НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) от 10.07.2018 № 33-1280/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июля 2018 г. № 33-1280/2018

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:

председательствующего Панаиотиди И.В.

судей Гуриевой Л.М.. Калюженко Ж.Э.

при секретаре Зангиевой Л.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Македоновой М.А. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по РСО-Алания о признании необоснованными действий по внесению изменений в приказ об увольнении № ... л/с от ... г. в части установления выслуги лет в льготном исчислении, обязании засчитать в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц привлечения к выполнению задач по ликвидации осетино-ингушского конфликта за три месяца службы в соответствии с периодами, за которые в ее пользу взысканы дополнительные компенсационные выплаты, обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом периодов службы, засчитанных приказом УФСИН России по РСО-Алания от 11 марта 2005 года № 107, признании необоснованными действий по исключению из приказа от 11.03.2005 года №107 «О дополнительных льготах и компенсациях за период выполнения задач по ликвидации осетино-ингушского конфликта октября-ноября ... года» периодов службы, подлежащих льготному исчислению из расчета один месяц за три месяца службы по апелляционной жалобе Македоновой Марины Александровны на решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 12 апреля 2018 года, которым постановлено:

Исковое заявление Македоновой М.А. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по РСО- Алания о признании необоснованными действий по внесению изменений в приказ об увольнении № ... л/с от 28.02.2006 г. в части установления выслуги лет в льготном исчислении при увольнении на 01 марта 2006 г. в размере 25 лет 09 месяцев 01 дня, обязании засчитать в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц привлечения к выполнению задач по ликвидации осетино-ингушского конфликта за три месяца службы в соответствии с периодами, за которые в ее пользу взысканы дополнительные компенсационные выплаты: с 05.12.1995 г. по 31.12.1995.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 г., с 01.01.1997г. по 20.11.1997 г., с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г., обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом периодов службы, засчитанных приказом УФСИН РФ по РСО-Алания от 11 марта 2005 года № 107 л/с в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца службы с 05.12.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.111.1996 г., с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г., с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г., оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РСО-Алания Гуриевой Л.М.,

объяснения Македоновой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Македонова М.А. обратилась к УФСИН России по РСО-Алания со следующими исковыми требованиями:

- признать необоснованными действия ответчика по внесению изменений в приказ об увольнении № ... л/с от ... г. в части установления выслуги лет в льготном исчислении при увольнении на 01 марта 2006 г. в размере 25 лет 09 месяцев 01 дня,

- обязать засчитать в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц привлечения к выполнению задач по ликвидации осетино-ингушского конфликта за три месяца службы в соответствии с периодами, за которые в ее пользу взысканы дополнительные компенсационные выплаты: с 05.12.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996г., с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г, с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г.,

-обязать произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом периодов службы, засчитанных приказом УФСИН РФ по РСО- Алания от 11 марта 2005 года № 107 л/с в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца службы с 05.12.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г.по 20.11.1996 г., с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г., с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г.,

В обоснование иска указала, что она проходила службу в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе РСО- Алания на

различных должностях рядового и начальствующего состава с 04 декабря 1995 года по 01 марта 2006 года.

Уволена со службы в соответствии с приказом УФСИН РФ по РСО-Алания № № ... л/с от ... г по п. «Б» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижению предельного возраста), которым была определена выслуга лет для назначения пенсии в льготном исчислении 29 лет 05 месяцев 19 дней.

Льготная выслуга исчислялась в соответствии с Приказом УФСИН РФ по РСО-А № 107 от 11 марта 2005 года и решением Ленинского районного суда г. Владикавказа от 27 марта 2002 года - дело № 2-578/02 за срок службы с 5 декабря 1995 года по 31 августа 1998 года в период нахождения УИС в ведомстве МВД РСО-А и приказом УФСИН РФ по РСО-А № 70 л/с от 10 февраля 2006 года и решением Промышленного районного суда г. Владикавказа от 08 апреля 2005 года - дело № 2-239/05 за срок службы с 01 сентября 1998 года по 26 декабря 2001 года в период нахождения УИС в ведомстве Министерства юстиции РФ, а также Постановлением Совета Министров Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г., пункт 3, подпункт «г», абзац 30.

Около одиннадцати лет истец получала пенсию, рассчитанную по выслуге лет, установленную исходя из выше указанного приказа об увольнении.

В июле 2017 года она переехала на постоянное место жительства в Московскую область. При оформлении пенсии по новому месту жительства в УФСИН России по г. Москве ей было отказано в зачете выслуги лет из расчета один день службы за три за период службы с 04 декабря 1995 г. по 31 декабря 1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 г.;, с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г.; с 01.01 1998 г. по 31.08.1998 г.,- за время когда уголовно­исполнительная система находилась в ведомстве МВД РСО-Алания.

В устной форме ей пояснили, что в решении Ленинского районного суда г. Владикавказа от 27 марта 2002 года в резолютивной части решения отсутствует пункт о зачете выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день службы за три, а приказ УФСИН РФ по РСО-А № 107 от 11 марта 2005 года не может служить основанием для этого.

