Судья Надежина С.Ю. Дело № 33-872/2019
Докладчик Демидчик Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В.,
судей Ериной Н.П., Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Лебедевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 мая 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Романенковой Г.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе истца Романенковой Г.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 февраля 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Романенкова Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указано, что она, 20 июня 1960 года рождения, в связи с работой на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом имела право на страховую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 1 год, то есть по достижении 54 лет.
15 июня 2015 г. она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. С указанной даты ей назначена страховая пенсия по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), статей 28.1 и 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
24 октября 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с работой на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Данное заявление оставлено ответчиком без удовлетворения.
Просила суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с уменьшением возраста ухода на пенсию на 1 год, то есть с 15 июня 2014 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 февраля 2019 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец Романенкова Г.В. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что она не подала заявление о назначении страховой пенсии по старости с 15 июня 2014 г., поскольку она была введена в заблуждение специалистами пенсионного фонда, которые не разъяснили ей право на подачу заявления и представление недостающих документов. Указывает, что каждая организация несет ответственность за трудовую деятельность своих сотрудников и за совершенные ими ошибки.
В судебном заседании истец Романенкова Г.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романова В.Ф. относительно жалобы возразила.
Рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 июня 2015 г. Романенкова Г.В., 20 июня 1960 года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 37-39).
19 июня 2015 г. ею представлена ответчику справка № 449 от 19 июня 2015 г., выданная ОАО «Орбита», согласно которой она работала с 16 сентября 1983 г. по 18 августа 1986 г. на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 42, 52).
Решением ответчика № 152347/15 от 23 июня 2015 г. истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях, Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 июня 2015 г. (л.д. 25).
24 октября 2018 г. Романенкова Г.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о перерасчете пенсии с июня 2014 г., ссылаясь на то, что право на страховую пенсию по старости у нее возникло в июне 2014 г., по достижении 54 лет, в связи с работой на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 13).
В письме от 5 декабря 2018 г. ответчик сообщает, что оснований для назначения истцу пенсии с июня 2014 года не имеется, поскольку назначение страховой пенсии по старости производится на основании заявления гражданина (л.д. 12).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости).
Вместе с тем, законодательством предусмотрены случаи назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
Статьей 34 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости), предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 данного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В пункте 8 части 1 статьи 13 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из приведенных нормативных правовых положений следует, что Романенкова Г.В., как работавшая на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом в период с 16 сентября 1983 г. по 18 августа 1986 г., имела право на назначение страховой пенсии по старости по достижении 54 лет.
В силу части 1 статьи 21 Закона о страховых пенсиях установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях).
Частью 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях установлено, что днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Закона.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 приведенных Правил граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
В соответствии с пунктами 24 и 25 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Закона о страховых пенсиях, в статье 10 Федерального закона «О накопительной пенсии» и статье 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26-28 данных Правил.
Таким образом, право на страховую пенсию по старости носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, учитывая, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, исходил из того, что сведений об обращении истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости до 15 июня 2015 г. не представлено, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии ранее указанной даты не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Романенковой Г.В. о том, что ею не было подано заявление о назначении страховой пенсии по старости ранее 15 июня 2015 г. по вине специалиста пенсионного фонда, который не разъяснил ей право на подачу заявления и представление недостающих документов, отклоняются, поскольку истцом не представлены доказательства вины ответчика в несвоевременном обращении за назначением пенсии.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Романенковой Г.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи Н.П. Ерина
Г.Ф. Смелкова