Судья Чикризова Н.Б. Дело № 33-853/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 23 мая 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Скворцовой О.В. и Гринюк М.А.,
при секретаре Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Матросова А. В. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2019 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Матросова Алексея Викторовича к специализированному государственному автономному учреждению Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время отстранения от работы и вынужденного прогула отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матросов А.В. обратился в суд с иском к специализированному государственному автономному учреждению Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (далее СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана»), обществу с ограниченной ответственностью «Безопасность и охрана труда» (далее ООО «Безопасность и охрана труда»), в котором просил признать незаконным требование о проведении медицинских осмотров для должности лесовода наземных лесопожарных служб СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» по нормативам пункта 9 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н (аварийно-спасательные службы); отменить карты №11, № 11а специальной оценки условий труда по должности наземных лесопожарных служб СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» - лесовод, составленные в 2017 году ООО «Безопасность и охрана труда»; признать незаконным и отменить приказ СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» о прекращении трудового договора с работником (увольнения) № 21 от 3 мая 2018 года, восстановить его в должности лесовода в подразделении – пожарно-техническая станция 3 типа СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана»; взыскать с ответчика средний заработок за время отстранения от работы с 10 апреля по 3 мая 2018 года в размере 8133 руб., средний заработок за время вынужденного прогула с момента увольнения 3 мая 2018 года по день восстановления на работе из расчета действующего минимального размера оплаты труда 11163 руб. в месяц.
В обоснование требований указано, что Матросов А.В. работал в должности лесовода СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» в подразделении пожарно-химическая станция 3 типа п. Куяр. Приказом от 3 мая 2018 года был уволен с занимаемой должности на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, выразившихся в непрохождении обязательного медицинского осмотра. Летом 2017 года работодателем с участием специалистов ООО «Безопасность и охрана труда» проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой произведена, по мнению истца, подмена отраслевой и профессиональной принадлежности занимаемой должности с соответствующим изменением пунктов прохождения медицинских осмотров для подтверждения допуска на работу, утверждена карта № 11А специальной оценки условий труда лесовода. Данной картой установлен класс условий труда рабочего места лесовода 3.1, необходимость прохождения периодического медицинского осмотра по пункту 4.1 приложения № 1, пункту 9 приложения № 2 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 года Истец полагает, что специальная оценка условий труда проведена с нарушениями, соответственно, выдача направления на медицинский осмотр по пункту 9 приложения № 2 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 года является незаконной, и, соответственно, увольнение за отказ от прохождения медицинского осмотра по указанному пункту перечня также является незаконным. Истец просил работодателя выдать ему направление на прохождение медицинского осмотра по пункту 3 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 года, на что работодателем ему было отказано. СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» фактически подменяют отраслевую принадлежность должностей лесопожарных служб на категорию должностей, не относящихся к отрасли лесного хозяйства и к основному виду деятельности организации.
Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 июня 2018 года исковые требования Матросова А.В. к СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка выделены в отдельное производство.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Матросов А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывается, что судом при разрешении спора не были применены нормы трудового законодательства, а именно статьи 2, 12, 21, 22, 60, 72, 81, 379, 380 Трудового кодекса Российской Федерации. Также судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к делу выписок из законодательных актов, регулирующих настоящий спор, заключения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, составленного Департаментом труда и занятости населения Республики Марий Эл. Судом не было обеспечено представление ответчиком Табелей учета рабочего времени по ПХС-3, в том числе за апрель-май 2018 года, не дана оценка доводу о незаконности приказа ответчика по видам работ, исключенным из деятельности СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана». Как указывает истец, отказ от выполнения незаконного приказа в отношении работы, необусловленной трудовым договором, в порядке самозащиты трудовых прав не может служить основанием для наложения дисциплинарного взыскания. Судом не учтено, что должность лесовода ПХС-3 не соответствует должностям аварийно-спасательных служб. Материалы специальной оценки условий труда в части, касающейся соблюдения пункта 9 приложения № 2 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 года, не подлежат применению, поскольку фактически утратили силу вследствие внесения изменений в декабре 2017 года в устав СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана», а также в связи с нарушением прав работника. До специальной оценки условий труда медосмотры работников наземных лесопожарных служб, к которым относится истец, проводились по пункту 3 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 года. СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» по результатам специальной оценки условий труда не были внесены изменения в должностные обязанности работников.
В возражениях на апелляционную жалобу СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы в пользу решения суда.
Выслушав объяснения представителя ответчика Смородинова В.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
В силу положений части 3 статьи 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 81 ТК РФ, - в связи с неоднократным неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Пунктом 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.
Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по пункту 5 части 1 статьи 81 Кодекса, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.
При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2).
Судом первой инстанции установлено, что Матросов А.В. на основании трудового договора № 5 от 20 апреля 2015 года принят на должность лесовода в ПХС-3 типа п. Куяр СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» с 20 апреля 2015 года.
В 2017 году в СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» проведена специальная оценка условий труда (далее СОУТ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда составлена карта № 11А специальной оценки условий труда лесовода (участника тушения пожара), содержащая сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда 3.1, а также о гарантиях и компенсациях, предоставляемых работнику (работникам) на данном рабочем месте: повышенная оплата труда и проведение медицинских осмотров по пункту 9 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» издан приказ № 05-ОД от 1 февраля 2018 года о проведении для работников периодического медицинского осмотра в срок до 20 февраля 2018 года. В соответствии с данным приказом лесоводу Матросову А.В. выдано направление в ГБУ РМЭ «Поликлиника № 3 г. Йошкар-Олы» для прохождения медицинского осмотра по пункту 9 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 года.