Зачет выслуги лет в льготном исчислении один день службы за три за период службы с 01 сентября 1998 года по 26 декабря 2001 года, с момента перехода УИС в ведомство Министерства юстиции РФ, вопросов не вызвал, т.к. в решении Промышленного районного суда г.Владикавказа от 08 апреля 2005 года в резолютивной части есть пункт о зачете выслуги лет в льготном исчислении периода службы.

Пенсионный отдел УФСИН РФ по г. Москве направил запрос в Федеральную службу исполнения наказания РФ. ФСИН России направлено письмо по месту прохождения службы и первоначального назначения ей пенсии в УФСИН РФ по РСО-Алания. На основании указанного письма УФСИН РФ по РСО-А своим приказом № 383 от 29.12.2017 г. внес изменение в приказ об увольнении Македоновой М.А. № ... л/с от ... года в части установления выслуги лет в льготном исчислении, снизив ее с 29 лет 05 месяцев 19 дней до 25 лет 09 месяцев 01 день, исключив льготное зачисление выслуги из расчета один день службы за три за период с 04 декабря 1995 г. по 31 декабря 1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 года, с 01.01.1997 г. по 20.11 1997 г.; с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г. Соответственно значительно снижен и размер пенсии.

Истец считает действия УФСИН РФ по РСО-Алания необоснованными по следующим основаниям:

Отсутствие пункта о зачете выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день службы за три за период службы с 04 декабря 1995 г. по 31 декабря 1995 г.; с 01.01.1996 года по 20.11.1996 г.;, с 01.01.1997 г. по 20.11.1996 г.; с 01.01 1998 г. по 31.08.1998 г в решении Ленинского районного суда г. Владикавказа объясняется тем, что в изданном в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства приказе МВД РСО-А № 242 л/с от 30 декабря 2001 года «О дополнительных льготах и компенсациях за период выполнения задач по ликвидации последствий осетино- ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» были определены периоды выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, которые предписано засчитать истцу в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы. Данный приказ и составленные в соответствии с ним расчеты задолженности послужили основанием к вынесению Ленинским районным судом г. Владикавказа решения от 27 марта 2002 года о взыскании с МВД РСО-А в ее пользу дополнительных компенсационных выплат за участие в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в периоды, определенные указанным, выше приказом. Решение вступило в законную силу 4.04.2002 года и исполнено 16.12.2004 года.

По мнению истца, призние обоснованными требования на дополнительные компенсационные выплаты за определенные периоды выполнения задач, Министерство внутренних дел РСО-Алания фактически признало и необходимость зачета этих же периодов в льготном исчислении, т.к., Законом РФ от 21.01.1993 г. № 4328 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящих службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях ЧП и при вооруженных конфликтах», постановлениями Правительства РФ № 280 от 31.03.1994 г. «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях ЧП и при вооруженных конфликтах и предоставление им гарантий и компенсаций» и № 896 от 26.12.2001 г. «О зонах вооруженных конфликтов» предусмотрено право сотрудников органов внутренних дел на определенные гарантии и компенсации. В их числе и дополнительные компенсационные выплаты, льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца.

Позже приказ № 242 л/с от 30 декабря 2001 года был отменен приказом МВД РСО-Алания № 157 от 14 марта 2003 года на основании Приказа МВД РФ от 15.08.2002 г. № 785, в котором было дано указание персонально для каждого сотрудника определить периоды фактического участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино- ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

Действующий приказ УФСИН РФ по РСО-А № 107 от 11 марта 2005 года Македонова М.А. полагала доказательством ее фактического участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, права на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца службы, в связи с чем внесение изменений в приказ об ее увольнении в части снижения выслуги с 29 лет 05 месяцев 19 дней до 25 лет 09 месяцев 01 день является незаконным.

После поступления в суд искового заявления, приказ УФСИН РФ по РСО-А № 107 от 11 марта 2005 года был изменен в части установления периодов для льготного исчисления пенсии Македоновой М.А., в связи чем, она дополнила исковые требования и просила суд признать необоснованными действий по исключению из приказа от 1 1.03.2005 года №107 «О дополнительных льготах и компенсациях за период выполнения задач по ликвидации осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» периодов службы, подлежащих льготному исчислению из расчета один месяц за три месяца службы с 05.12.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 г., с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г., с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г.

В судебном заседании истец Македонова М.А. исковые требования поддержала и просила удовлетворить на основании доводов, приведенных в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по РСО-Алания – Плиев Р.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что льготная выслуга истцу была исчислена неправильно на основании решения Ленинского районного суда г.Владикавказа от 27 марта 2002 года по иску Македоновй( ранее Борисовой) М.А к МВД РСО- Алания о взыскании денежных средств Между тем, указанным решением периоды привлечения истца к выполнению задач по ликвидации осетино-ингушского конфликта за 1995 по 1998 годы не установлены.

По делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Македонова М.А. просит решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Таким образом, вышеуказанный Закон вопросы пенсионного обеспечения сотрудников УИС непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общие условия их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Македонова М.А. проходила службу в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе РСО - Алания с 04 декабря 1995 года по 01 марта 2006 года.

