НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 06.02.2024 № 2-2403/2023

УИД 13RS0023-01-2023-003269-15

Судья Ионова О.Н. № 2-2403/2023

Докладчик Селезнева О.В. Дело № 33-202/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Пужаева В.А.,

судей Селезневой О.В., Смелковой Г.Ф.,

при секретаре Айзатуллиной А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 февраля 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Сухомлина А.И. к Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на звание «Ветеран труда», компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца Сухомлина А.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Селезневой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Сухомлин А.И. обратился в суд с указанным иском к Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.

В обоснование требований указал, что с 17 сентября 2015 г. является получателем страховой пенсии по старости. 9 апреля 1981 г. во время работы в должности тракториста-машиниста 1 класса в Совхозе имени В.И. Ленина Рузаевского района Мордовской АССР за успехи, достигнутые в 1980 году в развитии сельскохозяйственного производства, и выполнение «Условий и показателей для отбора участников ВДНХ СССР по сельскому хозяйству и их награждению на 1977-1980 годы» Главным комитетом Выставки достижений народного хозяйства СССР он награжден бронзовой медалью с ценным подарком, о чем внесены записи в его трудовую книжку. На его обращение к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия в своем ответе указало, что правовых оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется. Считал данный отказ нарушающим его права.

Кроме того, указал, что противоправное бездействие ответчика причинило ему физические и нравственные страдания (переживания, волнения, негативные эмоции).

Просил суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 11 июля 2023 г. № 9085 в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать за ним право на звание «Ветеран труда», взыскать в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей, а также возместит расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2023 г. исковые требования Сухомлина А.И. о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на звание «Ветеран труда», компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Сухомлин А.И. выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным в связи с тем, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что Главный комитет выставки достижений народного хозяйства СССР не входил в структуру органов государственной власти, а, следовательно, не обладал полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде и награждению. Полагает, что Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР является коллегиальным органом управления Выставки достижений народного хозяйства СССР (Главвыставком), то есть коллегиальным органом управления органа государственной власти СССР, уполномоченным осуществлять награждение от имени указанного органа государственной власти. Считает, что в период осуществления его трудовой деятельности действовали положения законодательства, предусматривающие его право на получение звания «Ветеран труда», следовательно, приобретенные им ранее права сохраняются. Вместе с тем, судом первой инстанции не была принята во внимание правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 15 июня 1998 г. и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 г.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки своего представителя не сообщило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало.

На основании части третьей статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Заслушав объяснения истца Сухомлина А.И. и его представителя Клементьева С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Сухомлин А.И. начал свою трудовую деятельность 26 июня 1974 г. в качестве рабочего в совхозе «Левженский» Рузаевского района Мордовской АССР.

17 апреля 1977 г. Сухомлин А.И. переведен на должность тракториста - машиниста 3 класса Совхоза «Левженский».

15 декабря 1977 г. Совхоз «Левженский» переименован в Совхоз им. В.И. Ленина, что подтверждается записью в трудовой книжке Сухомлина А.И.

9 апреля 1981 г. в период работы в качестве тракториста-машиниста 1 класса в Совхозе им. В.И. Ленина Рузаевского района Мордовской АССР за успехи, достигнутые в 1980 году в развитии сельскохозяйственного производства, и выполнение «Условий и показателей для отбора участников ВДНХ СССР по сельскому хозяйству и их награждению на 1977- 19680 годы», Сухомлин А.И. награжден Главным комитетом Выставки достижений народного хозяйства СССР бронзовой медалью участника ВДНХ СССР 1980 года с ценным подарком, о чем внесена соответствующая запись в трудовую книжку истца.

Данное обстоятельство подтверждается также архивной выпиской от 17 мая 2023 г. № 2319-с, выданной Федеральным казенным учреждением «Российский государственный архив экономики».

19 июня 2023 г. Сухомлин А.И. обратился в Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». К заявлению истцом приложены сведения о награждении его медалью за успехи, достигнутые в 1980 году в развитии сельскохозяйственного производства, и выполнение «Условий и показателей для отбора участников ВДНХ СССР по сельскому хозяйству и их награждению на 1977- 1980 годы».

Согласно выписке из приказа Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 7 июля 2023 г. № ОД-270 Сухомлину А.И. отказано в присвоении звания «Ветеран труда». В качестве наградных документов Сухомлина А.И. указаны архивная справка Федерального казенного учреждения «Российский государственный архив экономики» о награждении бронзовой медалью ВДНХ СССР, Постановление Главного комитета выставки достижений народного хозяйства СССР от 9 апреля 1981 г. № 182-н.

Согласно сообщению Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 11 июля 2023 г. № 10-3357 Сухомлину А.И. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» истец не имеет, а наличие продолжительного трудового стажа является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только для лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны.

Оставляя без удовлетворения исковые требования Сухомлина А.И. о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на звание «Ветеран труда», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда», поскольку у истца отсутствуют предусмотренные для этого законом условия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.

В соответствии с частью второй статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту «ж» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» регулирует правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7).

В силу статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Постановлением Совета министров СССР от 15 января 1959 г. № 85 утверждено Положение о выставке достижений народного хозяйства СССР, согласно которому выставка достижений народного хозяйства СССР организована как единая, постоянно действующая всесоюзная выставка достижений промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, науки, техники и культуры. Выставка достижений народного хозяйства СССР является центральным учреждением СССР. Главной задачей Выставки достижений народного хозяйства СССР, осуществляющей свою деятельность по производственно - отраслевому принципу, является активная пропаганда новейших достижений науки, техники, культуры и передового опыта и обучение работников всех отраслей народного хозяйства передовым методам производства.

