НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 24.09.2018 № 33-1749/18

Судья Скуратович С.Г. Дело № 33-1749/2018

Докладчик Демидчик Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Демидчик Н.В.,

судей Ериной Н.П., Середы Л.И.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Осипова С.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения в части размера пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию с учетом пенсионных баллов за 2015 год, 2016 год, 9 месяцев 2017 года, взыскании недополученной суммы с учетом индексации по апелляционной жалобе Осипова С.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 июня 2018 г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Осипов С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения в части размера пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию с учетом пенсионных баллов за 2015 год, 2016 год, 9 месяцев 2017 года, взыскании недополученной суммы с учетом индексации.

В обоснование иска указано, что с 4 февраля 2015 г. ему назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон о страховых пенсиях) с учетом положений статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).

На основании заявления истца решением ответчика № 348348/17 от 13 ноября 2017 г. ему назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях с учетом статьи 34 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 8 ноября 2017 г. в размере <данные изъяты> с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии на иждивенца (<данные изъяты>).

С указанным размером пенсии он не согласен, полагает, что ответчиком не в полном объеме учтены пенсионные баллы за 2015 год, 2016 год и 9 месяцев 2017 г.

Просит суд признать незаконным решение ответчика № 348348/17 от 13 ноября 2017 г. в части размера пенсии, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию с 8 ноября 2017 г. с учетом всех заработанных пенсионных баллов за 2015 год, 2016 год и 9 месяцев 2017 г., выплатить недополученную сумму пенсии с момента обращения за ней, то есть с 8 ноября 2017 г., в полном объеме, с учетом индексации (3,7) на 1 января 2018 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 июня 2018 г. иск оставлен без удовлетворения.

Истец Осипов С.И. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что положения части 6 статьи 25 Закона о страховых пенсиях не распространяются на ситуации, когда назначается другой вид пенсии, как в его случае. Указывает на то, что судом не учтено, что у него наступил страховой случай с 8 ноября 2017 г. Ссылается на то, что ответчик не представил истцу возражения на исковое заявление в письменной форме. В подтверждение назначения ему пенсии, а не перехода (перевода) с одной пенсии на другую, ссылается на представленное им заявление от 9 октября 2017 г. о назначении пенсии, которое не было исследовано судом, а также на приказ Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н, которым предусмотрена подача следующих заявлений: о назначении пенсии, о перерасчете размера пенсии, о переводе с одной пенсии на другую. Считает, что при назначении пенсии, а также и при переходе на другой вид пенсии впервые, размер пенсии определяется на новую дату назначения пенсии, в данном случае на 8 ноября 2017 г. Указывает на незаконность расчета ответчиком величины индивидуального пенсионного коэффициента за 2015 год, 2016 год, 9 месяцев 2017 г., согласно которому в 2015 году и 2016 году засчитано по 3 балла, а за 2017 г. 3 балла не учтено.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывает на законность перерасчета назначенной страховой пенсии истцу с установлением индивидуального пенсионного коэффициента по 3 балла за 2015 год и 2016 год. Ссылается на то, что индивидуальный пенсионный коэффициент за 2017 г. должен быть учтен при перерасчете страховой пенсии по старости с 1 августа 2018 г. Утверждает, что новый вид страховой пенсии истцу не назначался, с 4 февраля 2015 г. Осипов С.И. является получателем страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Осипов С.И. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. относительно доводов жалобы возразила.

Рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Осипов С.И. являлся получателем страховой пенсии по старости, назначенной на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях с учетом статьи 34 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 4 февраля 2015 г.

9 октября 2017 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона страховых пенсиях с учетом положений статьи 34 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 348348/17 от 13 ноября 2017 г. Осипову С.И. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Закона страховых пенсиях с учетом положений статьи 34 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 8 ноября 2017 г. бессрочно в размере <данные изъяты>.

Как следует из письма начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. от 5 февраля 2018 г., определяя пенсию в указанном размере, пенсионный орган исходил из того, что величина индивидуального пенсионного коэффициента за 2015 год и 2016 год составила 6 (за каждый год по 3).

Разрешая заявленные истцом требования, суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.

Одним из видов страховых пенсий является страховая пенсия по старости (пункт 1 статьи 6 Закона о страховых пенсиях).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).

Вместе с тем, законодателем предусмотрены основания назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона о страховых пенсиях.

Пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно положениям пункта 8 части 1 статьи 13, статьи 34 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона о страховых пенсиях, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, основание назначения страховой пенсии по старости ранее достижения установленного законодательством возраста не влияет на вид страховой пенсии.

Доводы апелляционной жалобы Осипова С.И. о том, что 8 ноября 2017 г. ему назначен новый вид пенсии, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку и 4 февраля 2015 г., и 8 ноября 2017 г. Осипову С.И. была назначена страховая пенсия по старости только по разным основаниям.

Ссылки истца на заявление от 9 октября 2017 г., согласно которому он просил назначить страховую пенсию, что, по его мнению, свидетельствует именно о назначении ему нового вида пенсии, являются с учетом изложенного несостоятельными.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Осипову С.И., суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно произведен перерасчет назначенной истцу страховой пенсии по старости с учетом данных индивидуального (персонифицированного) учета о произведенных отчислениях и размере заработной платы с установлением индивидуального пенсионного коэффициента за 2015 год, 2016 год в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о страховых пенсиях по 3 балла.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Частью 1 статьи 15 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости, ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

В силу статьи 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (часть 1).

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия (пункт 3 части 2).

Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 1 части 4).

Из приведенных нормативных правовых положений следует, что максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента за 2015 год и за 2016 год при перерасчете в данном случае является 3 балла и что индивидуальный пенсионный коэффициент за 2017 год подлежит учету при перерасчете страховой пенсии по старости с 1 августа 2018 г.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.

Доводы апелляционной жалобы истца о неверном расчете пенсии основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Также судебная коллегия отклоняет и доводы апелляционной жалобы о непредставлении ответчиком возражений на исковое заявление в письменной форме. Из содержания пункта 2 части 2 статьи 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предоставление возражений относительно заявленных исковых требований именно в письменном виде является правом стороны ответчика, а не обязанностью.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Таким образом, решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Осипова С.И. – без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Демидчик

Судьи Н.П. Ерина

Л.И. Середа