НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 01.12.2023 № 2А-3380/2022

Судья: Хусаинов Р.Г. УИД 16RS0049-01-2021-006811-29

дело в суде первой инстанции № 2а-3380/2022

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-16365/2023

Учет № 020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Нуриахметова И.Ф.,

судей Гильфанова Б.К., Шарифуллина В.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гариповым И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 июля 2022 года, которым постановлено:

административные исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан о признании незаконным решения по перерасчету налога на доходы физических лиц, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан № 426 от 27 апреля 2021 года в части отказа по перерасчету налога на доходы физических лиц - ФИО1 за 2019 год с учетом положений пункта 10 статьи 214.1 КАС РФ.

Признать незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан №2.7-19/0027157@ от 9 августа 2021 года, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан №426 от 27 апреля 2021 года, выразившиеся в отказе отмены решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан №426 от 27 апреля 2021 года, перерасчете налога на доходы физических лиц - ФИО1 за 2019 год с учетом положений пункта 10 статьи 214.1 КАС РФ.

Признать незаконным налоговое уведомление №12815122 от 3 августа 2020 года, направленное Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан в адрес ФИО1 в части возложения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, неудержанного налоговым агентом, в размере 794 307 рублей.

Признать незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан № 62658, выставленного в адрес ФИО1 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 декабря 2020 года.

Признать незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан №2.7-19/008715@от 17 марта 2021 года об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1 о признании бездействия должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан, выразившиеся в неосуществлении действия по перерасчету налога на доходы.

Признать незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан №2.7-19/009145@ от 19 марта 2021 года об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1 о признании требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан № 62658 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 декабря 2020 года.

Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения путем перерасчета налога на доходы физических лиц - ФИО1 за 2019 год с учетом положений пункта 10 статьи 214.1 КАС РФ и уменьшения излишне начисленного налога на 794 307 рублей в срок не позднее 15 рабочих дне со дня вступления решения в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административных ответчиков межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца ФИО1 - ФИО3, возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС России № 5 по Республике Татарстан), в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным решение МРИ ФНС России №5 по Республике Татарстан от 27 апреля 2021 года № 426 в части отказа по перерасчету налога на доходы физических лиц за 2019 год, решение УФНС России по Республике Татарстан от 9 августа 2021 года №2.7-19/0027157@, вынесенное по результатам рассмотрения его жалобы, налоговое уведомление от 3 августа 2020 года №12815122 в части возложения обязанности по уплате НДФЛ, не удержанного налоговым агентом, в размере 794 307 рублей, требование об уплате налога по состоянию на 14 декабря 2020 года, решение УФНС России по Республике Татарстан от 17 марта 2021 года №2.7-19/008715@ об отказе в удовлетворении его жалобы, решение УФНС России по Республике Татарстан от 19 марта 2021 года № 2.7-19/009145@ об отказе в удовлетворении его жалобы, возложить на административных ответчиков обязанность произвести перерасчет НДФЛ и уменьшить излишне начисленный налог на 794307 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что 6 апреля 2016 года между ФИО1 и ООО «ПЕРАМО» был заключен договор денежного займа № 1, согласно которому ООО «ПЕРАМО» передало в займы административному истцу денежные средства в размере 10 000 000 рублей.

1 июля 2016 года ФИО1 приобрел у ООО «Управляющая компания «САН» за 10 000 000 рублей паи ЗПИФ прямых инвестиций «САН-прямые инвестиции» в количестве 10 000 штук.

13 августа 2019 года через брокера АО «Открытие Брокер» административный истец продал 9 000 штук паев ЗПИФ прямых инвестиций «САН-прямые инвестиции», под управлением ООО «Управляющая компания «САН» на общую сумму 9 988 920 рублей.

14 августа 2019 года ФИО1 были приобретены облигации в общем количестве 9 675 штук на общую сумму 9 980 925 рублей 25 копеек.

14 августа 2019 года между ООО «ПЕРАМО ИНВЕСТ» (ранее – ООО «ПЕРАМО») и административным истцом заключено соглашение о частичном прекращении обязательств по договору денежного займа, которым прекращены обязательства ФИО1 по уплате процентов на сумму займа в размере 6 151 339,95 рублей и суммы основного долга в размере 3 837 468,55 рублей, а всего на общую сумму 9 988 808 рублей 50 копеек.

25 февраля 2020 года от АО «Открытие Брокер» на имя ФИО1 пришло уведомление № 20.02/25.442 о неудержанном налоге на доходы физических лиц в размере 794 307 рублей, с разъяснением того, что ФИО1 вправе добровольно представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, в том числе с целью получения налоговых вычетов.

