НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 02.11.2016 № 33-2562/2016

Судья Данилова О.В. Дело № 33-2562/2016

Докладчик Скипальская Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Литюшкина В.И.,

судей Козлова А.М., Скипальской Л.И.,

при секретаре Нуянзиной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 02 ноября 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе председателя правления Товарищества собственников жилья «№ 302» Лазаревой В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 августа 2016 г.

Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «№ 302» о признании с момента принятия недействительным протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В обоснование требований указано, что Госжилинспекцией Республики Мордовия по обращению Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме <№> по <адрес> (ТСЖ «№ 302»). Проверкой установлено, что согласно протоколу от <дата> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, проведённого в форме очного голосования, принято решение: о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте; об установлении ежемесячного взноса на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в размере <данные изъяты> за 1 кв. м; о выборе ТСЖ «№ 302» владельцем специального счёта; об открытии специального счёта в кредитной организации (банке). Многоквартирный дом по <адрес>, включен в Республиканскую адресную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия», на 2014-2043 годы. Указанная программа официально опубликована <дата> в газете «Известия Мордовии». Постановлением городского округа Саранск № 1109 от 27 апреля 2014 г. «Об определении способа формирования фонда капитального ремонта» определено в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по <адрес>, на счёте регионального оператора Некоммерческой организации «<данные изъяты>», и обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества у собственников данного многоквартирного дома возникла с <дата> Собственники помещений в многоквартирном доме по <адрес>, не реализовали своё право выбора способа формирования фонда капитального ремонта в двухмесячный срок со дня официального опубликования региональной программы капитального ремонта. Собственники помещений указанного дома должны были принять решение о способе формирования фонда капитального ремонта до <дата> В нарушение пунктов 2 и 3 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес>, от <дата> не утверждены сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. В нарушение пункта 1 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от <дата> размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт установлен меньше минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Мордовия. Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 30 декабря 2013 г. № 608 на 2014 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Мордовия в размере 6,20 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. № 673 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Мордовия» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц: на 2015 год - в размере 6,83 рубля, на 2016 год - 7,63 рубля. Из информации ТСЖ «№ 302» следует, что оно производит начисление взносов на капитальный ремонт, и оплаченные собственниками помещений взносы на капитальный ремонт аккумулируются на специальном счёте в Сбербанке России. Согласно информации Некоммерческой организации «<данные изъяты>» с <дата> собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, производится начисление взносов на капитальный ремонт, и оплата производится лишь за муниципальные помещения. Таким образом, собственникам помещений рассматриваемого многоквартирного дома производится начисление взносов за капитальный ремонт ТСЖ «№ 302» и Некоммерческой организации «<данные изъяты>», при этом лишь последней организацией начисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на законных основаниях. Кроме того, в нарушение пункта 4 части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе от <дата> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов, что является существенным нарушением правил составления протокола.

Истец просил признать с момента принятия недействительным протокол от <дата> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 августа 2016 г. исковые требования Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия удовлетворены.

Признан с момента принятия недействительным протокол от <дата> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

С Товарищества собственников жилья «№ 302» в доход бюджета городского округа Саранск взыскана государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе председатель правления ТСЖ «№ 302» Лазарева В.В. считает решение незаконным, просит его отменить полностью и прекратить производство по делу. Ссылается на то, что: судом неполно исследованы законодательные акты по делу, в частности Жилищный кодекс Российской Федерации; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. При рассмотрении жалобы просит в качестве новых доказательств принять следующие доводы: ссылка на постановление Администрации г.о. Саранск № 1109 от 27 апреля 2014 г. «Об определении способа формирования фонда капитального ремонта», которым определено в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в отношении МКД по <адрес>, на счёте регионального оператора Некоммерческой организации «<данные изъяты>» и обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества у собственников возникла с <дата>, не обоснована; согласно пунктам 1, 2 статьи 41 Устава г.о. Саранск нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу со дня их официального опубликования; официальным опубликованием правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления считается первая публикация их полного текста в официальном издании муниципального образования; вывод суда о якобы законных основаниях начисления взносов на капитальный ремонт Некоммерческой организацией «<данные изъяты>» спорному дому с <дата> не может быть принят, так как официально в газете «Вечерний Саранск» постановление Администрации г.о. Саранск № 1958 от 28 июля 2014 г. «О внесении изменений в постановление № 1109 от 27 апреля 2014 г.» опубликовано <дата> (дата вступления в силу <дата>); в соответствии с письмом Администрации Октябрьского района г.о. Саранск от <дата><№> собственники помещений в МКД в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление МКД (ТСЖ и др.); вывод суда о нарушении пунктов 2 и 3 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников многоквартирного дома от <дата> об утверждении сроков проведения капитального ремонта, перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества, неправильный, нельзя определить эти виды работ жителем дома, если ответственные органы - Правительство Республики Мордовия и Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия не выполнили свою работу; Государственная жилищная инспекция Республики Мордовия не представила документы о проведении мониторинга спорного многоквартирного дома, что явилось основанием его включения в программу капитального ремонта; никаких замечаний по факту составления протокола или принятых на нём решений ТСЖ не получало; взнос в размере <данные изъяты> на капитальный ремонт был установлен исходя из того, что <данные изъяты> собственников жилых помещений являются <данные изъяты>, а также с учётом совокупных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, необоснованного роста тарифов, наличия гарантийного обслуживания многоквартирного дома после капитального ремонта; вывод суда о том, что протокол составлен с существенным нарушением требований статей 181.1, 181.2, 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, неправомерен; ТСЖ «№ 302» в <дата> обращалось в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с тремя исками к должникам за ЖКУ, по которым были вынесены решения в пользу ТСЖ «№ 302»; протоколы общих собраний были приняты судом; в решении суда на странице 3 имеется абзац, не относящийся к делу: «<дата> с ТСЖ «<данные изъяты>…», который подтверждает факт невнимательности судьи при вынесении решения.