Уволена со службы в соответствии с приказом УФСИН РФ по РСО- Алания № ... л/с от ... г. по п. «Б» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижению предельного возраста), которым была определена выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении 16 лет 07 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 29 лет 05 месяцев 19 дней.

Приказом №383 от 29 декабря 2017 года внесены изменения в приказ об увольнении № ... л/с от ... г. в части установления Македоновой М.А. выслуги лет в льготном исчислении при увольнении на 01 марта 2006 г. в размере 25 лет 09 месяцев 01 дня. Основанием для внесения изменений также указано решение Ленинского районного суда города Владикавказа от 27 марта 2002 года и указания ФСИН России от 21.12.2017 года исх. № 7-87653.

Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РСО-Аан № 107 от 11 марта 2005 года «О дополнительных льготах и компенсациях за период выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года», который послужил основанием для льготного исчисления пенсии Македоновой М.А., установлено полагать перечисленных сотрудников фактически выполнявшими служебные задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября- ноября 1992 года и засчитать нижепоименованным сотрудникам УИН в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один день привлечения к выполнению задач за три дня службы, в числе других: - капитану внутренней службы Македоновой М.А. с 04.12.1995 года один месяц за три месяца службы с 05.12.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 г., с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г., с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г.

Приказом УФСИН России по РСО-Алания №46 от 30 января 2018 года об отмене периодов службы, подлежащих зачету выслуги лет в льготном исчислении и внесении изменений в приказ РСО-Алания № 107 от 11 марта 2005 года в отношении Македоновой М.А. и внесении изменений в приказ УФСИН России по РСО-Алания № ... л/с от ... г. в части установления выслуги лет в льготном исчислении при увольнении Македоновой М.А., постановлено периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три с 04.12.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 г., с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г., с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г. исключить и внести соответствующие изменения в приказ УФСИН России по РСО-Алания.

Судом установлено, что основанием для издания приказа №107 от 11 марта 2005 года в отношении истца указано решение Ленинского районного суда города Владикавказа от 27 марта 2002 года и приказ Министра МВД РСО-Алания №242 л/с от 30 декабря 2001 года.

Судом в порядке требований ст. 67 ГПК РФ исследовалось решение Ленинского районного суда города Владикавказа от 27 марта 2002 года по иску Борисовой (в настоящее время Македоновой) М.А., Арутюнова А.Г, Ханикаевой Е.С. к МВД РСО-Алания о взыскании задолженности по дополнительным денежным выплатам, которым проиндексированы и взысканы невыплаченные дополнительные денежные суммы, полагавшиеся им на основании приказа Министра МВД РСО-Алания №242 л/с от 30 декабря 2001 года, которым определены периоды их фактического участия в выполнении служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года и за ними признано право на дополнительные денежные выплаты.

Как следует из установочной и резолютивных частей, периоды для льготного исчисления Македоновой М.А. пенсии (один за три) в решении Ленинского районного суда гор. Владикавказа от 27 марта 2002 года не определены, предметом судебного разбирательства установление ее фактического участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, не являлось.

Суд основывался на том, что данные обстоятельства установлены приказом Министра МВД РСО-Алания №242 л/с от 30 декабря 2001 года.

Судом установлено, что единственным документом являвшимся основанием для установления периодов фактического участия Македоновой М.А. в выполнении служебных задач по ликвидации последствий осетино- ингушского конфликта октября-ноября 1992 года являлся данный приказ.

Между тем, приказ Министра МВД РСО-Алания №242 л/с от 30 декабря 2001 года отменен приказом МВД РСО-Алания № 157 от 14 марта 2003 года на основании Приказа МВД РФ от 15.08.2002 г. № 785, в котором было дано указание персонально для каждого сотрудника определить периоды фактического участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино- ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

Других документов, на основании которых достоверно установлены периоды фактического участия Македоновой М.А, в выполнении задач по ликвидации последствий осетино- ингушского конфликта октября-ноября 1992 года суду в 1995-1998 годах, в судебное заседание не представлено.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выволу о том, что оспариваемые приказы в части исчисления Македоновой М.А. выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три с 04.12.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 г., с 01.01.1997 г. по 20.11.1997 г., с 01.01.1998 г. по 31.08.1998 г. отменены правильно, поскольку основания для иного расчета при издании УФСИН России по РСО-Алания приказа №107 от 11 марта 2005 года, а впоследствии и при издании приказа № ... л/с от ... г. об увольнении Македоновой М.А. в связи с достижением предельного возраста, отсутствовали.

Применение сроков исковой давности в данном случае не представляется возможным, поскольку УФСИН России по РСО-Алания стало известно о неправомерном определении периодов прохождения службы в особых условиях, дающих право на льготное исчисление пенсии 21.12.2017 года, при получении рекомендательного письма ФСИН России исх. №7-87653.

Доводы жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,

определила:

решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 12 апреля 2018 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Македоновой М.А- без удовлетворения.

Председательствующий Панаиотиди И.В.

Судьи: Гуриева Л.М.

Калюженко Ж.Э.

Справка гражданское дело рассмотрено Промышленного районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Моргоевой Ф.Б.