НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 07.04.2016 № 33-4397/2016

Судья Р.Р. Минзарипов дело № 33-4397/2016

учёт 25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 апреля 2016 г. г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.Х. Хисамова,

судей Р.Г. Гайнуллина, С.М. Тютчева,

при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Гайнуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Д.П. Силантьева на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 декабря 2015 г., которым постановлено:

иск удовлетворить;

истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ....:1802, из чужого незаконного владения Ф.Р. Сабитовой, вернув его в распоряжение Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

обязать Федеральную кадастровую палату Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ....:1802;

настоящее решение является основанием для прекращения зарегистрированного права собственности Ф.Р. Сабитовой на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ....:1802;

взыскать с Ф.Р. Сабитовой в бюджет Муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения Д.П. Силантьева и его представителя Д.И. Александровского, ответчика Ф.Р. Сабитовой в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителей министерства лесного хозяйства РТ и ГКУ «Пригородное лесничество» – Ф.Ф. Ахмадуллина, территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ – Ильину Е.В., против доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» – Э.Р. Хабибуллиной, судебная коллегия

установила:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан обратилось в суд с иском к Д.П. Силантьеву, Федеральной кадастровой палате Росреестра об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером ....:1802, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1400 кв.м, находится в собственности Д.П. Силантьева вопреки действующему законодательству, так как в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ «Пригородное лесничество» земельный участок с кадастровым номером ....:1802 относится к землям лесного фонда. Данное обстоятельство, по мнению истца, подтверждается заключением землеустроительной экспертизы, проведённой ФГУП «Рослесинфорг». Право собственности Российской Федерации на лесной участок, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером ....:1802, зарегистрировано 28 декабря 2009 г.

По изложенным основаниям истец просил суд истребовать земельный участок с кадастровым номером ....:1802 из чужого незаконного владения ответчика, обязать Федеральную кадастровую палату Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке.

Определением суда от 16 ноября 2015 г. произведена замена ненадлежащего ответчика – Д.П. Силантьева на надлежащего – Ф.Р. Сабитову.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Е.В. Ильина исковые требования поддержала.

Ответчик Ф.Р. Сабитова и её представитель иск не признали.

Представитель Д.П. Силантьева – С.Д. Леонтьев с иском не согласился.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Э.Р. Хабибуллина иск не признала.

Представитель третьих лиц – Министерства лесного хозяйства РТ, ГКУ «Природное лесничество» Ф.Ф. Ахмадуллин иск поддержал.

Представители третьих лиц – ФГУП «Рослесинфорг», Управления Росреестра по РТ, Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры и М.Х. Галимова в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.

Суд постановил решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе Д.П. Силантьев ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. При этом в жалобе указывает, что по данным государственного кадастра недвижимости местоположение границ лесного участка с кадастровым номером ....:749 не установлено, наложение земельного участка с кадастровым номером ....:1802 на лесной участок документами не подтверждается, данный факт истцом не доказан.

Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что истец является учредителем ФГБУ «Рослесинфорг», письмо которого представлено в материалы дела в качестве доказательства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства лесного хозяйства РТ – Р.К. Гумеров выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Аналогичные возражения представлены и представителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан – Е.В. Ильиной.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Д.П. Силантьев и его представитель Д.И. Александровский доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители министерства лесного хозяйства РТ и ГКУ «Пригородное лесничество» – Ф.Ф. Ахмадуллина, территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ – Е.В. Ильина возражали против доводов апелляционной жалобы.

Ф.Р. Сабитова просила решение суда отменить, указывая на добросовестность приобретения земельного участка.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» – Э.Р. Хабибуллина вопрос о разрешении апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда апелляционной инстанции.

Представители Управления Росреестра по РТ, Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, ФГУП «Рослесинфорг», М.Х. Галимова в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, при этом судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Статьёй 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховный Суд Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данные требования закона судом первой инстанций выполнены не были.

Так, из статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путём помимо их воли.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения в соответствии со статьёй 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать своё право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Из материалов дела усматривается, что предметом спора является принадлежащий на праве собственности ответчику Ф.Р. Сабитовой земельный участок с кадастровым номером ....:1802, площадью 1400 кв.м, категории – земли населённых пунктов, расположенный по адресу: <адрес>.

