НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 16.10.2014 № 33-1833/2014

 Судья Анисова О.С.                         дело № 33-1833/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Йошкар-Ола                             16 октября 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

 председательствующего Юровой О.В.

 судей Лелекова Н.Г., Клюкиной О.В.,

 при секретаре Вичужаниной Н.Ф.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 12 августа 2014 года, которым постановлено:

 исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда удовлетворить частично;

 признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда;

 обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл включить ФИО1 в специальный стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда, период его работы в качестве старшего кондуктора железной дороги <...> с 00.00.00 по 00.00.00 ( 3 года 8 месяцев 29 дней), с 00.00.00 по 00.00.00 (2 месяца 25 дней) и возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл обязанность назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 00.00.00;

 в остальной части иска в удовлетворении исковых требований отказать.

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл о признании права па досрочную трудовую пенсию по старости, уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил обязать ответчика включить в льготный стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда период его работы учеником кондуктора лесовозной железной дороги с 00.00.00 по 00.00.00, с 00.00.00 по 00.00.00 и с 00.00.00 по 00.00.00 в должности старшего кондуктора железной дороги <...>. В обоснование требований указал, что решением комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл от
00.00.00 № <...> ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что на день обращения у него нет требуемого специального стажа 12 лет на рабатах с тяжелыми условиями труда, а имеется льготный стаж только 8 лет 8 месяцев 27 дней. При этом в его специальный стаж для начисления трудовой пенсии по старости не включены периоды работы в <...> в качестве старшего кондуктора железной дороги с 00.00.00 по 00.00.00 и с 00.00.00 по 00.00.00, так как наименование должности не соответствует Списку № 2 производств, работ, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (и старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 и Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона РСФСР
«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272. С данным решением истец не согласен, поскольку железная дорога Волжского лесокомбината Минлесхоза МАССР имела грузовые поезда, на которых производилась перевозка срубленной на лесных участках древесины. В его должностные обязанности как старшего кондуктора входило сопровождение грузовых поездов, осуществление маневров грузовых вагонов и поездов, осмотр грузовых вагонов и грузов в виде древесины и пиломатериалов на станциях.

 Судом постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл выражает несогласие с решением суда, как вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе приводятся доводы о том, что в Списках № 1, 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях профессия старший кондуктор железной дороги правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не пользуется. Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что истцом не представлено документов, подтверждающих его работу в особых условиях в спорные периоды.

 Выслушав объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл ФИО2, поддержавшей доводы жалобы и просьбу об отмене решения суда, ФИО1 о законности и обоснованности решения суда, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

 В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года
№ 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам по достижении возраста 55 лет если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

 Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 При досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредным и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, а также для периодов работы до 01 января 1992 года наравне со Списком № 2 от 26 января 1991 года применяется Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.

 Подразделом 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» раздела XXX «Транспорт» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрена профессия кондуктора грузовых поездов без дополнительных условий и ограничений.

 Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в стаж работы, дающей право на государственную пенсию на льготных условиях, включается работа в должности кондуктора грузовых поездов с соответствующим кодом профессии.

 Из разъяснений Госкомтруда СССР от 09 января 1957 года № 1
«О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», следует, что если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список № 2 в раздел XXX, подраздел 1 включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе трудовой книжки истца, ФИО1 00.00.00 принят учеником кондуктора лесовозной железной дороги широкой колеи <...>, с 00.00.00 переведен на должность старшего кондуктора железной дороги этого же предприятия, где проработал до 00.00.00.

 Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 и возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда, периодов его работы в качестве старшего кондуктора железной дороги <...>.

 Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается.

 Доводы жалобы об отсутствии у суда оснований для удовлетворения требований истца, являются несостоятельными, поскольку не опровергают выводы, изложенные в решении суда, и не служат правовым основанием для его отмены, так как были предметом судебного разбирательства и надлежащим образом оценены в решении суда.

 В силу положений подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.

 Пунктом 3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 1 апреля 2003 года № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.

 Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года № 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел ХХХ, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (пункт 8). Аналогичные разъяснения были даны Минтрудом Российской Федерации 22 мая 1996 года № 5 (пункты 7, 9).

 Так, в соответствии с пунктом 9 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.

 При оценке доводов жалобы о том, что спорный период работы истца в должности старшего кондуктора железной дороги не может быть включен в специальный стаж, судебная коллегия исходит из того, что в разделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 года
№ 283/24-82) должность старшего кондуктора железной дороги отдельно не выделена. В пункте 7 указанного раздела Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих содержится тарифно-квалификационная характеристика, как общего наименования данной профессии.

 В силу изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными Разъяснениями от 2 апреля 1976 года и 22 мая 1996 года, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, как по Списку № 2 от 22 августа 1956 года, так и по Списку от 24 апреля 1992 года пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и, как поименовано в трудовой книжке истца, должность «старший кондуктор железной дороги».

 Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

 Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.

 В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
12 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл – без удовлетворения.

 Председательствующий                    О.В. Юрова

 Судьи                                Н.Г. Лелеков

                                     О.В. Клюкина

 <...>

 <...>

 <...>