НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 06.08.2020 № 33А-1144/20

Судья Фомкина И.Н. Дело № 33а-1144/2020

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Тамарова Ю.П.,

судей Бажанова А.О., Середы Л.И.,

при секретаре Ермаковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 августа 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело № 2а-657/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика Подсеваткина Д.И. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 мая 2020 г.

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее – инспекция, налоговая служба) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Подсеваткину Д.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, указав в обоснование, что административный ответчик являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, 276 л.с. государственный регистрационный знак <№>; собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В установленный срок требование инспекции не исполнено.

Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия от 8 апреля 2019 г. с Подсеваткина Д.И. взыскана недоимка по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени за 2017 год на общую сумму 35 833 руб. 15 коп. Определением и.о. мирового судьи от 13 сентября 2019г. судебный приказ отменен.

По данным основаниям административный истец просил суд взыскать с Подсеваткина Д.И. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 34 500 рублей, пени в размере 441 руб. 88 коп., пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 11 руб. 27 коп., на общую сумму 34 953 руб. 15 коп.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 мая 2020 г. административные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределяя судебные расходы, суд постановил о взыскании с Подсеваткина Д.И. в доход бюджета городского округа Саранск государственной пошлины в размере 1249 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик Подсеваткин Д.И. просит решение суда отменить, указывает, что судом ошибочно установлено, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; судом не установлена дата снятия с учета транспортного средства, которая необходима для расчета суммы задолженности по транспортному налогу; судом не учтено, что административный ответчик является одним из родителей (усыновителей) в многодетной семье и имеет право на налоговую льготу за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Воробьев Д.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Подсеваткина Д.И. – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска Воробьев Д.А. считает решение суда законным.

Административный ответчик Подсеваткин Д.И. в судебное заседание не явился.

Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Подсеваткин Д.И. в период с 30 октября 2012 г. по 19 октября 2017 г. являлся собственником автомобиля марки <данные изъяты> 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак <№>, с мощностью двигателя 276 л.с.; в период со 2 июня 2015 г. по 23 октября 2017 г. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>; в настоящее время является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>.

Налоговым органом в адрес административного ответчика Подсеваткина Д.И. было направлено налоговое уведомление <№> от 10 августа 2018 г. об уплате за 2017 год транспортного налога на сумму 34 500 рублей, земельного налога на сумму 974 рублей, налога на имущество физических лиц на сумму 880 рублей, с единым сроком уплаты – не позднее 3 декабря 2018 г.

В связи с невыполнением обязанности по уплате налогов Подсеваткиным Д.И. инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование <№> от 23 января 2019 г. об уплате транспортного налога в сумме 34 500 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 441 руб. 88 коп.; налога на имущество физических лиц в сумме 698 рублей и пени 8 руб. 94 коп.; налога на имущество в сумме 182 рублей и пени 2 руб.33 коп., со сроком уплаты до 5 марта 2019 г.

8 апреля 2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия на основании заявления налогового органа выдан судебный приказ о взыскании с Подсеваткина Д.И. недоимки по транспортному налогу за 2017 год, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, по земельному налогу за 2017 год в сумме 35 380 рублей, пени в сумме 453 руб.15 коп., на общую сумму 35 833 руб. 15 коп.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2019г. судебный приказ отменен.

5 марта 2020 г. Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска обратилась в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с настоящим административным иском.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии у Подсеваткина Д.И. задолженности по транспортному налогу и пени, пени по налогу на имущество, которые подлежат взысканию с него с учетом того, что налоговым органом соблюдены порядок и условия их принудительного взыскания.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно положениям статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Следовательно, Подсеваткин Д.И. являлся налогоплательщиком транспортного налога, поскольку за ним было зарегистрировано транспортное средство, налога на имущество физических лиц как собственник жилого дома в вышеуказанный период, квартиры, и в связи с неуплатой данных налогов в установленный срок он обязан был уплатить пени.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 и пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики уплачивают транспортный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Порядок и условия взыскания с Подсеваткина Д.И. недоимки по транспортному налогу и пеней, пеней по налогу на имущество физических лиц соблюдены.

Довод апелляционной жалобы Подсеваткина Д.И. о том, что судом первой инстанции не установлена дата снятия с учета транспортного средства, которая необходима для расчета суммы задолженности по транспортному налогу, является несостоятельным.

Так, согласно имеющейся в материалах дела карточке учета транспортного средства марки <данные изъяты> 2008 года выпуска государственный регистрационный знак <№>, представленной главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Республике Мордовия по запросу суда первой инстанции, указанное транспортное средство снято с учета 19 октября 2017 г.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом ошибочно установлено, что административный ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не может быть принят во внимание, опровергается представленными в заседании судебной коллегии представителем налогового органа сведениями об учете физических лиц в НО (компьютерная распечатка), свидетельствующими о нахождении в собственности административного ответчика указанного жилого дома в спорный период времени.

Относительно довода апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено, что административный ответчик является одним из родителей (усыновителей) в многодетной семье и имеет право на налоговую льготу за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы по уплате транспортного налога для налогоплательщиков, имеющих детей, Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены.

При этом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (абзац 4 пункта 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З «О транспортном налоге» налоговые льготы по транспортному налогу для многодетных семей не предусмотрены.

Иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Подсеваткина Д.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ю.П. Тамаров

судьи А.О. Бажанов

Л.И. Середа

Мотивированное апелляционное определение составлено 6 августа 2020 г.