Местоположение границ этого земельного участка установлено межеванием 23 декабря 2011 г., сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок был предоставлен первоначальному правообладателю М.Х. Галимовой решением Константиновского сельского Совета народных депутатов от 18 июня 1997 г., 2 июля 2012 г. на основании договора купли-продажи земельный участок поступил в собственность Д.П. Силантьева, который 20 августа 2015 г. продал его Ф.Р. Сабитовой.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 31,9 га, зарегистрировано в ЕГРП на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 28 декабря 2009 г. Лесному участку при регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту – ЕГРП) был присвоен условный номер .... в соответствии с пунктами 6 и 16 Правил ведения ЕГРП (в ред. на 29.12.2009 г.), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.

Сведения о лесном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 29 февраля 2008 г., как о ранее учтённом объекте недвижимости, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Лесному участку был присвоен кадастровый номер ....:749.

В обоснование доводов о расположении земельного участка Ф.Р. Сабитовой на землях лесного фонда истец представил суду письмо ФГУП «Рослесинфорг» от 21 июля 2015 г. № 092/017 о результатах рассмотрения материалов лесоустройства и описания местоположения земельных участков, включая местоположение земельного участка с кадастровым номером ....:1802, а также выкопировку из материалов лесоустройства и из таксационного описания земель лесного фонда Высокогорского участкового лесничества и акт о лесонарушении.

Руководствуясь данными документами, суд первой инстанции установил местоположение земельного участка с кадастровым номером ....:1802 на землях лесного фонда и факт выбытия данного участка из владения собственника помимо его воли.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается.

При этом судебная коллегия принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьёй земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли населённых пунктов и земли лесного фонда.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции до 1 октября 2015 г., лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Статьёй 91 Лесного кодекса Российской Федерации, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. № 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 г. № 54 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр.

Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади. При этом, необходимость определения (закрепления) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством предусмотрена, согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. № 516. Данные государственного лесного реестра, основанные только на материалах лесоустройства (топографическая карта, фотопланшет, описание в лесном плане, карта-схема, таксационное описание и т.п.), не согласуются с системой ведения геодезической основы государственного кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и, соответственно, не могут быть в неё преобразованы без проведения кадастровых работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Кадастровый учёт по единым правилам всех, и в том числе кадастровый учёт лесных участков, включая определение (закрепление) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешённые законодательством цели использования, а также надлежащую судебную защиту участников лесных и земельных правоотношений.

Следовательно, представленная истцом лесоустроительная документация подлежала оценке судом в соответствии с требованиями статей 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами и с учётом разъяснений, изложенных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Согласно представленным в суд апелляционной инстанции сведениям государственного кадастра недвижимости, границы лесного участка с кадастровым номером ....:749 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, в основу решения судом было положено только представленные истцом документы, согласно которым, как установлено судебной коллегией, факт наложения земельного участка, принадлежащего ответчику Ф.Р. Сабитовой, на земли лесного фонда не усматривается ввиду отсутствия сведений о местоположении границ лесного участка.

Выводы ФГУП «Рослесинфорг» о наложении земельных участков на земли лесного фонда, изложенные в письме от 21 июля 2015 г. № 092/017, в отсутствие сведений о местоположении границ лесного участка, являются предположительными, в связи с чем доводы истца о наложении границ земельного участка с кадастровым номером ....:1802 на лесной участок с кадастровым номером ....:749, основанные на данных ФГУП «Рослесинфорг» и на материалах лесоустройства, подлежат отклонению ввиду несостоятельности.

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Обосновывая вывод о том, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и, следовательно, распоряжаться им как находящимся в федеральной собственности предусмотренными законом способами могла только Российская Федерация или уполномоченный ею на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации, суд первой руководствовались материалами лесоустройства. Однако сам по себе факт проведения лесоустройства или государственная регистрация права собственности в отношении указанного земельного участка не являются доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.

При отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда и, соответственно, в федеральной собственности, суд первой инстанций пришёл к ошибочному выводу о незаконности распоряжения этим участком неуполномоченным органом.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведёнными выше нормами права, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», и отсутствие в деле доказательств отнесения спорного участка к землям лесного фонда, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

В этой связи, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьёй 327, частью 2 статьи 328, статьями 329, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 декабря 2015 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.

Иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ к Ф.Р. Сабитовой, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи