№ 13а-832/2022, 2а-6562/2021
Судья: Кузьмина М.А. Дело № 33а-1796/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 23 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Никодимова А.В., Смирниковой В.Г.,
при секретаре Кузьминовой А.К.,
с участием представителя ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу заявителя на определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2022 года по заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о прекращении исполнительного производства по исполнению решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2021 г. по административному делу по административному иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., объяснения представителя, судебная коллегия
установила:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обратилось в Якутский городской суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на невозможность исполнения в настоящее время решения суда в части второго пункта в связи с признанием утратившим силу Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развития лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2019 № 879.
Обжалуемым определением от 05 марта 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе представитель Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), выражая несогласие с выводами суда, просит вышеуказанное определение отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указано о том, что прекращение действия нормативного правового акта, предусматривающего мероприятия по софинансированию, должно рассматриваться как факт утраты возможности исполнения решения суда. Должником приняты все меры для исполнения решения суда в части увеличения финансирования мер по охране лесов от пожаров.
Прокурор, представители Правительства РС (Я) и заинтересованного лица по делу в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отложить рассмотрение дела не просили.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном статьями 14 и 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как усматривается из материалов административного дела, решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2021 г., вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в части принятия мер по устранению нарушений требований нормативных правовых актов в области предупреждения и тушения лесных пожаров, а также причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2020 г. № 71-09-2020/3202, представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 г. № 16-2020/2.
На Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц путем согласования в установленном действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки с Федеральным агентством лесного хозяйства направлений осуществления расходов бюджета Республики Саха (Якутия), на финансовое обеспечение которых на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 г.г. предоставляются субвенции из федерального бюджета, и объемов расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий в области лесных отношений, включающих мероприятия по увеличению численности лесопожарных формирований Республики Саха (Якутия), пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения, инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров до утвержденных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации.
На Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц путем принятия в срок до 01 декабря 2021 г. мер по устранению нарушений требований нормативных правовых актов, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2020 г. № 71-09-2020/3202, представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 г. № 16-2020/2, путем софинансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) мероприятия по оснащению специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, предусмотренного основным мероприятием № 10.5 «Реализация регионального проекта «Сохранение лесов» подпрограммы № 10 «Развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развития лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2019 № 879.
На Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц путем принятия в срок до 11 мая 2022 г. мер по устранению нарушений требований нормативных правовых актов, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2020 г. № 71-09-2020/3202, представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 г. № 16-2020/2, путем организации осуществления на землях лесного фонда Колымского лесничества и Индигирского лесничества охраны лесов от пожаров с использованием авиационных средств (авиационного обнаружения и тушения).
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23.09.2021 № 2063 признан утратившим силу Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2019 № 879 «Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развития лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы».
14 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №63589/21/14038-ИП в отношении Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Обращаясь в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в части принятия в срок до 01 декабря 2021 г. мер по устранению нарушений требований нормативных правовых актов, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2020 г. № 71-09-2020/3202, представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 г. № 16-2020/2, путем софинансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) мероприятия по оснащению специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, предусмотренного основным мероприятием № 10.5 «Реализация регионального проекта «Сохранение лесов» подпрограммы № 10 «Развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развития лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2019 № 879, должник – Министерство – ссылается на признание утратившей силу указанной государственной программы.
Отказывая в удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия безусловных доказательств утраты возможности исполнения судебного решения, учитывая то, что пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
Так, частью 1 статьи 359 КАС РФ закреплено, что суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия;
Данная норма не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Решение же вопроса о наличии оснований для прекращения исполнительного производства осуществляется судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств.
Частью 1 статьи 16 КАС РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Признание утратившим силу Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2019 № 879 «Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развития лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения вступившего в законную силу решения суда, поскольку в настоящее время действует государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства на 2020 - 2024 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 15.09.2021 № 346. Данная программа содержит аналогичные ранее действовавшей государственной программы положения.
Соответственно позиция административного ответчика о том, что утрачена возможность исполнения исполнительного документа в связи с утратой силы вышеуказанного нормативного правового акта верно признана судом необоснованной.
Указанное обстоятельство не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства, поскольку такое обстоятельство не отменяет свойство исполнимости судебного постановления, которому корреспондирует обязанность обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Должник не отрицает, что требования исполнительного документа в данной части не исполнены, возможность их исполнения в связи с утратой силы вышеназванного указа не утрачена, законных оснований для прекращения исполнительного производства в настоящем деле не имеется.
Доводы заявителя жалобы основаны на неправильном толковании закона, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по результатам которой правомерно признаны несостоятельным; каких-либо новых оснований не содержат и не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела; напротив, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, принято законное и обоснованное определение, оснований для отмены которого в апелляционном порядке не установлено.
Доводы частной жалобы не содержат правовых оснований для отмены определения суда и основаны на неправильном толковании действующего процессуального законодательства, обоснованность выводов суда в частной жалобе не опровергнута.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2022 года по заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о прекращении исполнительного производства оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи