Судья Савинцева Н.В. дело № 33-1914/2021
дело № 2а-2-70/2021; 12RS0016-02-2021-000160-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола <дата>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Скворцовой О.В.,
судей Протасовой Е.М. и Гринюк М.А.,
при секретаре Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства социального развития Республики Марий Эл и Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в
городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 31 мая 2021 года:
признать бездействие Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл», Министерства социального развития Республики Марий Эл, выразившиеся в непринятии надлежащих мер по направлению в установленный законом срок уведомления получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) об изменении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты и необходимости предоставления сведений о доходах незаконным.
Возложить на Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл», Министерство социального развития Республики Марий Эл выплатить ФИО1 ежемесячную денежную выплату за период с 1 апреля 2017 года по 30 ноября 2020 года в размере 20328 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству социального развития Республики Марий Эл и Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в
городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» (далее – ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в
городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл»), в котором просил признать незаконным бездействие ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл», Министерства социального развития Республики Марий Эл, выразившиеся в непринятии надлежащих мер по направлению в установленный законом срок уведомления получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) об изменении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты и необходимости предоставления сведений о доходах, обязать ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл», Министерство социального развития Республики Марий Эл выплатить ФИО1 ежемесячную денежную выплату за период с 1 апреля
2017 года по 30 ноября 2020 года в размере 20328 руб.
В обоснование иска указано, что по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства о ветеранах, о социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Р. Марий Эл. В период с 1 марта 2015 года по 31 декабря
2016 года в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря
2004 года №50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Р. Марий Эл» ФИО1, как ветерану труда, выплачивалась ежемесячная денежная выплата в размере 220 руб. ежемесячно; с 1 января 2017 года сумма ежемесячных денежных выплат установлена в размере 462 руб. Законом Республики Марий Эл от
20 декабря 2016 года № 55-З в указанный выше закон внесены изменения, согласно которым получаемая ФИО1 мера социальной поддержки стала носить адресный характер, определяемый критерием нуждаемости. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля
2017 года № 61 Министерству социального развития Республики Марий Эл поручено провести информационно-разъяснительную работу, в месячный срок уведомить получателей ежемесячной денежной выплаты об изменении порядка ее предоставления и необходимости предоставления сведений о доходах. Данные положения закона Министерством социального развития Республики Марий Эл, ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» выполнены не были, в связи с чем в период с 1 апреля 2017 года по 30 ноября 2020 года ФИО1 предусмотренная указанным выше законом ежемесячная денежная выплата в размере 462 руб. не производилась. Общая сумма неполученной денежной выплаты за данный период составляет
20328 руб. На основании заявления ФИО1 указанная выплата ей назначена с 1 декабря 2020 года. Поскольку в спорный период ежемесячная выплата не производилась по вине ответчиков, то в пользу ФИО1 подлежит взысканию общая сумма неполученных выплат в размере
20328 руб.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указывая, что незаконного бездействия не допущено, с заявлением в установленном законом порядке для получения ежемесячной денежной выплаты ФИО1 не обращалась. Также указано на необоснованное рассмотрение дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, незаконное возложение обязанности по выплате ФИО1 единовременной денежной выплаты и на учреждение и на министерство, в то время как учет и предоставление такой выплаты осуществляются ГКУ РМЭ – центрами предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики
Марий Эл.
В апелляционной жалобе ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В жалобе приведены доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Министерства социального развития Республики Марий Эл. Кроме того указано, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем до 30 мая 2017 год, ее доходы превышали критерий нуждаемости в 18000 руб.
В возражениях на апелляционные жалобы Горномарийский межрайонный прокурор и ФИО1 приводят доводы в поддержку принятого судом решения, просят его оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от
1 сентября 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Заслушав представителя Министерства социального развития Республики Марий Эл ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Полозову Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение ежемесячной денежной выплаты.
Согласно статье 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на
31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 462 рубля в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл (подпункт 1 пункта 1 статьи 6).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от
10 февраля 2017 года № 61 «О предоставлении ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Республике
Марий Эл, с применением критерия нуждаемости и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» предусмотрено, что с 1 апреля 2017 года ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 данного постановления, доходы которых ниже 18000 руб. в месяц.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от
10 февраля 2017 года № 61 предусмотрено, что получатели ежемесячной денежной выплаты для определения права на дальнейшее получение ежемесячной денежной выплаты представляют сведения о доходах в центры социальной поддержки населения по месту получения ежемесячной денежной выплаты. Получателям ежемесячной денежной выплаты, не представившим в течение шести месяцев с месяца приостановления предоставления ежемесячной денежной выплаты сведения о доходах, предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с месяца приостановления предоставления ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от
10 февраля 2017 года № 61 Министерству социального развития Республики Марий Эл поручено провести до 1 марта 2017 года информационно-разъяснительную работу среди населения республики о переходе к предоставлению ежемесячной денежной выплаты с применением критерия нуждаемости и необходимости представления получателями ежемесячной денежной выплаты документов, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 4 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря
2016 года № 613 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл», за шесть месяцев, предшествующих месяцу представления сведений о доходах, в государственные казенные учреждения Республики Марий Эл - центры предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл (далее - центры социальной поддержки населения); обеспечить в месячный срок с даты вступления в силу данного постановления - уведомление получателей ежемесячной денежной выплаты об изменении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты и необходимости представления сведений о доходах; приостановление предоставления ежемесячной денежной выплаты получателям ежемесячной денежной выплаты, не представившим сведения о доходах, с 1 апреля
2017 года; в течение 30 календарных дней со дня представления получателем ежемесячной денежной выплаты сведений о доходах - осуществление расчета дохода получателя ежемесячной денежной выплаты и принятие решения о дальнейшем предоставлении или прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты; в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты - направление получателям ежемесячной денежной выплаты письменного уведомления; в отношении получателей ежемесячной денежной выплаты, представивших сведения о доходах в течение шести месяцев с месяца приостановления предоставления ежемесячной денежной выплаты, - принятие решения о возобновлении предоставления ежемесячной денежной выплаты (при наличии права на получение ежемесячной денежной выплаты) в течение 7 календарных дней со дня представления сведений о доходах, при этом неполученные суммы ежемесячной денежной выплаты выплачиваются за все время, в течение которого предоставление ежемесячной денежной выплаты было приостановлено, но не более чем за шесть месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является пенсионером, а также ветераном труда.
В период с 1 марта 2015 года по 31 декабря 2016 года в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» ФИО1, как ветерану труда, на основании ее заявления от 5 марта 2015 года и решения о назначении ежемесячной выплаты от 5 марта 2015 года выплачивалась ежемесячная денежная выплата в размере 220 руб.; с 1 января 2017 года по 31 марта 2017 года – в размере 462 руб.
Решением ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл»
<№> от 31 марта 2017 года начисление ежемесячной денежной выплаты в сумме 462 руб. ФИО1 приостановлено с 1 апреля
2017 года.
Решением ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл»
<№> от 2 октября 2017 года начисление ежемесячной денежной выплаты в сумме 462 руб. ФИО1 прекращено с 1 апреля
2017 года.
3 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» для назначения ежемесячной денежной выплаты, и с 1 декабря 2020 года ей была назначена указанная выплата.
Разрешая спор, установив, что вследствие бездействия Министерства социального развития Республики Марий Эл и ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл», выразившихся в непринятии надлежащих мер по направлению в установленный законом срок уведомления получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) об изменении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты и необходимости предоставления сведений о доходах, ежемесячные денежные выплаты ФИО1 в сумме 462 руб. прекращены, суд первой инстанции возложил на Министерство социального развития Республики Марий Эл и ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» обязанность выплатить ФИО1 за период с 1 апреля 2017 года по 30 ноября 2020 года ежемесячную денежную выплату в сумме 20328 руб.
С выводом суда о бездействии Министерства социального развития Республики Марий Эл, выразившегося в непринятии надлежащих мер по направлению в установленный законом срок уведомления получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) об изменении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты и необходимости предоставления сведений о доходах незаконным, судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.
