НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 27.05.2019 № 33-1818/19

Судья Седалищев Г.А. Дело № 33 – 1818/19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Игнатьевой А.Р. при секретаре Комюстюровой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске

27 мая 2019 года

дело по апелляционной жалобе истца Беловой В.С. на решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2019 года, которым по делу по иску Беловой Валентины Сергеевны к администрации Муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по перерасчету и установлению пенсионных выплат по выслуге лет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов

п о с т а н о в л е н о:

В удовлетворении искового заявления Беловой Валентины Сергеевны об обязании администрации Муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) назначить пенсию с 1 апреля 2008 года в размере 9 210 руб.лей и с 1 апреля 2018 года в размере 14 253,30 рублей, об обязании администрации Муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) произвести полный перерасчет пенсии по выслуге лет с 1 апреля 2008 года по день обращения в суд 9 апреля 2018 года в соответствии с действующим пенсионным законодательством и взыскании недополученной пенсии по выслуге лет в размере 763 287,85 рублей и о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей и судебных расходов в размере 91 824,50 рублей отказать.

Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Белова В.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании недействительным и отмене с даты издания протокола № ... от 20 сентября 2016 года, решения б/н, приложенного к протоколу № ... от 20 сентября 2016 года, распоряжения и.о. главы администрации МР «Олекминский район» № ... от 21 сентября 2016 года, письменного отказа председателя комиссии МР «Олекминский район» РС (Я) Березина Е.Г. № ... от 23 октября 2016 года, об обязании назначить пенсию по выслуге лет с 1 апреля 2008 года в размере 10 131 рубль, произвести перерасчет страховой пенсионной выплаты с 1 апреля 2008 года по настоящее время, о взыскании недоначисленной пенсии по выслуге лет за период с 1 апреля 2008 года по 31 марта 2018 года в размере 844 094,50 рублей, о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей и взыскании судебных расходов в размере 19 300 рублей.

В ходе судебных заседаний Белова В.С. неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила обязать администрацию МР «Олекминский район» РС (Я) назначить пенсию с 1 апреля 2008 года в размере 9 210 рублей и с 1 апреля 2018 года в размере 14 253,30 рублей, обязать администрацию МР «Олекминский район» РС (Я) произвести полный перерасчет пенсии по выслуге лет с 1 апреля 2008 года по день обращения в суд 9 апреля 2018 года в соответствии с действующим пенсионным законодательством и выплатить недополученную пенсию по выслуге лет в размере 763 287,85 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей и судебные расходы в размере 91 824,50 рублей.

Не согласившись с исковыми требованиями, представители ответчика Тумусова С.П., Малых Е.В. просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме, указывая на то, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда, истица Белова В.С. обратилась в суд с апелляционной жалобой об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска ввиду неправильного применения судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указала, что решение суда основано на Положении об установлении, расчете и выплате ежемесячных доплат к страховой пенсии, утвержденном Решением районного Совета МР «Олекминский район» № ... от 05 июня 2007 года, что повлекло нарушение в определении судом момента возникновения спора, который не был предметом судебного разбирательства: спор возник не 01.04.2008 г., а 26.09.2016 г., когда получила на руки письменный расчет пенсионной выплаты, не соответствующий Закону РС (Я) 1012 № 909-1У от 15.12.2011 г. «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим РС (Я)». Ст. 15 Закона устанавливает обратную силу действия и не аннулирует ранее присвоенные квалификационные разряды, устанавливая, что с даты их присвоения они считаются классными чинами (ст. 11). Судом неправильно истолкован и применен действующий Закон РС (Я) 746-З № 397-1У, регулирующий порядок присвоения классных чинов, Закон РС (Я) № 495-З № 1003-Ш от 12.07.2007 г. «Об оплате труда государственных гражданских служащих в РС (Я)». Суд проигнорировал отсутствие у ответчика обновленного правоустанавливающего приоритетного нормативного акта по пенсионным правам муниципальных служащих, не принятого согласно Закону РС (Я) 1012 № 909-1У. Суд не дал оценку имеющемуся судебному решению от 27.05.2016 г. по установлению ее трудового стажа, в связи с чем устанавливать возможность назначения доплаты к трудовой пенсии по состоянию на 01.04.2008 г. с учетом или без учета надбавки за классный чин необходимости не было. Несогласие суда с экспертным заключением, основанным на применении ст. 15 Закона, считает необоснованным. В комиссионном протоколе с решением от 20.09.2016 г. три ошибки по периодам муниципального стажа, не установлен размер пенсионной выплаты, сумма в месяц 8960 руб. взята из расчета исполнителя. Подлежали применению новые увеличенные нормативы по ст. 15 Закона РС (Я) № 909-1У с применением обратной силы действия с 01.04.2008 г. Считает правильным расчет размера пенсии 9210 руб. по экспертизе АНО «Судебный эксперт» г. Москва от 26.12.2018 г. Выплачиваемая социальная доплата в размере 8 328 руб. в 2 раза ниже минимально достигнутого прожиточного уровня на душу населения, что ниже достигнутого в регионе минимального прожиточного уровня. Суд не делает различия между ежемесячной социальной доплатой к пенсии и пенсией по выслуге лет. Согласно сведениям Сбербанка с 01.04.2008 г. ей выплачивается ежемесячная социальная доплата ПФР, а не пенсия по выслуге лет. Расчет ответчика недействителен, т.к. он не имеет даты издания, ФИО, подписи и должности исполнителя.

