Судья Федосова Н.В.
УИД 16RS0049-01-2021-006484-40
в суде первой инстанции дело № 2а-2851/2021
в суде апелляционной инстанции дело № 33а-3789/2022
Учет № 020а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 марта 2021 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Куляпина Д.Н.,
судей Гафарова Р.Ф., Моисеевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиКуляпина Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 13 августа 2021 года, которым, с учетом дополнительного решения от 24 декабря 2021 года, постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан о признании незаконным решения налогового органа, изложенного в письме межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан от 26 ноября 2020 года № 2.11-0-16/09037р об отказе в перерасчете налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу № 3а-184/2020; возложении обязанности на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан произвести перерасчет налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу № 3а-184/2020, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, объяснения представителя административного ответчика межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан – ФИО3, представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан (далее – межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Татарстан) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости, возложении обязанности произвести перерасчет налога.
В обоснование требований указали, что являются собственниками объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ...., общей площадью 252,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была установлена в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» и составлял 14 250 066 рублей 29 копеек.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости определена в размере 11 582 414 рублей по состоянию на 30 апреля 2014 года. Согласно данному решению указанные сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
11 ноября 2020 года ФИО1 обратился в межрайонную ИФНС России № 5 по Республике Татарстан с заявлением о перерасчете налога на имущество в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ...., исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, за 2017-2019 налоговые периоды.
Однако письмом межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан от 26 ноября 2020 года в перерасчете налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ...., было отказано.
13 января 2021 года административный истец ФИО1 обратился с жалобой на указанный отказ в вышестоящий налоговый орган в порядке статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответом от 11 февраля 2021 года Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее – УФНС России по Республике Татарстан) отказано в удовлетворении жалобы и перерасчете налога на имущество физических лиц.
Считая свои права нарушенными, административные истцы просили суд признать незаконным решение межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан от 26 ноября 2020 года № 2.11-0-16/09037р об отказе в перерасчете налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также возложить на межрайонную ИФНС России № 5 по Республике Татарстан, УФНС России по Республике Татарстан обязанность произвести перерасчет налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения, кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу № 3а-184/2020.
Определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 14 июля 20201 года административное исковое требование ФИО5 к межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в перерасчете налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости оставлено без рассмотрения.
13 августа 2021 года судом принято решение в вышеприведенной формулировке. 24 декабря 2021 по настоящему делу судом принято дополнительное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда от 13 августа 2021 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы приводит довод о том, что по смыслу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) сделать перерасчет налога на имущество за 2015-2016 годы невозможно, поскольку перерасчет сумм ранее исчисленных налогов на имущество осуществляется не более чем за три налоговых периодов, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Однако это обстоятельство, по мнению апеллянта, никаким образом не препятствует проведению перерасчета налога на имущество за 2017-2019 годы исходя из установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан и УФНС России по Республике Татарстан в суд апелляционной инстанции представлены возражения на апелляционную жалобу ФИО1 на решение суда от 13 августа 2021 года, в которых указывается на несостоятельность доводов в ней изложенных и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы ФИО1 без удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что решение суда и дополнительное решение суда подлежат отмене.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, ФИО1 является налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ...., общей площадью 252,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года (дело № 3а-184/2020), оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определена кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером ...., общей площадью 252,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 11 582 414 рублей по состоянию на 30 апреля 2014 года. Согласно данному решению указанные сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
26 ноября 2020 года межрайонным ИФНС России № 5 по Республике Татарстан дан ответ на обращение ФИО1, в котором указано, что на основании решения Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года в базе данных налоговой инспекции проведена корректировка кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .... с 14 250 066 рублей 29 копеек на 11 582 414 рублей. Также приведено, что поскольку при перерасчете налога на имущество начисленные суммы за 2017-2019 годы больше, чем ФИО1 предъявляли ранее, перерасчет в отношении налогов не осуществляется, поскольку влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. Разъяснено, что по вопросу создания перерасчета в связи с изменением кадастровой стоимости объекта налоговым органом направлен запрос разработчикам эксплуатируемого программного продукта; в случае внесения изменений в алгоритм проведения перерасчета, ФИО1 будет произведена корректировка начисленной суммы налога на имущество.
Не согласившись с данным решением налогового органа, 13 января 2021 года ФИО1 обратился в УФНС России по Республике Татарстан с заявлением, в котором просил произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы с учетом судебного акта.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 11 февраля 2021 года жалоба ФИО1 на решение межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан от 26 ноября 2020 года оставлена без удовлетворения. В обоснование своих выводов вышестоящий налоговый орган указал, что налог на имущество физических лиц за 2017-2019 годы в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером .... исчислен верно, поскольку произведен в соответствии с пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ.
Разрешая заявленные административные исковые требования ФИО1, суд первой инстанции указал, что поскольку согласно нормам налогового законодательства, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, оснований для перерасчета ранее начисленной суммы налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы у налогового органа не имелось. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку сумма налога, исчисленная из измененной кадастровой стоимости объекта налогообложения, превысила сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения за предыдущий налоговый период, налоговым органом принято правомерное решение об отказе в удовлетворении требования административного истца о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы. На основании изложенных обстоятельств суд первой инстанции отказал в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об обоснованности решения межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан от 26 ноября 2020 года в части отказа в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества с кадастровым номером ...., за 2017-2019 годы.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ здание, строение, сооружение, помещение признаются объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацам второму и пятому пункта 2 статьи 403 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
С принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 334-ФЗ) в статью 403 НК РФ, регулирующую порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 данного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Новые правила перерасчета налога на имущество физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона № 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из таких оснований является установление решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В то же время необходимо учитывать положения пункта 2.1 статьи 54 НК РФ. Данной нормой определено, что в случае изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости по указанным выше основаниям и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости суммы налога на имущество физических лиц могут быть пересчитаны с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (оспариваемой) кадастровой стоимости, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Как было указано выше, решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером .... по состоянию на 30 апреля 2014 года определена в размере 11 582 414 рублей. В резолютивной части данного решения приведено, что сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Следовательно, поскольку приведенным решением установлено, что кадастровая стоимость в размере рыночной - 11 582 414 рублей, подлежала применению при определении налоговой базы с 1 января 2015 года, правовых ограничений для перерасчета налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы с применением установленной судебным актом кадастровой стоимости у налогового органа не имелось. При этом доводы административных ответчиков о том, что перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года, приводит к тому, что при перерасчете налога исчисленные суммы получаются больше, чем начисленные ранее, не может являться основанием для неприменения налоговым органом при определении налоговой базы сведений, установленных решением суда.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Поскольку требование административного истца об оспаривании решения налогового органа об отказе в перерасчете налога на имущество физических лиц является обоснованным, нарушенное право административного истца ФИО1 подлежит восстановлению путем возложения на межрайонную ИФНС России № 5 по Республике Татарстан обязанности произвести перерасчет налога на имущество в отношении недвижимого имущества с кадастровым номером .....
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 13 августа 2021 года, дополнительное решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 24 декабря 2021 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.
Административное исковое заявление ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в перерасчете налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости – удовлетворить.
Признать незаконным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан, изложенное в письме от 26 ноября 2020 года № 2.11-0-16/09037р об отказе в перерасчете налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу № 3а-184/2020.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан произвести перерасчет налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу № 3а-184/2020.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
составлено 18 марта 2022 года
Определение01.04.2022