В судебном заседании председатель правления Товарищества собственников жилья «№ 302» Лазарева В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Ивашкин В.П. относительно апелляционной жалобы возразил.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, рассмотрев дело исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счёте (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счёте); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора).

В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счёта обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счёта не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счёта о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, за исключением случая, если владельцем специального счёта является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счёта и представления владельцем специального счёта в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Государственной жилищной инспекцией Республики Мордовия по обращению Некоммерческой организации «<данные изъяты>» в многоквартирном доме <№> по <адрес> проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части формирования фонда капитального ремонта.

Поверкой установлено, что согласно протоколу от <дата> общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, проведённого в форме очного голосования, принято решение: о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте; об установлении ежемесячного взноса на проведение капитального ремонта многоквартирного дома; об определении владельца специального счёта; об открытии специального счёта в кредитной организации. Установлен ежемесячный взнос на капитальный ремонт, подлежащий уплате собственниками помещений в многоквартирном доме, в размере <данные изъяты> на 1 квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику; выбрано в качестве владельца специального счёта Товарищество собственников жилья «№ 302»; открыт специальный счёт в отделении <№> Сбербанка России (ОАО) <данные изъяты>.

При этом в нарушение требований пункта 4 части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе от <дата> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <№> по <адрес>, которое проведено в форме очного голосования, отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов.

Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счёте, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счёта; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счёт. Если владельцем специального счёта определён региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счёт, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счёт, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

В соответствии со статьёй 4 Закона Республики Мордовия № 52-З от 8 августа 2013 г. «О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия» решение об определении одного из предусмотренных частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации способов формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

Постановлением Администрации городского округа Саранск № 1109 от 27 апреля 2014 г. «Об определении способа формирования фонда капитального ремонта» определено в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении к постановлению, перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (региональный оператор).

В силу статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Согласно пункту 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса

Разрешая спор на основании приведённых норм права, установив, что собственники многоквартирного дома по <адрес>, фактически не реализовали своё право выбора способа формирования фонда капитального ремонта в сроки, установленные статьёй 4 Закона Республики Мордовия № 52-З от 8 августа 2013 г. «О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия», дав правильную оценку оспариваемому протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о существенном нарушении правил составления протокола и удовлетворил исковые требования Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия.

Доводы апелляционной жалобы председателя правления ТСЖ «№ 302» Лазаревой В.В. о том, что судом неполно исследованы законодательные акты по делу, а также о том, что неправомерным является вывод суда о составлении протокола общего собрания с существенным нарушением требований закона, отклоняются, как основанные на неверном, субъективном толковании действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что взнос на капитальный ремонт в размере <данные изъяты> был установлен исходя из того, что <данные изъяты> собственников жилых помещений являются <данные изъяты>, а также с учётом совокупных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, необоснованного роста тарифов, наличия гарантийного обслуживания многоквартирного дома после капитального ремонта, является несостоятельным. Требование об указании такого размера содержится в пункте 1 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. № 673 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Мордовия» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц: на 2015 год - в размере 6,83 рубля, на 2016 год - в размере 7,63 рубля.

Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда имеется абзац, не относящийся к рассматриваемому делу, отклоняется, так как указанное обстоятельство является опиской и не привело к принятию судом неправильного решения.

Довод апелляционной жалобы о том, что при обращении ТСЖ «№ 302» с исками к должникам за ЖКУ протоколы общих собраний были приняты судом, не может свидетельствовать о незаконности обжалуемого решения суда, так как не имеет отношения к предмету настоящего спора.

Содержащееся в апелляционной жалобе ходатайство о принятии новых доказательств по делу удовлетворению не подлежит, поскольку в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными. Таких причин судебной коллегией не установлено.

Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с данной судом оценкой доказательств, при этом выводов суда не опровергают.

Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда и прекращения производства по делу по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья «№ 302» Лазаревой В. В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.

Председательствующий В.И. Литюшкин

Судьи А.М. Козлов

Л.И. Скипальская