НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 11.12.2018 № 33-2015/18

Судья Нечаева Т.Ю. дело № 33-2015/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 11 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Клюкиной О.В. и Ваулина А.А.,

при секретаре Матвеевской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Садковой Т.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2018 года, которым постановлено:

иск Садковой Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл о признании решения незаконным, возложении обязанности провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета персонифицированного учета, признании права на получение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Садкова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - ГУ – УПФ РФ в
г. Йошкар-Оле), в котором в окончательно сформулированных требованиях просила признать решение ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле № <...> от
01 февраля 2018 года в части установления индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) в размере 9,025 на дату подачи заявления
26 октября 2017 года незаконным; обязать ответчика провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица путем указания в пункте 2 «Сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица с 01 января 2002 года» в части начисленного расчетного пенсионного капитала (далее – РПК) за период 2016 года суммы в размере 14748 руб. 97 коп., за период 2017 года суммы в размере 15323 руб. 46 коп., в части уплаченных страховых взносов на страховую пенсию за
2017 год - суммы в размере 24900 руб., в части итого уплачено 155748 руб. 68 коп.; обязать ответчика провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица путем указания в пункте 4 «Сведения о состоянии ИПК (с 01 января 2015 года)» в части индивидуального пенсионного коэффициента за период до 2015 года - 8,061, за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года фактически и учитываемый коэффициент - 1,158, за период с 01 января 2017 года по
31 декабря 2017 года фактически и учитываемый коэффициент - 1,093, в части суммы учитываемых ИПК за период с 01 января 2015 года по
31 декабря 2017 года - 3,507; признать за ней право на получение страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии)
с 01 января 2018 года; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии)
с 01 января 2018 года, исходя из размера ИПК за период до 01 января
2015 года в размере 8,061, за период 2015 года - 1,256, за период 2016 года - 1,158, за период 2017 года - 1,093.

В обоснование иска указано, что оспариваемым решением ответчика ей отказано в установлении пенсии по старости так как величина индивидуального пенсионного коэффициента менее допустимого значения 11,4 баллов в 2017 году согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон
№ 400-ФЗ). Величина ИПК на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составила 9,025 баллов, страховой стаж составил 8 лет 11 месяцев
28 дней. В страховой стаж не включен период работы адвокатом с 06 апреля 2007 года по 31 декабря 2010 года, с чем она не согласна, поскольку в указанный период была освобождена от уплаты страховых взносов в соответствии с действующим законодательством до 01 января 2010 года как получатель пенсии по выслуге лет по Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Таким образом, трудовой стаж в период с 06 апреля 2007 года по 31 декабря 2009 года должен быть учтен при установлении пенсии. Кроме того, не согласна с расчетом ИПК в размере 9,025 на дату подачи заявления 26 октября
2017 года, так как им неверно зачтены суммы уплаченных страховых взносов.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Садкова Т.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что при определении размера РПК и ИПК за период до
31 декабря 2014 года подлежал применению Федеральный закона от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014 года сумма страховых взносов, перечисленных ею в Пенсионный фонд составила
88095 руб. 60 коп., с учетом перечисления ею недоимки по квитанции от
12 января 2016 года в размере 1390 руб. 70 коп. общий размер отчислений в пенсионный фонд за указанный период составил 89486 руб. 30 коп. Полагает, что указанная сумма должна быть учтена при расчете ее пенсионного капитала на период 31 декабря 2014 года. По расчетам истца размер страховой части пенсии на 31 декабря 2014 года составит: ((4768,05*5,6148)+(4768,05*5,6148*11%)+89486,30):228=522,82. Указывает, что только с 1 января 2015 года при расчете индивидуального пенсионного капитала учитываются страховые взносы, зачисленные на индивидуальную часть тарифа. С учетом того, что стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 января 2015 года составляла 64 руб. 10 коп. количество баллов ИПК на указанный период по подсчетам истца составит 8,156=(522,82:64,10). Также считает, что допущена ошибка при подсчете РПК за 2016 год, поскольку кроме внесенных истцом страховых взносов (фиксированная часть) в размере 19356 руб. 48 коп., ею также уплачена сумма 1500 руб. сверх полученного дохода в размере 300000 руб., тогда как ответчиком учтена сумма 1089 руб., которая не верно исчислена ответчиком от суммы дохода за минусом расходов, между тем она подлежала исчислению от суммы доходов без учета расходов. Настаивает на том, что у нее возникло право на получение страховой пенсии по старости.