17 июня 2020 года административным истцом через Личный кабинет налогоплательщика в МРИ ФНС России № 5 по Республике Татарстан подана декларация 3-НДФЛ за 2019 год с приложением подтверждающих документов о проведенных сделках и операциях с ценными бумагами и иностранными финансовыми инструментами. В декларации административным истцом заявлена сумма налога на доходы физических лиц в размере 302 рубля.

В то же время налоговая инспекция, несмотря на поданные им сведения о доходах за 2019 год и расходах, понесенных на приобретение ценных бумаг, начислила ему налог на доходы физических лиц по справке АО «Открытие Брокер», в которой указано на неудержанный НДФЛ в размере 794 307 рублей, при этом учтена лишь часть полагающегося налогового вычета.

Не согласившись с действиями МРИ ФНС России №5 по Республике Татарстан 24 декабря 2020 года административный истец обратился в УФНС России по Республике Татарстан с жалобой о признании бездействия должностных лиц МРИ ФНС России №5 по Республике Татарстан, выразившегося в неосуществлении действий по перерасчету налога на доходы физических лиц незаконными, также возложении обязанности пересчитать налог на доходы физических лиц за 2019 год с учетом представленных документов и уменьшения излишне начисленного налога на 794 307 рублей.

18 февраля 2021 года административный истец обратился в УФНС России по Республике Татарстан с жалобой о признании незаконным выставленного требования № 62658 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 декабря 2020 года, возложить на МРИ ФНС России №5 по Республике Татарстан обязанность пересчитать налог на доходы физических лиц за 2019 год с учетом представленных документов и уменьшить излишне начисленный налог на 794 307 рублей (скорректировать карточки «Расчеты с бюджетом»).

29 апреля 2021 года УФНС России по Республике Татарстан в адрес ФИО1 направлены решения по жалобам административного истца от 17 марта 2021 года № 2.7-19/008715@, от 19 марта 2021 года № 2.7-19/009145@, которыми в удовлетворении жалоб отказано, поскольку основанием для перерасчета налога на доходы физических лиц является предоставление налоговым агентом уточняющих сведений о невозможности удержания налога, рекомендовано обратиться к налоговому агенту – АО «Открытие Брокер» с документами, подтверждающими несение расходов по операциям с ценными бумагами.

Административный истец, полагая вышеупомянутые решения налоговых органов незаконными, считает, что действия административных ответчиков противоречат положениям статей 214.1, 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающим порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами, в связи с чем обратился с настоящим административным иском.

Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.

Кассационным определением судебной коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 июля 2022 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены в вышеприведенной формулировке.

Не согласившись с принятым решением суда от 20 июля 2022 года МРИ ФНС России №5 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Апеллянт полагает, что оснований для удовлетворения административного иска не имелось, поскольку оспариваемые ФИО1 решения приняты налоговыми органами на основании норм действующего налогового законодательства ввиду предоставления налоговым агентом справки 2НФДЛ.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 года решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 июля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба МРИ ФНС №5 России по Республике Татарстан – без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 года отменено с направлением административного дела в Верховный Суд Республики Татарстан на новое апелляционное рассмотрение.

Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены.

Учитывая требования статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

На основании части 1 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы настоящего дела, проверив юридическую оценку обстоятельств административного дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Налогообложение доходов физических лиц осуществляется по правилам главы 23 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица являющиеся налоговыми резиденты Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу положений статьи 209 НК РФ объектом налогообложения данного вида налога признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 210 НК РФ).

На основании статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» названного Кодекса.

В соответствии с пунктом статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (пункт 2).

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода которого не удержан налог и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 6 апреля 2016 года между ООО «Перамо» и ФИО1 заключен договор денежного займа № 1, согласно которому ООО «Перамо» передало в заем административному истцу денежные средства в размере 10 000 000 рублей (том 1, л.д. 59).

14 августа 2019 года ООО «Перамо Инвест» (ранее - ООО «Перамо») и ФИО1 заключили соглашение о частичном прекращении обязательств по договору денежного займа, которым прекращены обязательства ФИО1 по уплате процентов на сумму займа в размере 6 151 339 рублей 95 копеек и суммы основного долга в размере 3 837 468 рублей 55 копеек, всего на общую сумму 9 988 808 рублей 50 копеек (том 1, л.д. 68).

22 марта 2016 года между АО «Открытие Брокер» и ФИО1 в порядке присоединения заключен договор на брокерское обслуживание № 96867-БФ, что подтверждается заявлением о присоединении (для физических лиц), подписанным ФИО1 (том 1, л.д. 225-226).