В возражении на апелляционную жалобу представитель ответчика Васильев В.Н. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец и представитель ответчика о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.

В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.

Истица Белова В.С. являлась муниципальной служащей и была уволена с должности ******** МУ администрации МО «Город Олекимнск» Олекминского района РС (Я) с 31 января 2008 года в связи с выходом на пенсию. На момент увольнения имела разряд референт муниципальной службы 1 класса. Является получателем трудовой пенсии по старости с 3 февраля 1999 года.

Решением Олекминского районного суда РС (Я) от 27.05.2016 г. исковое заявление Беловой В.С. об обязании администрации МР «Олекминский район» РС (Я) включить в стаж муниципальной службы для назначения пенсии по выслуге лет периодов работы в местных органах исполнительной власти в количестве 6 лет 8 месяцев 29 дней и установлении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет с учетом полного стажа с выплатой этой доплаты с даты первого обращения 1 февраля 2008 года удовлетворено. На администрацию МР «Олекминский район» РС (Я) возложена обязанность включить в стаж муниципальной службы периоды работы Беловой В.С. с 5 июня 1978 года по 1 апреля 1982 года в Олекминском райфинотделе ********, с 28 января 1991 года по 10 марта 1992 года в Олекминском городском Совете народных депутатов ********, с 10 марта 1992 года по 1 июля 1993 года в Управлении делами администрации Олекминского района ********, с 1 июля 1993 года по 4 января 1994 года в администрации города Олекминска ********. На администрацию МР «Олекминский район» РС (Я) возложена обязанность установить Беловой В.С. доплату к трудовой пенсии за выслугу лет с учетом полного стажа с выплатой этой доплаты с даты первого обращения 1 апреля 2008 года.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС (Я) от 20 июля 2016 года решение Олекминского районного суда РС (Я) от 27 мая 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – администрации МР «Олекминский район» РС (Я) – без удовлетворения.

Решением районной комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы МР «Олекминский район» РС (Я) от 20 сентября 2016 года произведена выплата пенсии за выслугу лет за период с 1 апреля 2008 года по 30 сентября 2016 года в размере 681 569,83 руб. и 26 сентября 2016 года администрацией МР «Олекминский район» РС (Я) ФИО1 перечислен перерасчет доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2008 года в размере 672 609,54 руб. Разница между начисленной истице суммой и перечисленной суммой, соответственно, составила 8 960,29 руб., что является доплатой к трудовой пенсии за выслугу лет за сентябрь 2016 года, что истцом не оспаривалось.

Как правильно установлено судом, на момент спора истица ФИО1 получает доплату к трудовой пенсии за выслугу лет в указанном размере без учета надбавки за классный чин, установленный муниципальным служащим.

Таким образом, на момент рассмотрения спора истица является получателем трудовой пенсии по возрасту и доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, назначенной с 1 апреля 2008 года без учета надбавки за классный чин.

В судебном заседании после уточнения исковых требований истица ФИО1 просила обязать ответчика произвести перерасчет назначенной доплаты к трудовой пенсии по выслуге лет с учетом классного чина (с учетом северных надбавок и районного коэффициента) в связи с повышением должностных окладов с учетом северных надбавок и районного коэффициента с 1 апреля 2008 года по апрель 2018 года. При этом правильность изменения размера доплаты к трудовой пенсии по выслуге лет в связи с изменением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии не оспаривала.

