НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 06.09.2022 № 2А-4416/2021

Судья Гатауллин Р.А. УИД 16RS0051-01-2020-012149-92

дело в суде первой инстанции № 2а-4416/2021

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-12102/2022

учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Гафарова Р.Ф., Шакуровой Н.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе Шелега Владимира Александровича на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 04.10.2021, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Шелегу Владимиру Александровичу о взыскании недоимки по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Шелега Владимира Александровича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета в лице управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 297 (двести девяносто семь) рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 (один) рубль 09 копеек за период 01.07.2019 по 18.09.2019, с 03.12.2019 по 19.12.2019, транспортный налог за 2018 год (....) в размере 70 626 (семьдесят тысяч шестьсот двадцать шесть) рублей, пени в размере 257 (двести пятьдесят семь) рублей 79 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, транспортный налог за 2018 год (....) в размере 5276 (пять тысяч двести семьдесят шесть) рублей, пени в размере 19 (девятнадцать) рублей 26 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, земельный налог с объектов, расположенных в границах сельских поселений, за 2018 год (....) в размере 232 (двести тридцать два) рубля, пени в размере 84 копейки за период 03.12.2019 по 19.12.2019, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2018 год (....) в размере 64 рубля, пени в размере 23 копейки за период 03.12.2019 по 19.12.2019 на общую сумму 76 754 (семьдесят шесть тысяч семьсот пятьдесят четыре) рубля 95 копеек.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Шелега Владимира Александровича госпошлину в бюджет муниципального образования г. Казани в размере 2502 (две тысячи пятьсот два) рубля 65 копеек».

Проверив материалы административного дела, выслушав представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Веревочкина Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Марий Эл (далее – МРИ ФНС № 2) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шелегу В.А. о взыскании недоимки по налогам и пени.

В обоснование административного иска указано, что Шелег В.А. состоит на налоговом учете в МРИ ФНС № 2 в качестве налогоплательщика. В период с 12.09.2006 по 13.11.2018 осуществлял деятельность в качестве адвоката.

МРИ ФНС № 2 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пени, за несвоевременную уплату: страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в сумме 78 рублей 59 копеек; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 128 рублей 40 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за период с 02.03.2018 по 18.09.2019 в размере 257 рублей 92 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 647 рублей 40 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в размере 3 рублей 87 копеек.

МРИ ФНС № 2 произведено начисление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации по транспортному налогу за 2018 год в размере 70 626 рублей, пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 257 рублей 79 копеек; за 2018 год в размере 5 276 рублей, пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 19 рублей 26 копеек.

МРИ ФНС № 2 начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2018 год в размере 297 рублей, пени на недоимку по налогу имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за периоды с 01.07.2019 по 18.09.2019, с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 1 рубля 09 копеек.

В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 52, статьи 75, статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации МРИ ФНС № 2 произведено исчисление суммы земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год в размере 232 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 84 копеек; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2018 год в размере 64 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 23 копеек.

Шелегу В.А. направлялись уведомления и требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, однако в установленный в требованиях срок сумма задолженности не уплачена.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 24 по Звениговскому судебному району Республики Марий Эл от 06.02.2022 с Шелега В.А. взыскана недоимка налогам и пени. В связи с поступившим возражением Шелега В.А. определением мирового судьи от 08.04.2022 судебный приказ отменен.

Прилагая расчет задолженности по налогам и пени, административный истец просит взыскать с Шелега В.А. недоимку по: пени за несвоевременную уплату: страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в сумме 78 рублей 59 копеек; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 128 рублей 40 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за период с 02.03.2018 по 18.09.2019 в размере 257 рублей 92 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 647 рублей 40 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в размере 3 рублей 87 копеек; по транспортному налогу за 2018 год в размере 70 626 рублей, пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 257 рублей 79 копеек; за 2018 год в размере 5 276 рублей, пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 19 рублей 26 копеек; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2018 год в размере 297 рублей, пени на недоимку по налогу имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за периоды с 01.07.2019 по 18.09.2019, с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 1 рубля 09 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год в размере 232 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 84 копеек; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2018 год в размере 64 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 23 копеек.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Советском районе города Казани Республики Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 6); произведена замена заинтересованного лица с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Советском районе города Казани Республики Татарстан на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан; произведена замена административного истца с МРИ ФНС № 2 на Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Марий Эл.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались.

Суд принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился Шелег В.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что решение необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что не состоит на учете в налоговом органе Звениговского района Республики Марий Эл, в связи с чем у налогового органа не имеется полномочий по начислению и взыскании с него налогов; считает, что судом необоснованно удовлетворено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о взыскании задолженности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Марий Эл – Веревочкин Н.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены.

Управляющий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан – Вафин Э.Я. просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя учреждения.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, с Шелег В.А. 12.09.2006 по 13.11.2018 осуществлял деятельность в качестве адвоката. Статус адвоката прекращен 31.10.2018, 13.11.2018 снят с учета в регистрирующем органе в качестве налогоплательщика – индивидуального предпринимателя, в связи с чем последний признается плательщиком страховых взносов.

За несвоевременную оплату страховых взносов Шелегу В.А. начислены пени по уплату: страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в сумме 78 рублей 59 копеек; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 128 рублей 40 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за период с 02.03.2018 по 18.09.2019 в размере 257 рублей 92 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 647 рублей 40 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в размере 3 рублей 87 копеек.

