Судья: Каримов С.Р. УИД 16RS0046-01-2020-002079-12 дело в суде первой инстанции № 2а-2401/2020 дело в суде апелляционной инстанции № 33а-12720/2020 учет № 022а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Трошина С.А. судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К. при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Р.Э. с участием прокурора Халиковой Л.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Серовой Розы Петровны на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного иска Серовой Р.П. отказано. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчиков, заключение прокурора, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Серова Р.П. обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казённому учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03 февраля 2016 года № 286 «О реестре названий улиц города Казани», в части отсутствия в нём <адрес>, недействующим, возложении обязанности исключить из него наименование части <адрес>, и включить <адрес><адрес>. В обоснование указала, что Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03 февраля 2016 года № 286 утверждён Реестр названий улиц города Казани. Данное постановление нарушает права и законные интересы административного истца в части отсутствия в нём <адрес> разъезд. Она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано. Названный адрес указан во всех документах, начиная с 1960 года, название <адрес> ни в одном из документов не фигурирует. Распоряжением заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 3212 от 27 сентября 2017 года земельному участку и жилому дому по <адрес> Серова Р.П. просила признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03 февраля 2016 года № 286 «О реестре названий улиц города Казани», в части отсутствия в нём <адрес> разъезд, недействующим, с возложением обязанности исключить из него наименование части <адрес>. Ответчики иск не признали. Суд в иске отказал. В апелляционной жалобе Серова Р.П. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты: процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, следующие полномочия: устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила). В соответствии с пунктом 12 указанных Правил в случае присвоения наименований элементам планировочной структуры и элементам улично-дорожной сети изменения или аннулирования их наименований, изменения адресов объектов адресации, решения по которым принимаются уполномоченными органами, осуществляется одновременно с размещением уполномоченным органом в государственном адресном реестре сведений о присвоении наименований элементам планировочной структуры и элементам улично-дорожной сети, об изменении или аннулировании их наименований в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра. Порядок ведения государственного адресного реестра утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2016 года № 237н (далее - Порядок). Согласно пункту 8 указанного Порядка адресный реестр ведется в электронной форме в федеральной информационной адресной системе (далее - система) путем формирования или изменения реестровых записей адресообразующих элементов и реестровых записей адресов объектов адресации (далее при совместном упоминании - реестровые записи), в которые включаются предусмотренные главой второй данного порядка сведения. Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03 февраля 2016 года № 286 утвержден Реестр названий улиц города Казани. Реестр названий улиц города Казани (далее - Реестр) разработан в целях регламентированного употребления названий объектов городской среды в официальной документации органов власти, управления и юридических лиц. Реестр включает в себя названия объектов, относящихся к элементам улично-дорожной сети города: улиц, проспектов, площадей, проездов, переулков, шоссе, трактов. Реестр содержит следующую информацию: - название элемента улично-дорожной сети; - административный район; - краткое описание местоположения в городе; - нормативный акт, которым было присвоено название улицы. Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В силу пункта 29 Постановления при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. Надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу. При этом следует учитывать, что включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Следовательно, несоблюдение требований о включении акта в указанный регистр не может служить основанием для признания акта недействующим (пункт 30). В силу пункта 31 Постановления, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации) и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы административного истца, заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами (пункт 33). Согласно пункту 34 Постановления, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В соответствии с пунктом 35 Постановления, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 4 статьи 43 Закона). В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Проверяя полномочия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на принятие оспариваемого нормативного акта, суд считает, что постановление об утверждении Реестра названий улиц города Казани принято административным ответчиком в пределах имеющихся полномочий. Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта судом не установлено. Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03 февраля 2016 года № 286 «О реестре названий улиц города Казани» было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru), а также опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани 11 февраля 2016 года № 4. Как следует из дела, Серова Р.П. является собственником 7/12 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: <адрес>. Собственником 5/12 доли в праве собственности на указанные объекты недвижимости является Хисамиев И.Н. Распоряжением заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 3212 от 27 сентября 2017 года земельному участку и жилому дому по <адрес>». Решением Вахитовского районного суда города Казани от 18 июля 2018 года, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 октября 2018 года, в удовлетворении административного иска Серовой Р.П. о признании распоряжения заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 3212 от 27 сентября 2017 года незаконным, отказано. Судом установлено, что до введения в действие Реестра названий улиц города Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03 февраля 2016 года № 286, действовал реестр улиц города Казани на основании представленных районными администрациями города Казани материалов инвентаризации, в котором <адрес> отсутствовала. Суд признал, что при принятии оспариваемого постановления соблюдены требования вышеприведенных нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа местного самоуправления на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03 февраля 2016 года № 286, в части отсутствия в нём <адрес>, нарушает её права и законные интересы, несостоятельны, поскольку оспариваемое постановление принято на основании постановления главы Администрации города Казани от 18 марта 2005 года № 566 «О реестре названий улиц горда Казани», который в свою очередь был основан на представленных районными администрациями материалов инвентаризации, в котором также отсутствовала <адрес>. Таким образом, принимая оспариваемое постановление у органа местного самоуправления не имелось оснований для включения в Реестр названий улиц <адрес><адрес>. Требования Серовой Р.П. фактически направлены на несогласие с присвоением принадлежащим ей на праве собственности объектам иного адреса, не совпадающего с адресом, указанным в правоустанавливающих документах. При этом в соответствии с постановлением Мэра города Казани от 18 декабря 2015 года № 182 «О комиссии по топонимике муниципального образования города Казани», полномочия по рассмотрению предложения о наименовании (переименовании) территорий, подготовке и внесению в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани заключения о целесообразности наименования (переименования) территорий возложены на Комиссию по топонимике муниципального образования города Казани (пункты 3.1.1 и 3.1.5 названного Постановления). В случае несогласия Серовой Р.П. с отсутствием в Реестре названий улиц <адрес><адрес>, она не лишена права на обращение с соответствующим заявлением в Комиссию по топонимике муниципального образования <адрес>, которая вправе внести в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани соответствующее заключение о возможности включения в Реестр названий улиц <адрес>. Ссылаясь на вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд отказал в удовлетворении административного иска. С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела. Доводы апелляционной жалобы Серовой Р.П. не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 июня 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Серовой Розы Петровны – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара). Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение составлено 18 сентября 2020 года. |