Из материалов дела, возражений Министерства социального развития Республики Марий Эл следует, что выполнение требования пункта 1 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 года № 61 обеспечивалось Министерством следующим образом:
- информационные сообщения об изменении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты доводились до получателей мер социальной поддержки через телевидение, в том числе сообщалось бегущей строкой в новостной ленте, через радио, республиканские средства массовой информации; также соответствующая информация неоднократно размещалась на официальном сайте Министерства;
- информационные сообщения по просьбе Министерства размещались в залах ожидания клиентских служб всех управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах Республики Марий Эл (письмо Министерства от 21 февраля 2017 года <№>, письмо Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл от 1 марта 2017 года <№>);
- согласно письмам Министерства от 2 февраля 2017 года <№>, от 14 февраля 2017 года <№> информационные уведомления были размещены на квитанциях ПАО ГК «ТНС энерго» за февраль и март
2017 года.
- информационные сообщения доводились до граждан на различных совещаниях, мероприятиях, в которых участвовали сотрудники Министерства;
- по указанию Министерства всем гражданам, посещавшим центры социальной поддержки населения в районах и городах Республики
Марий Эл, в течение первого полугодия 2017 года раздавались листовки с информационным сообщением; в раздаче листовок также участвовали волонтеры.
- письмом от 15 февраля 2017 года <№> Министерством было поручено обеспечить исполнение пункта 1 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 года <№> подведомственными учреждениями - центрами социальной поддержки населения в городах и районах Республики Марий Эл.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Министерство социального развития Республики Марий Эл приняло надлежащие меры по исполнению требований пункта 1 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля
2017 года № 61, указанное не свидетельствует о бездействии Министерства социального развития Республики Марий Эл, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене, в иске Горномарийскому межрайонному прокурору Республики Марий Эл о признании бездействия Министерства социального развития Республики Марий Эл надлежит отказать.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2016 года № 613 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл», учет и предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляются государственными казенными учреждениями Республики Марий Эл – центрами предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл.
Таким образом, из содержания вышеуказанного Постановления Правительства Республики Марий Эл следует, что обязанности по приостановлению предоставления ежемесячной денежной выплаты получателям ежемесячной денежной выплаты, не представившим сведения о доходах, с <дата> и направлению получателям ежемесячной денежной выплаты письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты должны исполняться центрами предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл по месту получения ежемесячной денежной выплаты. При таких обстоятельствах, обязанность по уведомлению получателей ежемесячной выплаты об изменении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты и предоставления сведений о доходах также возлагались и на центры предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл.
Доводы ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске» о проведении информационно-разъяснительной работы среди населения посредством средств массовой информации, печатного издания «Ведомости Козьмы и Дамиана», на информационных стендах в ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки населению в
городе Козьмодемьянске», а также расчетных листах об оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности электроснабжения, не подтверждают соблюдение им установленного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 года № 61 порядка уведомления получателей ежемесячной денежной выплаты о прекращении предоставления такой выплаты – в письменном виде в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об этом.
При этом доводы ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске» о том, что в бюджетной смете не предусматривается финансирование расходов на приобретение почтовых конвертов в полной потребности для учреждения, в связи с чем уведомление получателей мер социальной поддержки о принятии решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты осуществляется посредством телефонной связи, а не на бумажном носителе, не свидетельствуют об отсутствии нарушения прав ФИО1
В ходе рассмотрения дела учреждением не представлены доказательства выполнения обязанности по уведомлению получателя ежемесячной денежной выплаты ФИО1 о прекращении предоставления такой выплаты. В связи с этим утверждение ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске» о выполнении им обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 года № 61, не соответствует действительности. Доводы ответчиков о том, что такие обязанности по уведомлению распространяются на центры занятости лишь при назначении новой выплаты в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 года № 41 судебной коллегией отклоняются, поскольку в содержании указанного постановления таких условий не содержится. Утверждения ответчиков, что исковые требования прокурора основаны лишь на бездействии ответчиков связанного с ненадлежащей информационно-разъяснительной работой, не препятствуют суду поставить на обсуждение сторон и выяснить фактические обстоятельства, повлекшие нарушение прав истца ФИО1
Таким образом, права ФИО1 были нарушены ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске», поскольку ненадлежащее информирование (не разъяснение) истца об изменение порядка и условий выплаты, невыполнение учреждением обязанности по направлению в письменном виде ФИО1 уведомления о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты привело к неполучению ею, как ветераном труда, на протяжении длительного времени гарантированных мер социальной поддержки в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 5-КГ21-29-К2.
