НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 16.06.2020 № 2-40/20

Судья Мамаева Е.С. № 2-40/2020

Докладчик Назаркина И.П. Дело № 33-770/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Назаркиной И.П.,

судей Адушкиной И.В. и Смелковой Г.Ф.,

при секретаре Малыгиной А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июня 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к Герману Владимиру Юрьевичу о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Николая Алексеевича на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2020 г.

Заслушав доклад председательствующего Назаркиной И.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия, пенсионный орган) обратилось в суд с иском к Герману В.Ю. о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) в размере 64 741 руб. 52 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 24 470 руб. 95 коп.

В обоснование заявленных требований пенсионный орган ссылался на то, что Герман В.Ю. с 26 июля 2005 г. является получателем ежемесячной денежной выплаты на дочь Герман Е.В., <дата> года рождения, на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как гражданина, постоянно проживающего на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ежемесячная денежная выплата на дочь Герман Е.В. была назначена Герману В.Ю. УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия на основании его заявления в интересах несовершеннолетней дочери и справки, выданной 5 июля 2005 г. Николаевской сельской администрацией городского округа Саранск, о том, что несовершеннолетняя Герман Е.В. с 30 июня 2005 г. проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по адресу: <адрес>.

Герман В.Ю. подписал обязательство своевременно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также об иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

17 июня 2009 г. Герман В.Ю. вместе с дочерью Герман Е.В. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, но не сообщил пенсионному органу о смене места жительства дочери, в связи с чем ежемесячная денежная выплата на дочь Герман Е.В. производилась ему до 31 марта 2018 г. Сведения о факте смены несовершеннолетней Герман Е.В. места жительства были получены пенсионным органом 27 марта 2018 г.

Указывая на то, что в результате несообщения Германом В.Ю. пенсионному органу о перемене места жительства своей несовершеннолетней дочери Герман Е.В. им незаконно получена ежемесячная денежная выплата на дочь за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. в сумме 64 741 руб. 52 коп., пенсионный орган со ссылкой на часть 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статью 395 Гражданского кодекса Российской Федерации просил взыскать с Германа В.Ю. незаконно полученные денежные средства в этом размере, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 23 470 руб. 95 коп.

Ответчик Герман В.Ю. в суде первой инстанции исковые требования не признал и заявил о пропуске пенсионным органом без уважительных причин срока исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за период, имевший место до 30 мая 2015 г.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2020 г. исковые требования УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе начальник УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, приводя по существу доводы о том, что вывод суда первой инстанции о неисполнении пенсионным органом обязательства по разъяснению Герману В.Ю. законодательства Российской Федерации является ошибочным, поскольку изначально ответчик был проинформирован в устной форме обо всех обстоятельствах, которые могут повлечь за собой утрату права на получение ЕДВ, затем им было подписано обязательство в подтверждение того, что все обстоятельства ему известны и понятны; сведения о территориях Республики Мордовия, отнесённых к зонам с льготным социально-экономическим статусом являются общедоступными и доведены до сведения граждан, в том числе и до сведения Германа В.Ю., путём публикации в официальных источниках; действующим законодательством не закреплена обязанность пенсионного органа проверять и контролировать факты проживания граждан в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также выезда из указной зоны, обязанность представлять такие сведения лежит на получателе ЕДВ; суд первой инстанции необоснованно применил срок исковой давности, так как пенсионному органу о смене места жительства Германа В.Ю. стало известно только 27 марта 2018 г., протокол о выявлении излишне выплаченных сумм ЕДВ был вынесен 3 апреля 2018 г.; в действиях Германа В.Ю. имеет место недобросовестность, выразившаяся в неисполнении им данных пенсионному органу обязательств, так как он не оспаривал факт незаконности получения ЕДВ после выезда из пос. Пушкина, прося ранее о снижении взыскиваемой суммы; Пенсионный фонд осуществляет организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта только в целях реализации пенсионных прав граждан, обработка этой информации осуществляется органами Пенсионного фонда исключительно в целях реализации пенсионного законодательства, для назначения трудовой пенсии на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, других целей ведения индивидуального (персонифицированного) учёта пенсионным органом, в том числе, по проведению проверок обоснованности назначенных выплат, законодатель не предусмотрел. По мнению заявителя апелляционной жалобы, вынесенное решение будет способствовать дальнейшему игнорированию гражданами обязанностей, предусмотренных законом, поскольку суд допускает возможность сохранения за физическим лицом незаконно полученных денежных средств даже при установлении отсутствия у гражданина права на получение ЕДВ.

В возражениях на апелляционную жалобу Герман В.Ю. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание ответчик Герман В.Ю. не явился, о времени и месте судебного заседания извещён заблаговременно и надлежаще, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

Рассмотрев дело в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркиной И.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 июля 2005 г. Герман В.Ю. в интересах несовершеннолетней дочери Герман Е.В., <дата> года рождения, обратился в УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением об установлении ей ежемесячной денежной выплаты как лицу, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании пункта 10 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (том 1 л.д. 35-36).