Докладной запиской специалиста по охране труда от 2 апреля 2018 года сообщено работодателю о том, что лесовод Матросов А.В. не завершил периодический медицинский осмотр без уважительной причины. Данное обстоятельство подтверждается заключительным актом ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница Поликлиника № 3» от 13 марта 2018 года по результатам проведенного периодического медицинского осмотра работников СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана».
Приказом СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» от 09 апреля 2018 года № 15-ОД лесовод Матросов А.В. отстранен от работы с 10 апреля 2018 года в связи с не прохождением обязательного (периодического) медицинского осмотра без уважительной причины до прохождения медицинского осмотра, с которым Матросов А.В. ознакомлен под роспись.
13 апреля 2018 года составлен акт № 1 об отказе Матросова А.В. от получения направления на периодический медицинский осмотр по пункту 4.1 приложения 1, пункту 9 приложения № 2 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, свой отказ Матросов А.В. мотивировал тем, что не согласен с пунктом 9 приложения № 2, который не соответствует занимаемой им должности.
20 апреля 2018 года начальником СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» Матросову А.В. предложено дать объяснение по факту не прохождения периодического медицинского осмотра.
Согласно объяснениям Матросова А.В. от 20 апреля 2018 года периодический медицинский осмотр им не пройден в связи с тем, что СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» отказывается выдать ему направление на медосмотр по пункту 3 приложения 2 к приказу № 302н, которое соответствует отрасли «лесное хозяйство» и должности «лесовод». Считает, что пункт 9 приложения 2 к приказу № 302н к занимаемой им должности не применим, а относится к работе аварийно-спасательных служб МЧС РФ.
20 апреля 2018 года специалистом по кадрам в присутствии председателя профсоюзной организации (диспетчера), старшего летчика наблюдателя СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» составлен акт № 2 от отказе Матросовым А.В. от прохождения медосмотра.
Приказом СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» от 24 апреля 2018 года № 20-ОД лесоводу Матросову А.В. объявлен выговор в соответствии с пунктом 2 статьи 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины, выразившееся в отказе от прохождения обязательного периодического медицинского осмотра без уважительной причины. С приказом о применении дисциплинарного взыскания Матросов А.В. ознакомлен.
25 апреля 2018 года на основании приказа СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» № 21-ОД Матросов А.В. вновь был отстранен от работы в связи с не прохождением обязательного периодического медицинского осмотра без уважительной причины до прохождения медицинского осмотра.
26 апреля 2018 года лесовод Матросов А.В. отказался от получения направления на периодический медицинский осмотр, мотивировав свой отказ несогласием с пунктом 9 приложения № 2, указанным в направлении на медицинский осмотр, о чем составлен соответствующий акт № 3 специалистом по кадрам в присутствии старшего летчика наблюдателя и диспетчера СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана». С актом Матросов А.В. ознакомлен.
В этом же день Матросову А.В. предложено дать объяснение по факту отказа от получения повторного направления на периодический медицинский осмотр.
В своем объяснении от 26 апреля 2018 года Матросов А.В. указал, что п. 9 приложения 2 к занимаемой им должности не применим, готов пройти медосмотр по пунктом 3 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н.
3 мая 2018 года специалистом по кадрам в присутствии председателя профсоюзной организации (диспетчера), старшего летчика наблюдателя СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» составлен акт об отказе Матросовым А.В. от прохождения медосмотра, в котором указано, что от вновь назначенного срока завершения обязательного периодического медицинского (обследования) осмотра на работах в опасных условиях труда Матросов А.В. отказался.
В своем объяснении от 3 мая 2018 года Матросов А.В. приводит доводы, аналогичные указанным ранее, о том, что препятствием к прохождению медосмотра является отказ работодателя в выдаче ему направления на медосмотр по пункту 3 приложения № 2 к приказу № 302н, пункт 9 приложения № 2 к занимаемой им должности лесовода не применим.
В соответствии с приказом начальника СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» от 3 мая 2018 года № 25-ОД к Матросову А.В. применена мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Приказом начальника СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» от 3 мая 2018 года № 05 Матросов А.В. уволен с должности лесовода ПХС-3 типа 03 мая 2018 года на основании пункта 5 части 1 статьи 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, выразившихся в не прохождении обязательного медицинского осмотра, приказов руководителя.
С приказами Матросов А.В. ознакомлен 3 мая 2018 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 ГПК РФ) и пришел к правильному выводу о том, что у работодателя имелись основания для увольнения Матросова А.В. по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ.
При этом суд исходил из того, что ответчиком порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соблюден.
Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным по доводам жалобы не имеется.
Фактически доводы жалобы сводятся к тому, что по мнению Матросова А.В. медицинский осмотр он должен проходить по пункту 3 приложения № 2 к приказу № 302н, а пункт 9 приложения № 2 к занимаемой им должности лесовода не применим. Между тем решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 января 2019 года, в удовлетворении исковых Матросова А.В. к СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана», ООО «Безопасность и охрана труда» о признании незаконным требования о прохождении медицинского осмотра, отмене карты специальной оценки условий труда № 11А отказано в полном объеме. В данном случае суд первой инстанции правильно руководствовался частью 2 статьи 61 ГПК РФ, поскольку установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего дела. Указанным решением суда установлено, что предоставление по должности лесовода ПХС-3 типа гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (класс вредности 3.1), связанных с прохождением ежегодного медицинского осмотра по пункту 9 приложения № 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н, соответствуют Уставу СГАУ РМЭ «Авиалесоохрана», должностным обязанностям лесовода ПХС-3, установленному классу вредности по должности лесовода ПХС 3 типа - 3.1.
Таким образом, у Матросова А.В. отсутствовали законные основания для отказа от прохождения медицинского осмотра.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матросова А. В. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Скворцова
М.А. Гринюк