Проверяя доводы апелляционной жалобы ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске» о превышении доходов ФИО3 критерия нуждаемости, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем до 29 мая 2017 года. Размер ее пенсии до 30 июня 2017 года составлял 9540 руб. 61 коп.
Как следует из представленных в материалы дела налоговых деклараций, зарегистрированных в налоговом органе, по единому налогу на вмененный доход, доходы ФИО1 с октября 2016 года по март
2017 года составляли по 8936 руб. в месяц, при этом ею оплачено страховых взносов за 4 квартал 2016 года 5788 руб., за 1 квартал 2017 года – 6997 руб., доходы за апрель 2017 года составили 8936 руб., за май 2017 года –
8359 руб., ею оплачены страховые взносы в сумме 4514 руб.
Согласно статье 7 Федерального закона от 05 апреля 2003 года
№ 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» данного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает наряду с общим режимом налогообложения возможность применения для отдельных видов деятельности специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход (статья 18), который предполагает установление соответствующего особого порядка определения элементов налогообложения
Пунктом 1 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.
Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 31 января 2013 года
№ 03-11-10/1925 «О применении ИП системы налогообложения в виде ЕНВД и УСН» указано, что налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 главы 26.3 Кодекса. В связи с этим, способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения. Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения, расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
Согласно пункту 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, при исчислении критерия нуждаемости для определения дохода индивидуального предпринимателя должны приниматься во внимание реальные доходы индивидуального предпринимателя, перешедшего на специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход, то есть должны приниматься во внимание все полученные в распоряжение индивидуального предпринимателя реальные доходы от занятия предпринимательской деятельностью за расчетный период, а также все произведенные за указанный период непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденные расходы.
Учитывая изложенное, из доходов ФИО1 следует вычитать сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Расчет, приведенный ФИО1 (л.д. 100-101), является верным, ее доходы в период осуществления предпринимательской деятельности и после прекращения осуществления предпринимательской деятельности не превышали критерий нуждаемости в 18000 руб. в месяц.
Между тем судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции незаконно возложил обязанность по выплате ФИО1 единовременной денежной выплаты и на учреждение и на министерство.
Так, согласно пункту 3 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2016 года № 613, учет и предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляются государственными казенными учреждениями Республики Марий Эл - центрами предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом 13 указанного Порядка предоставление ежемесячной денежной выплаты производится центрами социальной поддержки населения через кредитные организации на имеющиеся или открываемые получателями ежемесячной денежной выплаты счета или путем выплаты (доставки) средств через организации федеральной почтовой связи.
Таким образом, обязанность по выплате ФИО1 ежемесячной денежной выплаты за период с 1 апреля 2017 года по 30 ноября 2020 года в размере 20328 руб. подлежала возложению только на ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл». Иск Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл о возложении обязанности на Министерство социального развития Республики Марий Эл выплатить ежемесячную денежную выплату ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от
31 мая 2021 года отменить в части.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в иске Горномарийскому межрайонному прокурору Республики Марий Эл о признании бездействия Министерства социального развития Республики Марий Эл и возложении обязанности на Министерство социального развития Республики Марий Эл выплатить ежемесячную денежную выплату ФИО1 отказать.
В остальной части решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 31 мая 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий О.В. Скворцова
Судьи Е.М. Протасова
М.А. Гринюк
мотивированное апелляционное определение составлено 25 октября 2021 года
Определение27.10.2021