НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 26.03.2018 № 33-1093/2018

Судья Михайлова В.В. Дело № 33-1093/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2018 года г. Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Топорковой С.А.,

судей Холмогорова И.К., Федоровой Г.А.,

при секретаре Юдиной М.Д.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2018 года, которым

по делу по иску Радутного В.Л. к Федеральному казенному учреждению «6 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия) (договорной)» о возложении обязанности присвоить квалификационный класс водителя, перерасчете заработной платы и отпускных

постановлено:

В удовлетворении искового заявления Радутного В.Л. к Федеральному казенному учреждению «6 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия) (договорной)» о понуждении в присвоении квалификационного класса (классности) водителя пожарных машин, перерасчете заработной платы, отпускных и их индексации – отказать полностью.

Заслушав доклад судьи Федоровой Г.А., пояснения представителя ответчика Максимова А.В., судебная коллегия

установила:

Радутный В.Л. обратился с в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «6 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия) (договорной)» (далее ФКУ «6 ОФПС ГПС по РС(Я)») о возложении обязанности присвоить квалификационный класс водителя, перерасчете заработной платы и отпускных.

Заявленные требования основывал на том, что находится в трудовых отношениях с ответчиком в должности водителя пожарной машины. Общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеет запись в трудовой книжке о том, что является водителем 1 класса. В мае 2016 г. был ознакомлен с Положением о присвоении и повышении водителям ФКУ «6 ОФПС ГПС по РС(Я)» квалификационных классов, протоколом заседания квалификационной комиссии ему отказано в присвоении ему классности водителя.

Считает данный отказ незаконным, поскольку он уже являлся водителем 1 класса. Указывая на данные обстоятельства, просил суд возложить на ответчика обязанность присвоить ему 1 квалификационный класс водителя, пересчитать заработную плату и оплату отпускных с февраля 2015 г., проиндексировать данные суммы.

Судом вынесено указанное выше решение.

Не согласившись с вынесенным решением суда, истец Радутный В.Л. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение как необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы аналогичны требованиям, приведенным в исковом заявлении.

Не согласившись с апелляционной жалобой, представитель ответчика обратился с возражениями на нее, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения ответчика на нее, выслушав пояснения стороны ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу ст. 129 ТК РФ надбавка является выплатой стимулирующего характера, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером.

Из материалов дела следует, что согласно трудовому договору № ... от 09 февраля 2015 г. Истец был принят на работу ФКУ «6 ОФПС по РС(Я)» на должность водителя пожарной части № ... г............

С 09.02.2015 по 10.03.2015 стажер на должность водителя Радутный В.Л., прошел курс индивидуального обучения по месту службы в должности водителя пожарного автомобиля и допущен к ведению основных (главных) действий при пожаре, проведении АСР за исключением работ на высотах, в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, с электроустановками пожарных и аварийно-спасательных автомобилей и прицепов напряжением свыше 24 вольт, выдано свидетельство о прохождении специального первоначального обучения.

Приказом № ... от 10 марта 2015 г. истец допущен к самостоятельной работе на АЦ, за исключением работ с электроустановками пожарных и прицепов.

Приказом № ... от 10 апреля 2015 г. на основании заключения по результатам испытательного срока от 09.04.2015 Радутный В.Л. назначен на должность водителя Пожарной части № ... г. .......... с установлением ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности) в размере 20% ежемесячной надбавки к должностному окладу за специальный режим работы, сложность, напряженность и особые условия труда в размере 30 %, сохранением ранее установленного оклада и надбавки.

Приказом № ... от 02.04.2016 утверждено Положение о порядке присвоения и повышения квалификационных классов (классности) водителям пожарных машин подразделений ФКУ «6 ОФПС ГПС по РС(Я) (договорной)».

Согласно условиям присвоения классности, предусмотренным данным Положением, водителям пожарных автомобилей может присваиваться следующая квалификация: водитель 3-го класса, 2-го класса и 1-го класса. Высшим классом является первый. Присвоенный водителю класс свидетельствует о его профессиональном мастерстве. Классность присваивается только водителям, прошедшим подготовку или переподготовку в учебном заведении по утвержденным единым программам и имеющим водительское удостоверение с отметкой, дающими право управления транспортными средствами определенных категорий («В», «С», «Д», «Е») (пункт 3.1. Положения).

