Судья Крысина З.В. №2-3194/2019
Докладчик Стариннова Л.Д. Дело № 33-258/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Назаркиной И.П., Старинновой Л.Д.,
при секретаре Лебедевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Опариной Натальи Владимировны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения по установлению выслуги лет, включении стажа работы в МВД Украины в Луганской области в стаж государственной гражданской службы, возложении обязанности включить стаж работы в МВД Украины в Луганской области в действующий стаж государственной гражданской службы по апелляционной жалобе Опариной Натальи Владимировны на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Опарина Н.В. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения по установлению выслуги лет, включении стажа работы в МВД Украины в Луганской области в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации по Республике Мордовия, возложении обязанности включить стаж работы в МВД Украины в Луганской области в действующий стаж государственной гражданской службы, ссылаясь на то, что в период времени с 23 октября 1995 г. по 10 апреля 2015 г. она являлась сотрудником органов внутренних дел Украины в Луганской области и имеет трудовой стаж 19 лет 5 месяцев 18 дней. С 25 февраля 2016 г. она проходит государственную гражданскую службу в ОСП по Октябрьскому району г.о. Саранск УФССП России по Республике Мордовия. 24 июля 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о зачислении указанного стажа работы в МВД Украины в стаж государственной гражданской службы, однако Протоколом заседания Комиссии УФССП по Республике Мордовия по установлению выслуги лет №15 от 16 сентября 2019г. в удовлетворении ее заявления отказано, что считает незаконным.
На основании изложенного просит признать незаконным и отменить решение Комиссии УФССП России по Республике Мордовия по установлению выслуги лет №15 от 16 сентября 2019г.; включить стаж работы в МВД Украины в Луганской области с 23 октября 1995 г. по 10 апреля 2015г. в действующий стаж государственной гражданской службы Российской Федерации по Республике Мордовия; обязать УФССП России по Республике Мордовия включить стаж работы в МВД Украины Луганской области с 23 октября 1995г. по 10 апреля 2015г. в действующий стаж государственной гражданской службы Российской Федерации по Республике Мордовия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2019 г. в удовлетворении исковых требований Опариной Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Опарина Н.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, со ссылкой на положения части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, Соглашения стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г., Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от 15 апреля 1994 г., Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств от 14 января 1993 г., указывает, что период службы в МВД Украины в Луганской области подлежит включению в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации по Республике Мордовия.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Опариной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика УФССП России по Республике Мордовия Ереминой Е.И., просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Опарина Н.В. проходила службу в органах внутренних дел Украины в Луганской области в период с 23 октября 1995 г. по 10 апреля 2015 г.
Из трудовой книжки Опариной Н.В. следует, что с 25 февраля 2016 г. она принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность главного специалиста- эксперта (дознавателя) ОСП по Октябрьскому району городского округа Саранск Республики Мордовия, 29 апреля 2016 г. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) ОСП по Октябрьскому району городского округа Саранск Республики Мордовия на неопределенный срок, где работает по настоящее время.
24 июля 2019 г. Опарина Н.В. обратилась к руководителю УФССП России по Республике Мордовия с заявлением о зачете стажа работы в МВД Украины в Луганской области с 23 октября 1995г. по 10 апреля 2015г. в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации по Республике Мордовия.
Протоколом заседании Комиссии УФССП России по Республике Мордовия №15 от 16 сентября 2019 г. ей отказано во включении периодов прохождения службы в УМВС Украины в Луганской области с 23 октября 1995г. по 10 апреля 2015г. в стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы Российской Федерации для установления Опариной Н.В. ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную службу Российской Федерации.
Разрешая исковые требования Опариной Н.В., суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством и международно- правовыми соглашениями не предусмотрено включение в стаж государственной гражданской службы периодов службы в органах внутренних дел Украины.
Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции считает правильными, а доводы апелляционной жалобы ответчика подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Частью 1 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения: должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; государственных должностей; муниципальных должностей; должностей муниципальной службы; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации (часть 2).
Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532.
На основании пункта 21 Перечня в стаж гражданской службы включаются периоды службы в органах внутренних дел, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.
Согласно абзацу «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 15 «О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации» при определении соответствия граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя и претендующих на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, квалификационным требованиям к стажу государственной гражданской службы, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанный стаж засчитываются в том числе периоды замещения с 1 января 1994 г. по 17 марта 2014 г. должностей, по которым присваивались воинские и специальные звания, замещавшихся в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Учитывая, что договор между Российской Федерацией и Украиной, которым регулировались бы правоотношения в сфере государственной службы, не заключался, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено включение в стаж гражданской службы периодов службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также для граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя предусмотрено включение периодов замещения с 1 января 1994 г. по 17 марта 2014 г. должностей, по которым присваивались воинские и специальные звания, замещавшихся в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., а также установленные судом обстоятельства дела о прохождении Опариной Н.В. службы в органах внутренних дел Украины, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующие заявленный спор, и установленных обстоятельств дела, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. несостоятельна, поскольку данное соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы прохождения государственной гражданско й службы в Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные правоотношения регулируются Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украина «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины» от 14 января 1993 г., основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Так, в соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украина «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины» от 14 января 1993 г., действие настоящего Соглашения распространяется на работников и членов их семей, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одной из Сторон) и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой Стороны.
Однако в данном случае Опарина Н.В. является гражданкой Российской Федерации и проходит федеральную государственную гражданскую службу в ОСП по Октябрьскому району городского округа Саранск Республики Мордовия, следовательно, действие на нее указанного Соглашение не распространяется.
По тем же основаниям отклоняется доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от 15 апреля 1994 г.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Опариной Натальи Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.П. Назаркина
Л.Д. Стариннова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 февраля 2020 г.
Судья Л.Д. Стариннова