Согласно пункту 8 постановления Совета министров СССР от 15 января 1959 г. № 85 «О Выставке достижений народного хозяйства СССР», выставка достижений народного хозяйства СССР совместно с министерствами и ведомствами СССР рассматривает материалы о кандидатах в участники Выставки и их награждении и представляет эти материалы на утверждение Главного комитета Выставки достижений народного хозяйства СССР.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, указанное постановление не содержит указаний об утверждении ведомственного знака отличия в труде.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 июня 2006 г. № 223 утверждено Положение «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 которого на присвоение звания «Ветеран труда» имеют право лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звание «Ветеран труда» федеральных органов исполнительной власти, указанных в данном подпункте, размещается на странице Министерства на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

К ведомственным знакам отличия в труде, принимаемым к зачету при присвоении звания «Ветеран труда», относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президента СССР, Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации (СССР, РСФСР), Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР и РСФСР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства;, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, к ведомственным знакам отличия, которые учитываются при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» относятся только награды (нагрудные и почетные знаки (значки), почетные звания, почетные грамоты и благодарности руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации) за продолжительный добросовестный труд.

Звание «Ветеран труда» присваивается на основании решения Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (пункт 2 указанного Положения).

В этой связи, правовым основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.

Положение «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 июня 2006 г. № 223, не предоставляет лицам, награжденным медалью за успехи, достигнутые в 1980 году в развитии сельскохозяйственного производства, и выполнение «Условий и показателей для отбора участников ВДНХ СССР по сельскому хозяйству и их награждению на 1977- 1980 годы», права на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно пункту 1 указанного Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют:

а) лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации;

б) лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

в) лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

г) лица, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) или за выслугу лет, и награжденные Почетным дипломом многодетной матери I, II, III степени, Орденом Славы Республики Мордовия, медалью «За заслуги. В ознаменование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства», а также имеющие звание Почетный гражданин Республики Мордовия.

Частью третьей статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» определено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР от 15 января 1959 г. № 85 «О Выставке достижений народного хозяйства СССР» предусмотрено, что главной задачей Выставки достижений народного хозяйства СССР, осуществляющей свою деятельность по производственно-отраслевому принципу, является активная пропаганда новейших достижений науки, техники, культуры и передового опыта и обучение работников всех отраслей народного хозяйства передовым методам производства. С этой целью на Выставке демонстрируются достижения отраслей народного хозяйства и перспективы их развития, лучшие образцы новой техники, а также широко показывается рост материального благосостояния и повышение культурного уровня советского народа.

Из изложенного следует, что бронзовая медаль ВДНХ СССР была вручена тем участникам выставки, которые были заняты на работах всех отраслей народного хозяйства и использующие передовые методы производства, и имеющие успехи.

Как следует из материалов дела, представленное истцом удостоверение выдано на основании постановления Главного комитета выставки достижений народного хозяйства от 9 апреля 1981 г. № 182-н, что подтверждается архивной выпиской № 2319-с от 17 мая 2023 г., выданной Федеральным казенным учреждением «Российский государственный архив экономики».

При этом, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе истца Сухомлина А.И., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Главный комитет выставки достижений народного хозяйства СССР не входил в структуру органов государственной власти, а, следовательно, не обладал полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде и награждению ими.

Сведений о том, что удостоверение к указанной награде выдано органом государственной власти или о том, что вручение награды производилось от имени органа государственной власти либо от имени государственного ведомства в материалах дела не имеется и истцом такие доказательства не представлены.

Поскольку медаль за успехи, достигнутые в 1980 году в развитии сельскохозяйственного производства, и выполнение «Условий и показателей для отбора участников ВДНХ СССР по сельскому хозяйству и их награждению на 1977- 1980 годы» не входила в перечень почетных званий и наград СССР, а также не входила и не входит в систему государственных и ведомственных наград Российской Федерации, орган, производивший награждение указанной наградой, не являлся органом государственной власти, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что указанная награда не может быть отнесена к ведомственным знакам.

Доводы апелляционной жалобы истца Сухомлина А.И. о том, что медаль за успехи, достигнутые в 1980 году в развитии сельскохозяйственного производства, и выполнение «Условий и показателей для отбора участников ВДНХ СССР по сельскому хозяйству и их награждению на 1977- 1980 годы» является основанием для присвоения ему звания «Ветеран труда» аналогичны правовой позиции истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом рассмотрения и оценки суда. Необоснованность доводов истца в названной части подробно мотивирована в оспариваемом решении суда, с учетом того, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и долголетний труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти. Вышеуказанными нормативными актами данная награда вопреки доводам апелляционной жалобы не отнесена к числу ведомственных, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Позиция апеллянта о том, что в период осуществления его трудовой деятельности действовали положения законодательства, предусматривающие его право на получение звания «Ветеран труда», следовательно, приобретенные им ранее права сохраняются, исходя из изложенного выше основана на неверном толковании норм материального права.

Указание Сухомлина А.И. в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что судом первой инстанции не была принята во внимание правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 15 июня 1998 г. и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 г., также не может повлечь отмену в апелляционном порядке решения суда, поскольку не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального или процессуального права, и не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы. Кроме того, указанные постановления затрагивают вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, изложенная в них позиция не опровергает выводов суда первой инстанции.

Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд первой инстанции также не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факта причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя вреда, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.

Кроме того, требование о компенсации морального вреда производно от требований истца о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на звание «Ветеран труда», которые судом первой инстанции оставлены без удовлетворения.

Учитывая, что решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей не обжалуется (мотивов для отмены решения в указанной части не приведено), судебная коллегия не проверяет его правильность, поскольку в соответствии с частями первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

При таких обстоятельствах судебной коллегией доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не содержат ссылок на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что, разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сухомлина А.И. - без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Пужаев

Судьи О.В. Селезнева

Г.Ф. Смелкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 февраля 2024 г.

Судья О.В. Селезнева