По результатам обращения с ценными бумагами АО «Открытие Брокер» произведен расчет налога на доходы физического лица по операциям с ценными бумагами за 2019 год, и в налоговый орган представлена справка по форме 2-НДФЛ на ФИО1 за 2019 год по ставке 13% с суммой неудержанного налога в размере 794 307 рублей (код дохода 1531 - «Доходы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг») (том 1, л.д. 103).

На основании представленной АО «Открытие Брокер» справки по форме 2-НДФЛ за 2019 год МРИ ФНС № 5 по Республике Татарстан произведен расчет по начислению суммы неудержанного налога, и в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 3 августа 2020 года № 12815122 об уплате налога в срок до 1 декабря 2020 года (том 1, л.д. 73).

17 июня 2020 года ФИО1 в налоговый орган представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год, в которой налогоплательщиком отражена сумма полученного от налоговых агентов дохода за 2019 год в размере 21 213 858 рублей, из них от АО «Открытие Брокер» в сумме 9 988 920 рублей, ООО «Перамо Инвест» - 9 988 808 рублей 50 копеек, общества с ограниченной ответственностью «Кварц-Инвест», акционерного общества «ИСК Тандем», общества с ограниченной ответственностью «Инвест Агро» - 1 226 129 рублей 88 копеек, также заявлен вычет на сумму фактически произведенных расходов в размере 19 975 402 рублей 17 копеек; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2019 год, по сведениям заявителя, составила 302 рубля (том 1, л.д. 70-72).

По результатам проведенных мероприятий налогового контроля МРИ ФНС России №5 по Республике Татарстан составлен акт камеральной налоговой проверки от 25 февраля 2021 года № 1406, согласно которому, административным истцом неправомерно отражена сумма полученного от АО «Открытие Брокер» дохода в размере 9 988 920 рублей, также заявлены налоговые вычеты в сумме фактически произведенных им расходов по операциям с ценными бумагами в размере 9 988 920 рублей (том 1, л.д. 107-114).

Для подтверждения достоверности представленных сведений о доходах по форме 2-НДФЛ за 2019 год, полученных ФИО1, и расшифровки суммы представленного вычета инспекцией 23 октября 2020 года в адрес АО «Открытие Брокер» направлен запрос, однако в представлении информации АО «Открытие Брокер» отказано.

16 ноября 2020 года в адрес АО «Открытие Брокер» налоговым органом направлено поручение № 13465 о необходимости представления вышеуказанной информации, на которое АО «Открытие Брокер» также ответило отказом, по тем основаниям, что не указаны сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, а именно: реквизиты договора.

4 декабря 2020 года ФИО1 в налоговый орган направлено обращение с приложением расшифровки вычетов, указанных в справке о доходах за 2019 год, представленной АО «Открытие Брокер»; сумма расходов, принятая к учету налоговым агентом, – 3 858 796 рублей 39 копеек.

Решением МРИ ФНС России № 5 по Республике Татарстан от 27 апреля 2021 года № 426 отказано в привлечении к ответственности ФИО1 за совершение налогового правонарушения (том 1, л.д. 115-122). Указанным решением в соответствии с пунктом 4 статьи 226.1 НК РФ, ФИО1 рекомендовано обратиться к налоговому агенту АО «Открытие Брокер» для уточнения справки о доходах по форме 2-НДФЛ за 2019 год.

Поскольку уточненные сведения налоговым агентом в отношении ФИО1 предоставлены не были, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога № 52658 по состоянию на 14 декабря 2020 года из-за неисполнения им обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (том 1, л.д. 42).

Не согласившись с действиями должностных лиц МРИ ФНС России № 5 по Республике Татарстан, выразившихся в отказе в перерасчете суммы налога на доходы физических лиц и направлении в адрес административного истца налогового уведомления от 3 августа 2020 года № 12815122, требования об уплате налога № 52658 по состоянию на 14 декабря 2020 года, ФИО1 подал жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Решениями УФНС России по Республике Татарстан от 17 марта 2021 года № 2.7-19/008715@, от 19 марта 2021 года № 2.7-19/009145@, от 9 августа 2021 года № 2.7-19/027157@ жалобы ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Удовлетворяя административное исковое заявление суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговый орган при отсутствии на то оснований не принял во внимание факт представления налогоплательщиком налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год и не учел сведения, содержащиеся в предоставленных им дополнительных документах.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемых решений налоговых органов незаконными приходит к следующему.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами установлены статьей 214.1 НК РФ.

Так, расходами по операциям с ценными бумагами, расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам, а также предусмотренные пунктом 3 статьи 214.11 настоящего Кодекса расходы по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в результате выкупа которых были получены соответствующие ценные бумаги.

Из положений статьи 229 НК РФ следует, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации.