При разрешении спора суд правильно установил, что денежные средства в виде доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет за период работы в местных органах исполнительной власти ФИО1 получала, и определил предмет исковых требований – это установление возможности назначения доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет истице, как муниципальной служащей, по состоянию на 1 апреля 2018 года с учетом надбавки за классный чин. При этом суд руководствовался положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», законами РС (Я) от 11.07.2007 г. 480-З № 975-III «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)», от 26.12.2007 г. 535-З № 1073-III «О реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саа (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)», от 18.11.2009 г. 746-З № 397-IV «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим», от 15.12.2011 г. 1012-З № 909-IV «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)», Постановлением Правительства РС (Я) от 20.04.2011 г. № 160 «О внесении изменений в постановление Правительства РС (Я) от 5 мая 2009 г. № 191 «О предельных нормативах денежного содержания муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)», утвердившим предельные нормативы денежного содержания муниципальных служащих в муниципальных образованиях РС (Я), а также Решениями районного совета Муниципального района «Олекминский район» РС (Я) № 13 от 05.06.2007 г., утвердившим Положение «Об установлении, перерасчете и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального района Республики Саха (Якутия) и муниципальные должности муниципальной службы муниципального района, городских и сельских поселений муниципального района Республики Саха (Якутия)», № 3 от 17.09.2008 г., утвердившим Положение «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия)», и, учитывая то обстоятельство, что орган местного самоуправления Олекминского района РС (Я) не предусмотрел назначение доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за классный чин, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Выводы суда нельзя признать необоснованными, решение подробно мотивировано и основано на нормах законодательства РФ, регулирующего порядок прохождения муниципальной службы и дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Особенности организации муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и правовое положение муниципальных служащих республики урегулированы Законом РС (Я) от 11.07.2007 г. 480-З № 975-III “О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия», в соответствии с ч. 1 ст. 20 которого на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения распространяется законодательство о пенсионном обеспечении государственного гражданского служащего.

Федеральным законом РФ от 25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ в главу 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" внесено изменение, закон дополнен статьей 9.1, предусматривающей, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим в Республике Саха (Якутия) установлен Законом РС (Я) от 18 ноября 2009 г. № 746-З № 397- IV «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим».

В ст. 1 указанного Закона РС (Я) установлено, что классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы. Классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально с соблюдением последовательности в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы после сдачи ими квалификационного экзамена, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом в ст. 11 Закона РС (Я) установлено, что ранее присвоенные муниципальным служащим квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами муниципальных служащих согласно приложению 2 к настоящему Закону. Для муниципальных служащих, которым в соответствии с частью 1 настоящей статьи квалификационные разряды заменены соответствующими классными чинами, началом срока пребывания в соответствующем классном чине считается день присвоения муниципальному служащему квалификационного разряда.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, поскольку данный Закон РС (Я) не содержит положений о возможности его применения к ранее возникшим отношениям, следовательно, его применение при расчете доплаты за муниципальную службу, которую лицо осуществляло ранее его принятия и введения в действия, было бы неправомерным. Потому правильным является вывод суда первой инстанции о его применении только к действующим муниципальным служащим, в связи с чем нельзя возложить на ответчика обязанность по перерасчету доплаты к пенсии ФИО1 с учетом периода муниципальной службы, сложившегося ранее.

Данные выводы в решении суда мотивированы и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты.

Судебной коллегией рассмотрены и признаны необоснованными утверждения истца о применении к рассматриваемому спору ст. 15 Закона РС (Я) 1012 № 909-IV от 15.12.2011 г. «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим РС (Я)», как устанавливающую обратную силу действия Закона. Данной нормой Закона установлено, что лицам, которым до вступления в силу настоящего Закона в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначается пенсия за выслугу лет по нормам, предусмотренным настоящим Законом, без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и представления документов, подтверждающих право на указанную пенсию. При этом следует отметить, что Законом урегулирован порядок назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии без указания на применение доплаты за классный чин. Порядок перерасчета размера пенсии за выслугу лет, отраженный в ст. 10 данного Закона, включает в себя исчерпывающий перечень случаев, когда производится такой перерасчет, при этом данный порядок не содержит указания на возможность произведения перерасчета с учетом классного чина.

Доводы ФИО1 о неприменении судом Закона РС (Я) № 495-З № 1003-Ш от 12.07.2007 г. «Об оплате труда государственных гражданских служащих в РС (Я)» в части установления должностных окладов и чинов для всех территориальных муниципальных образований РС (Я) также нельзя признать состоятельными. Нормативные положения закона, регулирующего муниципальную службу в РФ, направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными) (данная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 24.08.2015 г. № 16КГ15-17). Исходя из изложенного, закон не содержит указания на то, что правовой статус государственных и муниципальных служащих должен быть идентичным.

Иные доводы жалобы были исследованы судом и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для увеличения размера доплаты к трудовой пенсии ФИО1 по выслуге лет с учетом классного чина и отказал в удовлетворении иска.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2019 года по делу по иску ФИО1 к администрации Муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по перерасчету и установлению пенсионных выплат по выслуге лет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу – б е з у д о в л е т в о р е н и я.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: О.Н. Бережнова

Судьи: А.Р. Игнатьева

ФИО2