НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 26.01.2017 № 33А-140/2017

Судья Р.Р. Ибрагимова Дело №33а-140/2017

Докладчик Г.К. Екония

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Г.К. Екония

судей О.С. Михеева

Ю.П. Тамарова

при секретаре К.Ю. Пинясовой

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного истца Трегубова В.И. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2016 г.

Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия

установила:

В.И. Трегубов обратился в суд с административным иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия (далее также – УПФР в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия) об оспаривании отказа в принятии заявления о назначении льготной пенсии.

В обоснование административного искового заявления указал, что он неоднократно обращался в УПФР в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении льготной пенсии, которое у него не принимали.

29 сентября 2016 г. он вновь пришёл в УПФР в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия и стал настаивать на том, чтобы приняли его заявление о назначении льготной пенсии или дали ответ, почему не принимают заявление. После нескольких часов ожидания ему выдана расписка-уведомление о приёме и регистрации заявления, в которой указано следующее: «Обращение с заявлением о назначении льготной пенсии. Должность «шофёр бензовоза» не предусмотрена в перечне льготных профессий. В принятии заявления отказано. Сведений о льготном стаже работодателем сданы не были. Даны устные разъяснения».

Считает, что непринятием заявления о назначении пенсии нарушено его право на пенсионное обеспечение.

Просил суд обязать административного ответчика принять от него заявление о назначении льготной пенсии в связи с тяжёлыми условиями труда, соответствующие документы и принять решение о назначении либо об отказе в назначении льготной пенсии (л.д. 2-3).

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2016 г. административный иск оставлен без удовлетворения <№>

В.И. Трегубов подал апелляционную жалобу на решение суда. Привёл по существу доводы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, разрешив вопрос о его праве на назначение льготной пенсии, разрешение которого он не просил. Он лишь просил суд обязать административного ответчика принять от него заявление о назначении льготной пенсии, соответствующие документы и принять решение о назначении либо об отказе в назначении льготной пенсии. Просил решение суда отменить <№>

В судебное заседание административный истец В.И. Трегубов не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом (л.д. 104), сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.

Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика УПФР в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Н.Н. Дунаева относительно апелляционной жалобы возразила.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 29 сентября 2016 г. В.И. Трегубов обратился по месту своего жительства в УПФР в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении льготной пенсии (регистрационный номер заявления <№>). Представил паспорт гражданина Российской Федерации и СНИЛС. Специалист пенсионного органа М.А. Кондрашова выдала заявителю расписку-уведомление о приёме и регистрации заявления, в которой в графе «причина обращения с заявлением» указано следующее: «Обращение с заявлением о назначении льготной пенсии. Должность «шофёр бензовоза» не предусмотрена в перечне льготных профессий. В принятии заявления отказано. Сведений о льготном стаже работодателем сданы не были. Даны устные разъяснения» <№>

Оставляя административный иск без удовлетворения, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что административный истец не представил суду доказательств нарушения его пенсионных прав. При этом суд исходил из того, что при обращении с заявлением о назначении льготной пенсии административный истец не представил документы, подтверждающие льготный характер работы и необходимые для назначения пенсии, и специалист пенсионного органа был лишён возможности принятия заявления.

Данный вывод суда основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу положений статьи 21 настоящего Федерального закона установление страховых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1). Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (часть 2).

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 20 настоящих Правил при приёме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдаёт уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приёма заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Приказом Минтруда России от 19 января 2016 г. №14н утверждён Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с положениями настоящего Административного регламента приём заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР (пункт 62).

Факт и дата приёма территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приёма заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе (пункт 63).

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

приём и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия;

рассмотрение заявления и определение в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании представленных документов наличия либо отсутствия у гражданина права на назначение пенсии, перерасчёт размера пенсии, перевод с одной пенсии на другую;

принятие решения о результате предоставления государственной услуги (пункт 79).

Приём заявления и документов, необходимых для получения государственной услуги, представленных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР (пункт 80).

Приём заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, производится должностным лицом (пункт 83).

При приёме заявления и представленных документов должностное лицо регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР и выдаёт уведомление гражданину на руки либо направляет ему одним из способов, предусмотренных пунктами 63, 75, 77, 78 Административного регламента (пункт 85).

Исходя из этих нормативных положений, при обращении гражданина с заявлением об установлении страховой пенсии в соответствующий территориальный пенсионный орган ответственное должностное лицо пенсионного органа обязано зарегистрировать заявление и выдать заявителю уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии. При этом в таком уведомлении может быть указан перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления.

Возможности отказа в приёме заявления об установлении страховой пенсии, в том числе по мотиву непредставления заявителем документов, необходимых для установления пенсии, законодательными актами о страховых пенсиях не предусмотрено.

В данном случае при обращении административного истца по месту своего жительства к административному ответчику, осуществляющему пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении льготной пенсии ответственное должностное лицо пенсионного органа отказало в принятии заявления, не имея к тому законных оснований, такой отказ является незаконным и административный иск подлежит удовлетворению.

Решение суда нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, и решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска на основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При подаче административного искового заявления административный истец уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей (л.д. 1).

Размер уплаченной государственной пошлины определён административным истцом правильно.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей (подпункт 7).

Решение суда первой инстанции должно было состояться в пользу административного истца и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик должен возместить административному истцу понесённые расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

отменить решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2016 г. и принять по делу новое решение.

Административный иск Трегубова В.И. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия об оспаривании отказа в принятии заявления о назначении льготной пенсии удовлетворить.

Признать незаконным отказ государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия в принятии заявления Трегубова В.И. о назначении льготной пенсии, выраженный в расписке-уведомлении о приёме и регистрации заявления от <дата>

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия принять заявление Трегубова В.И. о назначении льготной пенсии и принять по заявлению решение в соответствии с полномочиями, предоставленными законом (решение о назначении либо об отказе в назначении пенсии).

Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Трегубова В.И.<данные изъяты> рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий судья Г.К. Екония

судьи О.С. Михеев

Ю.П. Тамаров