Из материалов дела видно, что налог на доходы ФИО1 исчислен налоговым органом исходя из справки по форме 2-НДФЛ за 2019 год, представленной в налоговый орган налоговым агентом - АО «Открытие Брокер».

Воспользовавшись предусмотренной налоговым законодательством возможностью, ФИО1 17 июня 2020 года подал налоговую декларацию по форме 3 НДФЛ, в которой была заявлена сумма фактически произведенных налогоплательщиком расходов в размере 19 975 042 рублей 17 копеек.

Из пояснений представителя административных ответчиков ФИО2, данных в суде апелляционной инстанции следует, что для подтверждения достоверности представленных сведений о доходах по форме 2-НДФЛ за 2019 год, полученных ФИО1 и расшифровки суммы представленного вычета, налоговым органом в АО «Открытие Брокер» направлялись запросы, однако они остались без ответа. Отказ налогового органа в зачете фактических произведенных расходов для снижения налоговой базы основан на том, что эти действия может совершить только налоговый агент. Проверка приложенных к декларации документов не осуществлялась, поскольку налог был исчислен исходя из представленной налоговым агентом справки 2НДФЛ.

Суд первой инстанции принимая решение об удовлетворении административного иска правомерно указал на то, что вопреки требованиям закона, документы, приложенные к налоговой декларации, ФИО4 не возвращались, вместе с тем при проведении камеральной проверки налоговым органом указанным документам надлежащая оценка не дана, при составлении акта по результатам камеральной налоговой проверки они учтены не были.

Также суд отметил, что наличие объекта налогообложения исходя из декларации по налогу на доходы физических лиц, других представленных в налоговый орган сведений, и разрешения вопроса об отнесении к расходам указанных ФИО4 сумм надлежащим образом не проверено. Мотивов по которым эти документы не приняты во внимание налоговыми органами оспариваемые решения также не содержат.

При таких обстоятельствах сделать вывод о правильности оспариваемых решений не представляется возможным, а потому решение суда в части признания оспариваемых решений незаконными является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Доводы МРИ ФНС №5 по Республике Татарстан и УФНС по Республике Татарстан со ссылкой на положения статьи 231 НК РФ, согласно которым перерасчет сумм налога при наличии налогового агента налоговым органом не производится, а потому действия налоговых органов были правомерными не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не отменяют обязанности проведения налоговым органом мероприятий, связанных с проверкой представленной налогоплательщиком налоговой декларации 3 НФДЛ, в связи с чем отклоняются как несостоятельные.

Судом апелляционной инстанции во исполнение указаний суда кассационной инстанции были истребованы у налогового агента АО «Открытие Брокер» сведения о том, располагало ли общество документами, приложенными ФИО1 к налоговой декларации, учитывались ли они при составлении справки 2 НДФЛ обращался ли последний с заявлением о перерасчете сумм налога за 2019 год.

Из содержания представленных АО «Открытие Брокер» ответов от 11 октября 2023 года №23.10/24.016 и 23 ноября 2023 года №23.11/30.788 усматривается, что в 2019 году ФИО1 в адрес брокера было направлено заявление о зачете затрат на приобретение ценных бумаг с предоставлением документов, подтверждающих фактически понесенные и документально подтвержденные расходы на покупку и реализацию паев.

АО «Открытие Брокер» осуществило частичный зачет затрат на общую сумму 3 837 468 рублей 55 копеек. В зачете иных сумм непосредственно брокером было отказано до момента погашения займа от 6 апреля 2016 года и предоставления подтверждающих это документов, при этом документов подтверждающих погашение долга ФИО1 по договору об уступке прав требования, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО5, равно как и о том, что ИП ФИО5 погасила свое обязательство по вышеупомянутому договору представлено не было.

С учетом изложенного, учитывая, что указанный налоговым агентом договор о переуступке прав требований заключенный с ИП ФИО5 в налоговый орган не предоставлялся, а фактически камеральная проверка по представленным документам не осуществлялась, судебная коллегия находит вывод суда о возложении обязанности на МРИ ФНС №5 по Республики Татарстан обязанности устранения допущенных нарушений путем перерасчета налога на доходы физических лиц и уменьшения излишне начисленного налога на 794 307 рублей в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения преждевременным, а потому в этой части решение суда подлежит изменению с возложением на налоговый орган обязанности определения ФИО1 налоговой базы по налогу физических лиц за 2019 год с учетом представленных налогоплательщиком документов в установленные законом порядке и сроки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 июля 2022 года по данному административному делу в части возложения обязанности на административных ответчиков устранения допущенных нарушений изменить и принять в этой части новое решение.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения прав ФИО1 при определении налоговой базы по налогу по доходы физических лиц за 2019 год с учетом представленных налогоплательщиком документов в установленные законом порядке и сроки.

В остальной части решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2023 года.