Судья Апарин Р.И. Дело №33-119/2017
Докладчик Демидчик Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Демидчик Н.В.,
судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к акционерному обществу «САН ИнБев» (далее – АО «САН ИнБев») об отмене приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что работает у ответчика с 2010 г.
На основании ее заявлений работодателем был издан приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам до 24 июля 2016 г.
09 июня 2016 г. она обратилась с заявлением о прерывании указанного отпуска с 29 июня 2016 г. и предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста на период с 29 июня 2016 г. по 31 марта 2019 г., назначении соответствующих выплат.
09 июня 2016 г. работодателем издан соответствующий приказ. Она возвратила ответчику денежные средства в размере 37 799 рублей 04 копейки.
07 июля 2016 г. АО «САН ИнБев» отменило приказ о замене отпусков.
Считает действия ответчика незаконными, поскольку ухудшают её положение.
Она работает в р.п. Ялга г. Саранска, который отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3-х лет.
В связи с этим считает, что имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3х лет независимо от изменения правового регулирования с 01.07.2016.
Истец также указала, что получение пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет на 1006 календарных дней с 29.06.2016 по 31.03.2019 (80% среднего заработка) является наиболее выгодным для неё в сравнении с получением пособия по беременности и родам сроком до 24.07.2016.
Письмо Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.06.2016 №12-11/5005-5901, положенное в основание приказа №67л от 07.07.2016 не является нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий.
По этим основаниям просила суд:
признать незаконным и отменить приказ АО «САН ИнБев» №67л об отмене приказа от 09.06.2016 №61л о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет;
признать действующим приказ АО «САН ИнБев» от 09.06.2016 №61л о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с выплатой пособия до 3-х на 1006 календарных дней с 29.06.2015 по 31.03.2019;
обязать АО «САН ИнБев» производить выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном мере до достижения ребенком возраста 3-х лет (80% среднего заработка) в соответствии с приказом от 09.06.2016 №61л с 29.06.2015 по 31.03.2019 с учетом перерасчета задолженности ответчика;
взыскать с АО «САН ИнБев» в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 октября 2016 г. иск оставлен без удовлетворения.
ФИО2 подала апелляционную жалобу на решение суда, по существу повторяя основания искового заявления и ссылаясь на неправомерность выводов суда (л.д.108-114).
Представитель АО «САН ИнБев» ФИО3 и заместитель управляющего Государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия ФИО4 подали возражения на апелляционную жалобу, просили оставить её без удовлетворения, а законное и обоснованное решение суда – без изменения (л.д.124-127, 128-129).
В судебное заседание представитель АО «САН ИнБев», представитель Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не явились. Указанные лица, участвующие в деле, направили в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании ФИО2, её представитель ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия ФИО6 относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с рождением ребенка (ФИО1, <дата>) приказом АО «САН ИнБев» №23л от 20.02.2016 ФИО2 был предоставлен отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней с 20.02.2016 по 08.07.2016. На основании листка нетрудоспособности отпуск по беременности и родам продлен по 24.07.2016.
09 июня 2016 г. ФИО2 обратилась к работодателю с заявлениями о прерывании отпуска по беременности и родам, просила считать днем окончания отпуска по беременности и родам 28.06.2016, предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста в период с 29.06.2016 по 31.03.2019, назначить соответствующие выплаты.
Приказом АО «САН ИнБев» №60л от 09.06.2016 «О досрочном выходе работника из отпуска по беременности и родам» ФИО2 прерван отпуск по беременности и родам, последним днем отпуска по беременности и родам указан 28.06.2016.
На основании приказа АО «САН ИнБев» №61л от 09.06.2016 ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет на 1006 календарных с 29.06.2016 по 31.03.2019.
07 июля 2016 г. АО «САН ИнБев» издан приказ №66л «Об отмене приказа», которым работодатель отменил приказ от 09.06.2016 №60л о досрочном выходе работника ФИО7 из отпуска по беременности и родам.
Кроме того, приказом АО «САН ИнБев» №67л от 07.07.2016 отменен ранее изданный приказ №61л от 09.06.2016 о предоставлении ФИО2 отпуска до уходу за ребенком до 3-х лет.
05 августа 2016 г. ФИО2 вновь обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения 3-х летнего возраста.
Приказом АО «САН ИнБев» №76л от 09.08.2016 ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с выплатой пособия до 3-х лет на 980 календарных дней с 25.07.2016 по 31.03.2019.
ФИО2 полагает, что имеет право на замену с 29.06.2016 отпуска по беременности и родам на отпуск по уходу за ребенком, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиком не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истицы отсутствуют правовые основания для замены отпуска по беременности и родам на отпуск по уходу за ребенком.
Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, и соответствует обстоятельствам дела.
Так, в соответствии с единой системой государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленной Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи с их рождением и воспитанием обеспечивается гарантированная государством материальная поддержка материнства, отцовства и детства.
Согласно статье 3 указанного закона к числу видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, отнесены пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу статей 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, сходящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Указанным лицам, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» р.п. Ялга го Саранск Республики Мордовия включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно части 1 статьи 19, пункту 7 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предоставляются меры социальной поддержки, а именно - ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (в редакции закона от 05.12.2006 №207-ФЗ, действующей на момент обращения истца к работодателю с заявлением о замене отпуска по беременности и родам на отпуск по уходу за ребенком).
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 приказа Минздравсоцразвития от 23.12.2009 №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, обязательным условием для реализации права выбора пособия является увеличение его размера. Поскольку в данном случае замена пособия не приводит к увеличению его размера, то сотрудница организации не может реализовать право выбора пособия после рождения ребенка.
Из материалов дела следует, что размер пособия по беременности и родам ФИО2 составляет 44 056 рублей 64 копейки в месяц из расчета 1 444 рубля 48 копеек в день. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком начисленный ФИО2 составляет 17 564 рублей 88 копеек, исходя из расчета 556 рублей 60 копеек в день. Таким образом, размер пособия по беременности и родам за послеродовой период больше, чем размер пособия по уходу за ребенком.
При таких обстоятельствах, замена ФИО2 отпуска по беременности родам на отпуск по уходу за ребенком нарушит предусмотренное статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» условие, согласно которому замена возможна, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплата работодателем пособия по уходу за ребенком не будет являться более выгодным видом обеспечения по обязательному социальному страхованию, с учетом законодательства, действующего на момент обращения работника к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Позиция ФИО2, а также её доводы, изложенные в апелляционной жалобе о сравнении размера пособий за весь период их выплаты, и ссылка на новое правовое регулирование выплаты пособий с 01.07.2016, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут послужить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 октября 2016 г. без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи Т.А. Елина
Н.П. Ерина