Судья Смирникова В.Г. дело № 33а-1120/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Якутск 27 марта 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Скакуна А.И., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием представителя административного истца ФКП «Аэропорты Севера» Хоролец Е.В., представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в РС (Я) Слепцова Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2017 года, которым по делу по административному исковому заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании пунктов предписания незаконными, об их отмене
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения представителей сторон, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав о том, что пункты 4 и 5 предписания Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 26.12.2016 являются незаконными и необоснованными, поскольку в соответствии с ст. 136 ТК РФ конкретные дни выплаты заработной платы установлены в коллективном договоре. Порядок внесения изменений в правила внутреннего трудового распорядка не нарушен, так как направление локального нормативного акта в первичную профсоюзную организацию в соответствии со ст.192 ТК РФ не требовалось, поскольку профсоюзный орган не представляет интересы всех или большинства работников предприятия.
Суд принял по делу вышеприведенное решение, с которым не согласен истец.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда по основанию нарушения норм материального и процессуального права, при этом приводит те же доводы, указанные в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ст. ст. 353 - 356, 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независим от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявить работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания для устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Статьей 361 ТК РФ предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.
26 декабря 2016 г. главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) генеральному директору ФКП «Аэропорты Севера» выдано предписание № ... об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в п.4 и 5 которого указано об устранении нарушений ст.ст.136 и 190 Трудового кодекса Российской Федерации путем установления конкретных дней выплаты заработной платы и отмены приказа от 30.09.2016 г. № ... «О режиме разделения рабочего дня на части при продлении регламента».
Суд, отказывая в удовлетворении заявленного ФКП «Аэропорты Севера» административного иска, признал вышеуказанные оспариваемые пункты предписания соответствующими требованиям трудового законодательства и указал, что пунктом 3.31 Коллективного договора предприятия конкретные даты выплаты заработной платы не установлены, что работодатель, издав локальный нормативный акт, устанавливающий правила внутреннего трудового распорядка (режим работы), обязан был согласовать его с первичной профсоюзной организацией.
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Как видно из материалов дела, работодатель установил дату выплаты заработной платы, предусмотрев ее в Коллективном договоре, разработанном и принятом в соответствии с законом. В таком случае нельзя согласиться с утверждением ответчика о том, что истец не выполнил требования ст.136 ТК РФ.
В соответствии с п.3.31 Коллективного договора ФКП «Аэропорты Севера» предусмотрена выплата заработной платы не реже, чем два раза в месяц: за первую половину месяца (аванс) выплачивается до 25 числа текущего месяца, за отработанный месяц (окончательный расчет) выплачивается до 10 числа следующего за отчетным месяцем. Эти сроки соответствуют статье 136 ТК РФ, поскольку заработная плата выплачивается не реже, чем каждые 15 дней.
Статьей 100 ТК РФ предусмотрено, что режим рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
В силу ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным актом, регламентирующим в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов (ст.190). Так, работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Анализ данной нормы указывает, что согласование проекта локального нормативного акта с первичной профсоюзной организацией, не представляющей интересы большинства работников, не обязательно.
Поскольку первичная профсоюзная организация ФКП «Аэропорты Севера» насчитывает .......... человек, при этом общая численность работников предприятия составляет .......... человек, согласование приказа № ... с выборным органом первичной профсоюзной организации, таким образом, не требовалось.
При имеющихся обстоятельствах оспариваемые пункты предписания незаконны.
Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущено неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены оспариваемого решения в соответствии с п.1 ч.2, ч.3 ст. 310 КАС РФ.
По делу следует принять новое решение об удовлетворении требований административного искового заявления.
Руководствуясь статьей 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании пунктов предписания незаконными и их отмене отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать пункты 4 и 5 предписания Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) № ... от 26 декабря 2016 г. незаконными и отменить.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Скакун А.И.
Оконешникова М.М.