Классная квалификация «водитель автомобиля третьего класса» может быть присвоена водителю автомобиля при наличии у него в водительском удостоверении отметок, дающих право управления автомобилями, отнесенными к категории «В» или «С» или только «Д» без предъявления к стажу работы (пункт 3.2 Положения).

Классная квалификация «водитель автомобиля второго класса» может быть присвоена водителю автомобиля при наличии у него в водительском удостоверении отметок, дающих право управления автомобилями, отнесенными к категории «В», «С» и «Е», или «Д» и «Е», имеющему стаж работы в ГПС МЧС не менее трех лет (пункт 3.3 Положения).

Классная квалификация «водитель автомобиля первого класса» может быть присвоена водителю автомобиля при наличии у него в водительском удостоверении отметок, дающих право управления автомобилями, отнесенными к категории «В», «С», «Д» и «Е», имеющему стаж работы в ГПС МЧС не менее двух лет в качестве «водителя 2-го класса» (пункт 3.3 Положения).

Надбавка за присвоенную квалификационную категорию устанавливается на постоянной основе в следующих размерах; водителям автомобилей 2-го класса - 10% должностного оклада, водителям автомобилей 1-го класса - 25% должностного оклада; на надбавку за классность начисляется районный коэффициент и северные надбавки, которые включаются в расчет среднего заработка (пункты 5.1., 5.2. Положения).

Согласно п.3.5 Положения водитель должен соответствовать профессиональным требованиям (знать основы безопасного управления автомобилем; характерные причины ДТП с автомобилями и способы их предупреждения; соблюдать трудовую дисциплину; не иметь за последние три года работы нарушений ПДД, повлекших за собой ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений правил технической эксплуатации автомобиля и правил ТБ в течении последнего года).

Протоколом заседания квалификационной комиссии № ... от 24 мая 2016 г. в присвоении Радутному В.Л. квалификации «водитель автомобиля 1-го класса» отказано в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что работодатель вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении квалификации и установлении соответствующей надбавки к заработной плате.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Так, нормативным актом, определяющим квалификационные характеристики для установления классности водителям, является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

Указанным справочником, который применяется на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Минтруда России от 12.05.1992 N 15а "О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России", предусмотрены квалификационные характеристики водителей определенного класса и условия присвоения класса.

Примечанием к квалификационным характеристикам водителя автомобиля Квалификационного справочника профессий рабочих, установлено, что квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии; квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.

В силу пункта 4 раздела "Автомототранспорт и городской электротранспорт" указанного Квалификационного справочника присвоение квалификации третьего, второго и первого класса производится создаваемой в организации квалификационной комиссией, в состав которой кроме лиц, определяемых в соответствии с общими положениями ЕТКС, включается также инженер по безопасности движения.

Исходя из квалификационных характеристик водителя автомобиля 1 класса, этот класс присваивается при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок "В", "С", "Д", "Е"; для 2-го класса необходимо наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок "В", "С" и "Е" или только "Д" ("Д" и "Е") согласно квалификационным характеристикам водителя автомобиля 2 класса.

Таким образом, присвоение водителям автомобилей класса квалификации производится создаваемой работодателем квалификационной комиссией и только тем водителям, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, получили водительское удостоверение с отметками, дающими право управления определенными категориями транспортных средств (для 1-го класса - "В", "С", "Д", "Е"), и имеют определенный стаж работы (для 1-го класса - при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии). Кроме этого, учитываются показатели в работе и соблюдение трудовой и производственной дисциплины.

Из приведенных нормативных положений следует, что работодатель вправе самостоятельно решать, устанавливать или нет уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, не нашел своего подтверждения факт наличия у истца требуемого стажа работы для присвоения истцу класса квалификации «водитель автомобиля 1-го класса», поскольку стаж работы Радутного В.Л. в системе ГПС МЧС России составлял I год 3 месяца.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что приказом № ... от 19.09.2017 на Радутного В.Л. наложено дисциплинарное взыскание «Выговор», что является самостоятельным основанием для отказа в присвоении класса квалификации «водитель автомобиля 1-го класса» (п.3.5 Положения).

Доводы апелляционной жалобы о том, что ему уже присвоен квалификационный класс «водитель 1 класса», судебная коллегия находит необоснованной, поскольку факт наличия водительского удостоверения на право управления транспортного средства категорий В, С, D, Е и записи в трудовой книжке о присвоении 1 класса, не является достаточным основанием для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий С.А. Топоркова

Судьи И.К. Холмогоров

Г.А. Федорова