Кроме того, Шелегу В.А. на праве собственности принадлежат: автомобиль легковой, марки/модель: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ....; автомобиль легковой, марки/модель: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ....; автомобиль легковой, марки/модель: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ....; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ....; иные строения, помещения, расположенные по адресу: <адрес><адрес>, с кадастровым номером ....; земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером ....; <адрес>, с кадастровым номером ....; <адрес><адрес> с кадастровым номером ....; <адрес>, с кадастровым номером .....

<адрес> за 2018 год транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц.

Шелегу В.А. направлено требование № 16440 по состоянию на 20.12.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, пени, со сроком для добровольной уплаты до 21.01.2020.

Шелегу В.А. направлено требование № 14971 по состоянию на 19.09.2019 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России, со сроком для добровольной уплаты до 30.10.2019.

Удовлетворяя требования административного иска в части взыскания с Шелега В.А. налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 297 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 рубля 09 копеек за период 01.07.2019 по 18.09.2019, с 03.12.2019 по 19.12.2019, транспортного налога за 2018 год размере 70 626 рублей, пени в размере 257 рублей 79 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, транспортного налога за 2018 год в размере 5 276 рублей, пени в размере 19 рублей 26 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, земельного налога с объектов, расположенных в границах сельских поселений, за 2018 год в размере 232 рублей, пени в размере 84 копеек за период 03.12.2019 по 19.12.2019, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2018 год в размере 64 рублей, пени в размере 23 копеек за период 03.12.2019 по 19.12.2019 на общую сумму 76 754 рубля 95 копеек, суд первой инстанции, оценив вышеуказанные обстоятельства и основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь нормами материального права, пришел к верному выводу о правильности расчета задолженности по налогам, а также соблюдению налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения недоимки, предшествующей обращению в суд, и установил, что административным ответчиком обязательства по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени по указанным налогам не исполнены, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах налогового законодательства и подтверждаются материалами дела.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На территории Республики Татарстан транспортный налог установлен и введен в действие, определены его ставки, порядок, сроки его уплаты и льготы Законом Республики Татарстан от 29.11.2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» (далее – Закон № 24-ЗРТ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно части 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для земельного налога признается календарный год.

В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 400 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

На основании пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждается материалами дела, и доказательств ее погашения суду не представлено, при этом административным истцом соблюдены порядок и сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, судом первой инстанции принято законное решение об удовлетворении административного иска в указанной части.

Административным ответчиком не обжалуется решение в части правильности и обоснованности расчетов задолженности. Судебная коллегия не усматривает в этой связи процессуального повода для проверки решения суда в данной части.

Доказательства исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов и пени в материалах дела отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления в части взыскания пени по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в размере 78 рублей 59 копеек, пени по уплате страховых взносов на пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд России на выплату накопительной части пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013, за период с 02.03.2018 по 18.09.2019 в размере 257 рублей 92 копеек, пени по уплате страховых взносов на пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд России на выплату накопительной части пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013, за период с 02.01.2019 по 18.09.2019 в размере 3 рублей 87 копеек, поскольку, указанная недоимка не превышает установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 436-ФЗ) признается безденежной к взысканию и подлежит списанию, так как решением суда от 23.08.2021 в удовлетворении административного иска о взыскании с Шелега В.А. недоимки за 2018 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии, за 2018 год отказано, оснований для взыскания начисленной суммы пени по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд России на выплату страховой части пенсии, за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 647 рублей 04 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 02.12.2018 по 18.09.2019 и с 02.12.2018 по 18.09.2019 в размере 128 рублей 04 копеек не имеется.

Решение суда отвечает указанным положениям закона.

В силу пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Часть 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, в том числе вопросы взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, переданы налоговым органам в связи с упразднением этих функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с указанной даты.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.

В соответствии частью 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно части 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

На основании части 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В силу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено исчисление страховых взносов в случае, когда сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков переданы налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов. Размер страховых взносов согласно данной норме определяется как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно частям 1, 6 статьи 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Статьей 11 Закона № 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.

Исходя из смысла положений статьи 11 Закона № 436-ФЗ и статьи 14 Закона № 212-ФЗ, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не состоит на учете в налоговом органе Звениговского района Республики Марий Эл, в связи с чем у налогового органа не имеется полномочий по начислению и взыскании с него налогов, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он опровергается материалами дела, доказательств обратного суду не представлено и судебном заседании не добыто.

Шелег В.А. осуществлял деятельность в качестве адвоката с 12.09.2006, 20.02.2018 встал на учет в качестве адвоката по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, поселок Илеть, улица Солнечная, дом № 7а.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации местом жительства физического лица является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исчисление налога физическому лицу осуществляется по налоговым ставкам и льготам субъекта Российской Федерации, соответствующим месту жительства (месту пребывания) физического лица, то есть на дату пребывания по месту регистрации Шелега В.А. в Республике Марий Эл. Переезд Шелега В.А. в другой регион страны не освобождает его от обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно восстановлен процессуальный срок на подачу заявления о взыскании налогов, отклоняется, поскольку указанному доводу судом оценка дана, и с учетом фактических обстоятельств дела суд пришел к выводу о том, что срок административным истцом не пропущен.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.

Суд первой инстанции принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 04.10.2021 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шелега Владимира Александровича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 12.09.2022.

Определение16.09.2022