К заявлению Германом В.Ю. была приложена справка от 5 июля 2005 г., выданная Николаевской сельской администрацией городского округа Саранск, о том, что несовершеннолетняя Герман Е.В. с 30 июня 2005 г. проживает по адресу: <адрес>. Данная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (том 1 л.д. 40).

При подаче заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнюю дочь Герман В.Ю. подписал обязательство своевременно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также об иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (том 1 л.д. 41).

Решением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 26 июля 2005 г. Герману В.Ю. на дочь Герман Е.В. с 26 июля 2005 г. по 21 июня 2023 г. назначена ежемесячная денежная выплата по категории «Дети, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом» на основании пункта 10 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (том 1 л.д. 34).

19 марта 2018 г. пенсионным органом с целью проверки факта проживания Германа В.Ю. и его несовершеннолетней дочери Герман Е.В. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом был направлен запрос в ООО «Саранский информационный центр».

Согласно приложенной к ответу ООО «Саранский информационный центр» от 26 марта 2018 г. выписке из домовой книги от 23 марта 2018 г. несовершеннолетняя Герман Е.В. была снята с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, и выбыла по адресу: <адрес>, где зарегистрирована по месту жительства с 17 июня 2009 г. (том 1 л.д. 43-45).

В протоколе УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 3 апреля 2018 г. зафиксирован факт выявления излишней выплаты Герману В.Ю. на дочь Герман Е.В. ежемесячной денежной выплаты в связи с проживанием в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. в сумме 64 741 руб. 52 коп. (том 1 л.д. 46).

Распоряжением начальника УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия № 1538 выплата ежемесячной денежной выплаты несовершеннолетней Герман Е.В. приостановлена с 1 апреля 2018 г. (том 1 л.д. 42).

Уведомлением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 11 апреля 2018 г. Герман В.Ю. был проинформирован о том, что он являлся получателем ежемесячной денежной выплаты на ребёнка Герман Е.В. в связи с проживанием в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. 17 июня 2009 г. Герман Е.В. выбыла из указанной зоны, о чем Герман В.Ю. пенсионный орган в известность не поставил. В связи с этим за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты в сумме 64 741 руб. 52 коп., которую ему было предложено погасить в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения данного уведомления (том 1 л.д. 47).

Добровольно погасить сумму переплаты ежемесячной денежной выплаты Герман В.Ю. отказался.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 1102, пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 8 части 1 статьи 13, статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пунктов 6, 14, 16, 21, подпункта 2 пункта 29, 38 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. № 294, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. № 294, и исходил из того, что при принятии у Германа В.Ю. заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты пенсионным органом не была исполнена обязанность по разъяснению ему положений действующего законодательства о том, что не вся территория городского округа Саранск Республики Мордовия относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и что выезд из такой зоны является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной денежной выплаты, о котором он обязан своевременно сообщать пенсионному органу; именно бездействие истца привело к неправильному и нерациональному расходованию средств Пенсионного фонда Российской Федерации, формируемых в том числе за счёт ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; пенсионный орган должен был узнать об утрате Германом В.Ю. права на получение ежемесячной денежной выплаты не позднее 1 марта 2010 г., в связи с чем срок исковой давности по требованиям о взыскании с Германа В.Ю. в пользу УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия излишне выплаченной суммы ЕДВ за период с 1 июля 2009 г. по 7 июня 2015 г. истцом пропущен; требование пенсионного органа о взыскании с Германа В.Ю. излишне выплаченной суммы ЕДВ за период с 7 июня 2015 г. по 31 марта 2018 г. в общей сумме 24 703 рубля, также не подлежит удовлетворению, поскольку судом установлено отсутствие со стороны Германа В.Ю. какой-либо недобросовестности в смысле пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, а потому указанные денежные средства, являющиеся социальной выплатой, возврату в качестве неосновательного обращения не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.

Указанные нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I).

Названный закон направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I).

Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, отнесены, в частности, граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Статья 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 данной статьи право на такую выплату имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу части 5 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. № 294 был утверждён Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее также - Порядок от 30 ноября 2004 г. № 294; он действовал на момент назначения Герману В.Ю. ежемесячной денежной выплаты и утратил силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 25н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 22н от 23 января 2013 г. «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»).

Пунктом 6 Порядка от 30 ноября 2004 г. № 294 предусмотрено, что при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчёте её размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчёте) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер; производит зачёт излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счётной ошибки.

Согласно пункту 14 Порядка от 30 ноября 2004 г. № 294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами (абзацы первый и второй пункта 14).

Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Порядка от 30 ноября 2004 г. № 294).

На получателя ежемесячной денежной выплаты, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в которое брошюруются его документы (абзац второй пункта 21 Порядка от 30 ноября 2004 г. № 294).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 29 Порядка от 30 ноября 2004 г. №294 ежемесячная денежная выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (пункт 38 Порядка от 30 ноября 2004 г. № 294).

Аналогичные положения о моменте прекращения начисления ежемесячной денежной выплаты, об обязанности граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение этой выплаты, о зачёте излишне начисленных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина предусмотрены действующим в настоящее время Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35н (подпункт 2 пункта 17 и пункты 25, 26 названного порядка).

Из приведённых нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и даёт оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете её размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия, обращаясь в суд с иском о взыскании необоснованно полученной Германом В.Ю. суммы ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнюю дочь Герман Е.В., ссылалось в обоснование своих требований на то, что Герман В.Ю. не исполнил обязанность по своевременному сообщению пенсионному органу об изменении места жительства дочери в июне 2009 г. и, соответственно, об утрате ею в связи с выездом из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом права на ежемесячную денежную выплату.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Германа В.Ю. при получении им в период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. сумм ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнюю дочь Герман Е.В. лежит на пенсионном органе, требующем их возврата, то есть на истце.

Таких доказательств пенсионный орган суду не представил.

Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание.

В ходе судебного разбирательства Герман В.Ю. отрицал то, что при подаче 26 июня 2005 г. заявления об установлении его несовершеннолетней дочери ежемесячной денежной выплаты как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, он устно был проинформирован сотрудником пенсионного органа о том, что не вся территория городского округа Саранск Республики Мордовия относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и что выезд его дочери из такой зоны является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной денежной выплаты, о котором он обязан своевременно сообщать пенсионному органу.

Ответчиком утверждение Германа В.Ю. допустимыми и достоверными доказательствами не опровергнуто.

Содержащееся в выплатном деле обязательство ответчика от 25 июля 2005 г. доказательством такой информированности являться не может, поскольку содержит лишь формальное указание на обязанность Германа В.Ю. своевременно сообщить пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты, без конкретизации того, что таким обстоятельством является выезд его несовершеннолетней дочери из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, к которой относится не вся территория городского округа Саранск.

Тот факт, что сведения о территориях Республики Мордовия, отнесённых к зонам с льготным социально-экономическим статусом, опубликованы в официальных источниках, сам по себе не свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. №1582 (в редакции от 7 апреля 2005 г.) «Об утверждении Перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержат только лишь перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в них не указано, что выезд с территории данных населённых пунктов является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной денежной выплаты.

В ходе судебного разбирательства ответчик не признавал исковые требования, последовательно утверждая об отсутствии с его стороны недобросовестности в получении ЕДВ.

Указание ответчика в возражениях на иск пенсионного органа в качестве одного из оснований для отказа в его удовлетворении на необходимость применения срока исковой давности по ежемесячным денежным выплатам, полученным им до 30 мая 2015 г., не может быть расценено в качестве признания иска пенсионного органа о взыскании ежемесячной денежной выплаты за период с 30 мая 2015 г. по 31 марта 2018 г. и начисленных на неё процентов за пользование чужими денежными средствами.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в том числе за счёт ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы (пункты 2,4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе, контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведённых норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счёт ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Таким образом, пенсионный орган не вправе уклоняться от осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, ссылаясь только лишь на отсутствие прямо нормативно закреплённой обязанности контролировать факты проживания и выезда граждан из зоны с льготным социально-экономическим статусом, поскольку осуществление таких действий не только не противоречит закону, но подразумевается исходя из возложенной на Пенсионный фонд Российской Федерации пунктом 3 Положения функции.

То, что законодатель не установил исчерпывающий перечень конкретных действий, которые пенсионный орган может совершать в рамках осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, не означает, что пенсионному органу запрещено их совершать.

Напротив, возложенная на пенсионный орган функция контроля предполагает, что он должен предпринять все возможные действия, направленные не только на выявление фактов нерационального использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, но и на предупреждение таких фактов.

Очевидно, что в данном случае истец своевременно таких действий не совершил. При назначении ЕДВ пенсионный орган не проинформировал подробно ответчика об обстоятельствах, которые влекут прекращение выплаты, в последующем на протяжении длительного периода времени не осуществлял контроль за тем, не утратила ли несовершеннолетняя дочь ответчика Герман Е.В., право на ЕДВ, получателем которой являлся её отец Герман В.Ю.

С 1 февраля 2002 г. Герман В.Ю. по настоящее время работает в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканский онкологический диспансер», расположенном по адресу: <адрес>. Согласно данным бухгалтерского учёта программы 1с КАМИН за этот период в предоставляемых работодателем в пенсионный орган сведениях адрес регистрации данного сотрудника в 2009 году был изменён на: <адрес>.

Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия №33-99/2020 от 28 января 2020 г. по ранее рассмотренному гражданскому делу по иску УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия к Герману В.Ю. о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, в котором участвуют те же лица (том 2 л.д. 104-111), и в силу части второй статьи 61 ГПК РФ обязательно для суда.

Согласно статье 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счёт открывается на основании:

1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Индивидуальный лицевой счёт состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности».

В общей части индивидуального лицевого счета указываются:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у физического лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счёт включены сведения, указанные в подпунктах 1-6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;

8) гражданство;

9) дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта;

9.1) идентификационный номер налогоплательщика;

10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии;

12) заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 6).

Согласно статье 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Копии указанных сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учёта, хранятся у страхователей. Хранение указанных копий страхователями должно осуществляться по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учёта и отчётности.

Согласно статье 9 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующем порядке:

при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования он представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в сроки, устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации (каждое застрахованное лицо, работающее у данного страхователя, в свою очередь предъявляет страхователю документы, подтверждающие сведения о нём, и заполняет соответствующие формы);

при приёме на работу гражданина или заключении с гражданином договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, если в отношении этого физического лица не открыт индивидуальный лицевой счёт, а также при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в индивидуальном лицевом счёте работающего у данного страхователя застрахованного лица, он представляет сведения об этих лицах в сроки, определённые статьёй 11 настоящего Федерального закона (каждый гражданин, поступающий на работу, равно как и каждое застрахованное лицо, у которого изменились упомянутые сведения в индивидуальном лицевом счёте, в свою очередь предъявляют страхователю документы, подтверждающие сведения о них, и заполняют соответствующие формы).

Согласно Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, утверждённой Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. №192 п (в редакции, действовавшей в 2009 и 2010 годах), формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 (индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица) содержали реквизит «Адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счёта», в котором страхователем должен был быть указан адрес застрахованного лица.

По смыслу вышеприведённых норм, если сведения о постоянном месте жительства (предусмотренные подпунктом 6 пункта 2 статьи 6 указанного Федерального закона), содержащиеся в индивидуальном лицевом счёте работающего в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканский онкологический диспансер» Германа В.Ю. изменились в июне 2009 г., и работодатель был об этом проинформирован Германом В.Ю., страхователь должен был представить в пенсионный орган по месту своего нахождения, то есть в УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия, сведения об этом лице, в том числе об изменившемся постоянном месте его жительства, не позднее 1 марта 2010 г. (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2009 г.).

С этой даты пенсионный орган мог располагать сведениями о месте жительства Германа В.Ю. и, как следствие, месте жительства его несовершеннолетней дочери Герман Е.В., и приостановить выплату ЕДВ в целях контроля.

О предполагаемой утрате Германом В.Ю. права на получение ЕДВ на несовершеннолетнюю дочь Герман Е.В. ответчик имел возможность узнать, запросив сведения о постоянном месте его жительства и месте жительства дочери Герман Е.В. непосредственно у работодателя ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканский онкологический диспансер».

Однако пенсионный орган не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в сложившейся ситуации, полагая, что на него не возложена обязанность контролировать наступление обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Доказательств того, что он по объективным причинам был лишён возможности узнать об утрате Германом В.Ю. права на получение ЕДВ на несовершеннолетнюю дочь Герман Е.В. ранее марта 2018 г., ответчик суду не представил.

С учётом изложенного, вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании с ответчика излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с 1 июля 2009 г. до 7 июня 2015 г. является правильным.

Вместе с тем, поскольку судом установлено, что выплата Герману В.Ю. ЕДВ на несовершеннолетнюю дочь Герман Е.В. не является результатом недобросовестности с его стороны, исковые требования пенсионного органа не подлежат удовлетворению независимо от того, пропущен или не пропущен истцом срок исковой давности.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что вынесенное решение будет способствовать дальнейшему игнорированию гражданами обязанностей, предусмотренных законом, поскольку суд допускает возможность сохранения за физическим лицом незаконно полученных денежных средств даже при установлении отсутствия у гражданина права на получение ЕДВ, не может быть принят во внимание.

В данном случае судом установлено, что со стороны ответчика Германа В.Ю. не имела места недобросовестность при получении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнюю дочь, а излишняя выплата ЕДВ стала возможной вследствие того, что пенсионный орган своевременно не проинформировал ответчика о том, что одним из обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты, является выезд его несовершеннолетней дочери из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, к которой относится не вся территория городского округа Саранск, а также вследствие того, что пенсионный орган не осуществлял контроль за рациональным использованием денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны истца в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Николая Алексеевича – без удовлетворения.

Председательствующий И.П. Назаркина

Судьи И.В. Адушкина

Г.Ф. Смелкова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июня 2020 г.

Судья И.П. Назаркина