НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 15.06.2017 № 33А-1093/2017

Судья Колчина Л.А. Дело № 33а-1093/2017

Докладчик Назаркина И.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ю.П. Тамарова

судей А.О. Бажанова

И.П. Назаркиной

при секретаре К.Ю. Пинясовой

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2017 г. в г. Саранске административное дело по апелляционной жалобе административного истца Гуськова Н.А. на решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 28 марта 2017 г.

Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия

установила:

Гуськов Н.А. обратилcя в суд с административным иском к администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным её решений от 27 января 2017 г. №01-1/53 и от 27 января 2017 г. №01-1/54, возложении обязанности поставить на учёт в местную программу по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2017 г.г. и предоставлении жилого помещения либо компенсации за него.

В обоснование иска указал, что 11 июля 2016 г. он обратился во фракцию «Единая Россия» в Государственной Думе Российской Федерации по вопросу предоставления ему жилья в связи с тем, что проживает в аварийном, подлежащем сносу доме около пяти лет. Данное обращение было переадресовано для рассмотрения в администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, которая направила ему ответ от 30 декабря 2016 г. №01-1/1456 о том, что он признан участником программы по улучшению жилья. Однако через месяц Гуськов Н.А. получил решения администрации от 27 января 2017 г. №01-1/53 и №01-1/54, где указано, что он участником программы по улучшению жилья не является. Гуськов Н.А. полагает, что председатель жилищной комиссии Ч. внесла искажение путём подделки и подмены другим документом в подлинный документ, исходящий от администрации, в результате чего смысл текста изменился не в его пользу. С отказом в предоставлении жилья административный истец не согласен, считает, что своим бездействием администрациия Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия нарушает его право на получение жилья.

Просил суд признать незаконным решение администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 27 января 2017 г. №01-1/53 и от 27 января 2017 г. №01-1/54; возложить на административного ответчика обязанность по постановке его на учёт в местную программу «По переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2017 г.г.» с указанием срока и даты постановки на учёт; предоставить жильё или компенсацию за него с указанием срока и даты предоставления (л.д.1-2).

Решением Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 28 марта 2017 г. в удовлетворении административного иска Гуськова Н.А. отказано.

Гуськов Н.А. подал на решение суда апелляционную жалобу, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении (л.д.129-130).

В судебное заседание представитель администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания администрация извещена надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, и отложить разбирательство дела суд не просила.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании административный истец Гуськов Н.А. апелляционную жалобу поддержал.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Гуськов Н.А. с <данные изъяты> до настоящего времени проживает в индивидуальном жилом доме <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., где зарегистрирован по месту жительства (л.д. 16).

Указанный жилой дом находится в собственности Г. – матери административного истца (л.д. 15).

Заключением межведомственной комиссии от 28 июня 2012 г., назначенной постановлением главы администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 01 апреля 2010 г. №179, жилой дом №<данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.51).

Постановлением администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 16 июля 2013 г. №421 Гуськов Н.А. на основании подпункта 3 пункта 4 части 2 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. №335, признан нуждающимся и принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.8-9).

28 декабря 2016 г. в администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия поступило обращение Гуськова Н.А. во фракцию «Единая Россия» Государственной Думы Федерального Собрания об оказании помощи в предоставлении жилья от 11июля 2016 г. (л.д.148-156).

Письмом начальника управления перспективного развития района Ч. от 30 декабря 2016 г. №01-1/1456 Гуськову Н.А. сообщено, что он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как гражданин, проживающий в аварийном жилье. Ему было разъяснено, что социальные выплаты на строительство или приобретение жилья получают только участники программ. Участником программы по улучшению жилья он является. Своё решение быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий он объяснил «желанием в дальнейшем собрать документы на жильё как ветеран МВД в вышестоящие органы». Предоставить жилье администрация не имеет возможности в связи с тем, что на территории района отсутствует свободное муниципальное жилье. На территории Республики Мордовия действует Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013-2017 годы. Данная программа предусматривает переселение граждан из многоквартирного аварийного жилищного фонда. Также указано, что жилое помещение, в котором административный истец проживает, принадлежит его матери Г., которая с целью улучшения жилищных условий как гражданин, проживающий в аварийном жилье и относящийся к категории «Вдова участника Великой Отечественной войны» с использованием социальной выплаты, приобрела жильё, соответствующее всем необходимым требованиям (л.д.12).

27 января 2017 г. в администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия поступило обращение Гуськова Н.А. к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Е. об оказании помощи в предоставлении жилья от 20 января 2017 г. (л.д. 157-162).

Письмом начальника управления перспективного развития района Ч. от 27 января 2017 г. №01-1/53 Гуськову Н.А. дан ответ, аналогичный по содержанию ответу от 30 декабря 2016 г. №01-1/1456, за исключением фразы о том, что Гуськов Н.А. является участником программы по улучшению жилья. В письме от 27 января 2017 г. №01-1/53 в указано, что административный истец участником программы по улучшению жилья не является (л.д. 37).

В сопроводительном письме от 27 января 2017 г. №01-1/54 за подписью начальника управления перспективного развития района Ч., к которому был приложен ответ администрации от 27 января 2017 г. №01-1/53, Гуськову Н.А. сообщалось о направлении ответа на его письменное обращение по вопросу предоставления жилья и указывалось на то, что в ответе от 30 декабря 2016 г. допущена техническая ошибка. В настоящее время он не является участником программы по улучшению жилья (л.д. 36).

