, в назначении ЕДВ и субсидии-льготы Лазареву В.И. было отказано.

Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 24 июня 2022 года по в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан к Лазареву В.И. о взыскании обязательных платежей и санкций отказано.

18 сентября 2022 года в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани путем межведомственного взаимодействия из ФНС России поступили сведения об отсутствии у Лазарева В.И. налоговой задолженности.

Решениями отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани от 22 ноября 2022 года Лазареву В.И. с 1 декабря 2021 года назначены ЕДВ и субсидия-льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленные пунктом 5.1 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (л.д. 32-35).

В рамках настоящего спора истцом оспаривается направленный в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан письмом ответ от 28 октября 2022 года с содержанием о том, что перерасчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу произведен 15 сентября 2022 года Инспекцией на основании решения Высокогорского районного суда Республики Татарстан по делу от 24 июня 2022 года, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2020 год в сумме 29 918 руб. 45 коп., в связи с отсутствием у него задолженности с 30 января 2020 года.

Сумма налога к уплате в связи с этим по сроку 31 декабря 2020 года составила 2 529 руб. 55 коп. (32448 руб. – 29918 руб. 45 коп), который Лазаревым В.И. был оплачен 24 ноября 2021 года с учетом начисленных пеней всего в размере сумме 2 672 руб.

При этом указано, что так как по состоянию на 16 сентября 2022 года у Лазарева В.И. имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 142 руб. 45 коп. по виду платежа «налог» (2672-2529.55), по решению налогового органа в соответствии со ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации было принято решение о зачете переплаты в сумме 76 руб. 01 коп. с вида платежа «налог» на вид платежа «пеня» и направлено на исполнение в УФК по Республике Татарстан.

27 сентября 2022 года инспекцией было направлено информационное письмо № 2.9-36/10211 об отсутствии задолженности по налогам, пени, штрафам у Лазарева В.И. по состоянию на 23 сентября 2022 года в Отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани» (л.д. 31).

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Лазарева В.И., поскольку направленное Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан 28 октября 2022 года письмо является информационным и не имеет для него никаких последствий.

Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя.

Настаивая на своей правовой позиции, истец ссылался на то, что на день подачи 17 декабря 2021 года в РЦМП заявления о предоставлении ему мер социальной поддержки у него отсутствовала какая-либо задолженность по налоговым иным обязательным платежам, о чем он в письме от 3 октября 2022 года и просил налоговый орган сообщить Республиканскому центру материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани.

При этом, данные обстоятельства подтверждаются как вступившим в законную силу вышеназванным решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 24 июня 2022 года, так и самим оспариваемым письмом налогового органа, согласно которого задолженность по налогу в размере 2 529 руб. 55 коп. Лазаревым В.И. была погашена в полном объеме с учетом начисленных пеней 24 ноября 2021 года всего в размере сумме 2 672 руб.

Вместе с тем, таковых сведений об отсутствии какой-либо задолженности именно на дату 17 декабря 2021 года, то есть на дату подачи Лазаревым В.И. заявления, в письме от 28 октября 2021 года не содержится, что нарушает его право на доброе имя как законопослушного гражданина, поскольку в информационных ресурсах государственных органов МРИ -5 и ГКУ РЦМП сохраняется недостоверная информация о наличии у него задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 24 ноября 2021 года по сентябрь 2022 года.

При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца у суда первой инстанции не имелось.

Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.

В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

На основании абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание не соответствующим действительности в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан в адрес отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани от 28 октября 2022 года информации о наличии у Лазарева В.И. на дату 17 декабря 2021 года задолженности по налогам и сборам является одним из гражданско-правовых способов защиты.

Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 16 января 2023 года по данному делу отменить и вынести по делу новое решение.

Исковые требования Л.В.И. удовлетворить.

Признать не соответствующим действительности в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан в адрес отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани от 28 октября 2022 года информации о наличии у Лазарева В.И. на дату 17 декабря 2021 года задолженности по налогам и сборам

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 сентября 2023 года

Председательствующий

Судьи