НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 06.10.2017 № 015А

Судья Трофимов В.Н. Дело № 33а-14858/2017

Учет № 015а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Сайдашевой Э.Р., Гафиятуллина Ш.Ш.,

при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Кочергина Владимира Александровича на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 28 июня 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Кочергина Владимира Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан об оспаривании действий по применению налоговой ставки для автобусов, о перерасчёте транспортного налога,

УСТАНОВИЛА:

Кочергин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан (далее по тексту - МРИФНС № 9 по РТ), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее по тексту – УФНС по РТ) об оспаривании законности действий МРИФНС № 9 по РТ.

В обоснование заявленных требований указано, что у Кочергина В.А. в собственности имеется автомобиль ГАЗ 2217, на который транспортный налог начислен по налоговой ставке для автобусов, тогда как подлежит применению налоговая ставка для легковых автомобилей.

Административный истец просит возложить на МРИФНС № 9 по РТ обязанность по перерасчёту данного налога, а также оспаривает законность решения УФНС по РТ, которым оставлена без удовлетворения поданная Кочергиным В.А. жалоба на вышеуказанные действия Межрайонной ИФНС России № 9 по РТ по начислению транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ 2217 по налоговой ставке для автобусов.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Кочергин В.А. ставит вопрос об отмене решения суда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает о том, что принадлежащий ему автомобиль отнесен к категории «В», имеет 6 пассажирских мест, мощность двигателя 98 л.с., разрешенная максимальная масса 2800 кв., в связи с чем суд первой инстанции неправомерно отнес его транспортное средство к автобусам, а не легковым.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика МРИФНС № 9 по РТ Шигабиев Ф.Н. и представитель административного ответчика УФНС по РТ Гайфуллин Э.А. просили решение суда оставить без изменения. В представленном отзыве на апелляционную жалобу ссылаются на то, что административным истцом не приведены доводы, свидетельствующие о нарушении судом норм права.

Иные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены, не явились, от административного истца Кочергина В.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что с 2008 года Кочергину В.А. принадлежит на праве собственности транспортное средством марки ГАЗ 2217, государственный регистрационный знак .... RUS.

В паспорте транспортного средства .... «Наименование (тип ТС)» имеется запись «автобус на 6 мест», «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указано «В», «Мощность двигателя, л.с. (кВт)» указано «98 (72,2)».

22 февраля 2017 года Кочергин В.А. обратился в МРИФНС № 9 по РТ с заявлением о перерасчете транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ 2217 по налоговой ставке для легковых автомобилей, а не для автобусов.

9 марта 2017 года МРИФНС № 9 по РТ в ответ на вышеуказанное заявление направила разъяснения о правомерности своих действий по начислению транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ 2217 по налоговой ставке для автобусов.

Кочергиным В.А. представленные разъяснения обжалованы в порядке главы 19 Налогового кодекса Российской Федерации в УФНС по РТ; однако 27 апреля 2017 года решением УФНС по РТ жалоба Кочергина В.А. на действия МРИФНС № 9 по РТ оставлена без удовлетворения.

Транспортный налог на территории Республики Татарстан исчисляется Законом Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ «О транспортном налоге», которым установлены ставки этого налога для легковых и грузовых транспортных средств, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств. Указанный закон и Налоговый кодекс Российской Федерации не определяют понятия грузового и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 «О введении паспортов транспортных средств» и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств») основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении, является паспорт транспортного средства.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых действий с учетом данного обстоятельства отказал в удовлетворении административного иска.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Решение суда постановлено с учетом указанных положений закона.

Как следует из материалов дела, в паспорте транспортного средства .... «Наименование (тип ТС)» имеется запись «автобус на 6 мест», «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указано «В», «Мощность двигателя, л.с. (кВт)» указано «98 (72,2)».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принадлежащее Кочергину В.А. транспортное средство по назначению относится к автобусам и при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для автобусов, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Как правильно указал суд первой инстанции, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуются сведениями, содержащимися в паспорте транспортном средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрации транспортного средства.

Довод апелляционной жалобы о том, что принадлежащий ему автомобиль отнесен к категории «В», имеет 6 пассажирских мест, в связи с чем неправомерно отнесен к автобусам, не может служить основанием для отмены решения, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об изменении категории транспортного средства.

Пунктом 4 статья 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Соответственно, категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании представляемых уполномоченными органами в налоговый орган сведений, в частности, исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

Действующим налоговым законодательством налоговым органам не предоставлено право по изменению и корректировке сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Как правильно указал суд первой инстанции, категория принадлежащего Кочергину В.А. транспортного средства указана в паспорте транспортного средства выдавшим его органом, где содержатся сведения о том, что он является автобусом.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмену правильного по существу решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 28 июня 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кочергина Владимира Александровича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи