Судья Иванова Н.В. № 33а-1877/2021
УИД 12RS0003-02-2020-005424-66
дело № 2а-233/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 21 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А.,
судей Салиховой Э.И. и Смышляевой И.Н.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 24 февраля 2021 года, которым постановлено:
административное исковое заявление ИФНС России по г. Йошкар-Оле удовлетворить частично.
Взыскать со ФИО1 (ИНН <№>) транспортный налог 2565 рублей, пени 277,18 рублей, налог на имущество физических лиц 1908 рублей, пени 299,65 рублей, земельный налог 984 рубля, пени 29,56 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать со ФИО1 (ИНН <№>) государственную пошлину в доход бюджета 400 рублей.
Распределение взысканных сумм между бюджетами разных уровней возложить на ИФНС России по г. Йошкар-Оле.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляевой И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле (далее ИФНС России по г. Йошкар-Оле) обратилась в Йошкар-Олинский городской суд с административным иском к ФИО1 с учетом уточнения заявленных требований о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц в размере 2565 рублей, пени по данному налогу в размере 279 рублей 76 копеек, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов, в размере 2829 рублей, пени по данному налогу в размере 303 рубля 60 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 984 рубля, пени по данному налогу в размере 29 рублей 56 копеек. Всего задолженности по налогам и пени в общем размере 6990 рублей 92 копейки.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Йошкар-Оле, является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога. В адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты указанных налогов за 2018 год, а также пени в связи с неуплатой налогов за 2013, 2014, 2015 годы, взысканных судебным приказом. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок и пени, в порядке, предусмотренном статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), направлены налоговые требования, которые оставлены без удовлетворения. Судебный приказ о взыскании со ФИО1 указанной задолженности отменен 12 мая 2020 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 июля 2021 года ФИО1 восстановлен срок для подачи апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований налогового органа отказать в полном объеме. Указывает, что он не был извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции, по месту регистрации не проживает, в связи с чем судебную корреспонденцию не получил по уважительной причине. Имущество, на которое налоговым органом исчислен налог, у административного истца отсутствует, поскольку мотоцикл находится в розыске, договоры о приобретении объектов недвижимости от 17 апреля 2017 года признаны недействительными решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от
9 декабря 2019 года. Кроме того, по ранее рассмотренному аналогичному делу определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2019 года прекращено производство по делу о взыскании задолженности по налогам в связи с отказом налогового органа от иска.
Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от
27 августа 2021 года в порядке подготовки дела по апелляционной жалобе к рассмотрению произведена замена административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле на правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку состоявшегося решения суда, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 не явился, о дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл по доверенности ФИО2, просившей оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390, частями 1, 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размера, предусмотренного данной нормой закона.
Ставки земельного налога в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» установлены решением VIII сессии Городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 25 октября 2005 года №151-IV.
Административному истцу на праве собственности в 2018 году принадлежали, в том числе следующие земельные участки: кадастровый номер <№>, расположенный по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>. Следовательно, ФИО1 обязан уплачивать земельный налог.
Согласно статьям 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе квартиры, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 403 НК РФ).
В силу части 1 статьи 406 НК РФ (в редакции, действовавшей до
29 декабря 2020 года) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно материалам дела судом первой инстанции установлено, что административному ответчику на праве собственности в 2018 году принадлежали следующие объекты недвижимости: гараж, расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе ФИО1 приводит доводы об отсутствии оснований для взыскания налога на имущество со ссылкой на определение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2019 года, вынесенное по делу №А38-13787/2017, о признании недействительными договоров купли-продажи от 17 апреля 2017 года, по условиям которых ФИО1 приобрел в собственность у ФИО3, в том числе следующие объекты недвижимости: гараж, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с положениями пунктов 2, 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Из совокупного толкования данных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и приведенных выше норм НК РФ следует, что гражданин признается плательщиком налога в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения и перешедшего к нему по договору, с момента государственной регистрации права собственности на данный объект. Обязанность по уплате такого налога прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав записи о прекращении права собственности лица.
Следовательно, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц вынесением решения о признании сделки недействительной не прекращается, такая обязанность утрачивается после внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в 2018 году ФИО1 являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, в отношении всех приведенных в решении объектов недвижимости.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (части 1 статьи 357 НК РФ).