Согласно информации, предоставленной администрацией Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия по запросу суда апелляционной инстанции Гуськов Н.А. не признан малоимущим в порядке, установленном Законом Республики Мордовия от 01июля 2005 г. (л.д. 166).

На территории Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в период с 2013 по 2017 годы во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. №472 «Об утверждении Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 – 2017 годы были приняты следующие муниципальные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда района, предполагающие переселение граждан из аварийных многоквартирных жилых домов:

муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Большеберезниковском сельском поселении» на 2013 год, утверждённая постановлением администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 16 апреля 2013 г. №28 (л.д.194-207);

муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Большеберезниковском сельском поселении» на 2014-2016 годы, утверждённая постановлением администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 11 марта 2014 г. №9 (л.д.178-193);

муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Большеберезниковском муниципальном районе» на 2016-2017 годы, утверждённая постановлением администрации Большеберезникоского муниципального района Республики Мордовия от 20 января 2016 г. №51 (л.д. 167-177).

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, признанный аварийным и подлежащий сносу жилой дом, в котором проживает административный истец, не является многоквартирным, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, вследствие чего у административного истца не возникло право на предоставление ему другого жилого помещения или компенсации за жилое помещение; поскольку Гуськов Н.А. не признан в установленном законом порядке малоимущим у администрации муниципального района не возникла обязанность по обеспечению его жилым помещением вне очереди.

Данные выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении закона.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) Гуськов Н.А. не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанного лица в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого Гуськовым Н.А. аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для его внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления административного истца малоимущим в установленном порядке.

Между тем, как следует из материалов дела, органом местного самоуправления в порядке, установленном частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о признании Гуськова Н.А. малоимущим не принималось (л.д.173).

С учётом вышеприведенных обстоятельств, административный истец не обладает необходимой совокупностью условий для предоставления ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия обязанности поставить его на учёт в местную программу по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2017 годы, и производных от него требований об указании срока и даты постановки Гуськова Н.А. на такой учёт, предоставлении жилья или компенсации за него, указании срока и даты предоставления.

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Постановление Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. №472 «Об утверждении Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013-2017 годы» принято в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счёт средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда.

Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Большеберезниковском сельском поселении» на 2013 год, утверждённая постановлением администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 16 апреля 2013 г. №28, муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Большеберезниковском сельском поселении» на 2014-2016 годы, утверждённая постановлением администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 11 марта 2014 г. №9; муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Большеберезниковском муниципальном районе» на 2016-2017 годы, утверждённая постановлением администрации Большеберезникоского муниципального района Республики Мордовия от 20 января 2016 г. №51, приняты на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. №472 «Об утверждении Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 – 2017 годы.

Указанные в прилагаемых к муниципальным программам адресных списках многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, включены в приложения 3 (адресный список жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими переселению в 2013-2017 годах) и 4 (реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения) к Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013-2017 годы». Эти адресные списки и реестр не содержат жилого дома <данные изъяты>.

Муниципальные адресные программы приняты на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», финансируются за счёт средств Фонда, республиканского и местного бюджетов, имеют своей целью ликвидацию аварийного жилищного фонда. Данные бюджетные средства имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления на иные цели.

Аварийный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном до 1 января 2012 г. порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункты 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

В силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп только в случае, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Поскольку признанный аварийным и подлежащим сносу жилой дом – (объект индивидуального жилищного строительства), в котором проживает административный истец, не является многоквартирным жилым домом, не был включен в адресную муниципальную и региональную программы, и по смыслу вышеприведённых норм не подлежал включению в них, Гуськов Н.А. не имеет права на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Довод апелляционной жалобы о подделке решения администрации района №01-1/53 от 27 января 2017 г. отклоняется. Административным истцом не представлены доказательства в подтверждение подложности указанного документа. В сопроводительном письме от 27 января 2017 г. №01-1/54 за подписью начальника управления перспективного развития района Ч., к которому был приложен ответ администрации от 27 января 2017 г. №01-1/53, Гуськову Н.А. сообщалось о том, что в ответе от 30 декабря 2016 г. допущена техническая ошибка. В настоящее время он не является участником программы по улучшению жилья.

Материалы дела не содержат доказательств в подтверждение того, что органом местного самоуправления либо уполномоченным органом государственной власти принималось решение о признании Гуськова Н.А. участником какой-либо программы по улучшению жилья.

Ответ администрации района от 30 декабря 2016 г. №01-1/1456, в котором допущена техническая ошибка, таким решением не является.

Довод апелляционной жалобы относительно неясности и неточности с движением очереди граждан, признанных администрацией района нуждающимися в улучшении жилищных условий, не может повлечь отмену решения суда, поскольку для правильного рассмотрения данного административного дела не имеет правового значения номер, под которым в настоящее время Гуськов Н.А. состоит в этой очереди.

Решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы об ином не свидетельствуют и отклоняются.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 28 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Гуськова Н.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий судья Ю.П. Тамаров

Судьи А.О. Бажанов

И.П. Назаркина