Из части 1 статьи 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 частей 1, 2 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 361 НК РФ).
Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлены налоговые ставки транспортного налога.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, в 2018 году на административного ответчика в установленном законом порядке были зарегистрированы транспортное средство ГАЗ 69, государственный регистрационный знак <№>, и мотоцикл <...>, государственный регистрационный знак <№>.
При таких обстоятельствах и вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО4 являлся плательщиком транспортного налога. Поскольку мотоцикл не снят с регистрационного учета, то установленных законом оснований для освобождения от уплаты транспортного налога по причине выбытия его из владения ответчика не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым органом ФИО1 через личный кабинет направлено налоговое уведомление от 27 июня 2019 года <№> об уплате следующих налогов за 2018 год: транспортного налога в общем размере 2565 рублей (за мотоцикл Ява 350 634 – 440 рублей, автомобиль ГАЗ 69А – 2125 рублей); земельного налога, в том числе в отношении земельного участка по адресу: <...> – 420 рублей и налога на имущество физических лиц в общем размере 2829 рублей. Установленный срок уплаты данных налогов –
2 декабря 2019 года.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок административному ответчику налоговым органом через личный кабинет направлены: налоговое требование <№> об уплате в срок до 23 декабря 2019 года задолженности по налогам за 2018 год и пени, в том числе недоимки по транспортному налогу в размере 2565 рублей, пени в размере 10 рублей 96 копеек, по налогу на имущество физических лиц в размере 2829 рублей и пени в размере 12 рублей 10 копеек, земельному налогу в размере 984 рубля и пени в размере 4 рубля 21 копейка и налоговое требование 90015 об уплате в срок до 29 ноября 2019 года задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц в общем размере 334 рубля 13 копеек, транспортному налогу в общем размере 325 рублей 69 копеек, земельному налогу в общем размере 25 рублей 35 копеек.
Требования налогового органа в добровольном порядке административным ответчиком исполнены не были.
20 марта 2020 года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл вынесен судебный приказ о взыскании со ФИО1 указанной задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи от 12 мая 2020 года данный судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений.
Доказательств исполнения требований в установленный срок административным ответчиком не представлено.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные по делу доказательства, в том числе сведения из Единого государственного реестра недвижимости, установив неисполнение ФИО1 обязанности по уплате налогов и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении административного иска и взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени.
Установленный частью 2 статьи 286 КАС РФ и статьей 48 НК РФ срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением налоговым органом соблюден, в том числе и в отношении частично взысканных пени по налогам за период 2014-2015 годы.
При расчете сумм налогов и пени судом первой инстанции учтены, произведенные ответчиком оплаты задолженности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представленное определение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2019 года по делу <№> не свидетельствует о тождественности предмета и основания спора по настоящему делу, поскольку в рамках административного дела № <№> со ФИО1 взыскивалась задолженность по налогам и пени за 2017 год. Отказ от иска связан с добровольным исполнением ФИО1 обязанности по уплате имеющейся задолженности 10 июня 2019 года, что учтено при вынесении решения по настоящему делу и расчете суммы пени.
В остальной части доводы апелляционной жалобы ФИО1 сводятся к неизвещению его о дне, времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.
К судебной корреспонденции подлежат применению положения статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которой юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам. При неполучении юридически значимого сообщения, направленного с соблюдением указанных требований, гражданин несет риск неблагоприятных последствий, вызванных неполучением судебной корреспонденции.
Согласно материалам дела о судебных заседаниях ФИО1 извещался посредством почтовой связи по адресу регистрации: <...>. Судебная повестка о необходимости явки на судебное заседание 14 января 2021 года в 9 часов 45 минут, направленная по указанному адресу, получена ФИО1 лично. Последующая судебная корреспонденция, направляемая ФИО1 по адресу регистрации, им не получена, возращена в суд в связи с истечением срока хранения. Доказательств неполучения судебной корреспонденции по уважительным причинам не представлено, факт непроживания
ФИО1 по адресу регистрации такой причиной не является. При таких обстоятельствах ФИО1 считается извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, сведения о движении дела согласно части 7 статьи 96 КАС РФ размещены в сети Интернет, что подтверждает имеющийся в материалах дела отчет.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции доказательствам по делу, в связи с этим не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО1 и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи Э.И. Салихова
И.Н. Смышляева
Определение01.10.2021