В возражении на апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ
в г. Йошкар-Оле приводит доводы в пользу решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения Садковой Т.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Соловьевой О.Е., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не находит.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 17 января
1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих производится на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 года
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Из анализа статьи 15 этого Федерального закона во взаимосвязи с его статьей 2, включающей прокурорских работников в понятие «военнослужащие», следует, что пенсионное обеспечение прокурорских работников осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1), устанавливающим для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, право на получение пенсии за выслугу лет, являющуюся по своему характеру специальным трудовым стажем, приобретаемым в процессе такой службы.

Пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом № 156-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от
12 февраля 1993 года № 4468-1 и трудовой пенсии по старости
(за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа).

Так, согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Соответственно, с введением указанной нормы Федеральным законом № 156-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военные пенсионеры приобрели право на получение одновременно пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии.

Статьей 8 Закона № 400-ФЗ установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости,
в 2015 году составляет 6 лет и с 01 января 2016 ежегодно увеличивается на один год с 2024 года составит не менее 15 лет; наличие величины ИПК не ниже 6,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4, до достижения величины ИПК 30. При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ.

Таким образом, право на страховую пенсию по старости в 2017 году имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 8 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Садкова Т.А. является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Садкова Т.А., 28 октября 1962 года рождения, 26 октября
2017 года обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 01 февраля 2018 года
№ 324177/17 истцу отказано в установлении пенсии по старости, так как величина индивидуального пенсионного коэффициента составила менее допустимого значения 11,4 баллов в 2017 году. Страховой стаж истца по состоянию на 26 октября 2017 года, составил 8 лет 11 месяцев 28 дней.

Согласно пункту 9 статьи 15 Закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с
01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря
2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции действовавшей в 2010, 2011 году) страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Судом установлено, что за 2010 и 2011 годы Садкова Т.А. уплатила страховые взносы в размере: 2010 год - 10392 руб., в РПК учтено 10392 руб.; 2011 год – 13509 руб. 60 коп., в РПК учтено 13509 руб. 60 коп.

Тарифы страховых взносов в 2012 году для адвокатов установлены пунктами 2.1, 2.2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которым для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы: для лиц 1966 года рождения и старше - 26,0 процента на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них: 10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

За 2012 год истец уплатила – 14386 руб. 32 коп., в РПК учтено
8853 руб. 12 коп. (14386,32x16:26). В 2013 году уплачено 32479 руб. 20 коп., в РПК учтено 19987 руб. 20 коп. (32479,20*16:26).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) с 01 января 2014 года адвокаты уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу пункта 1 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Истцом получен доход в 2014 году в размере 431000 руб., соответственно должны быть уплачены дополнительно взносы не позднее
01 апреля 2015 года в размере 1310 руб. (431000-300000=131000x1%), а уплата произошла только 16 января 2016 года, итого начислено 18638 руб.
48 коп. (17328,48+1310). В РПК после корректировки учтено 11469 руб.
83 коп. (17328,48+1310=18638,48*16:26=11469,83).

Таким образом, расчетный пенсионный капитал за 2010-2014 год, с учетом корректировки, был учтен в размере 70864 руб. 44 коп., из них
64211 руб. 75 коп. индивидуальные страховые взносы (10392+13509,60+8853,12+19987,20+11469,83)+6652,69 (индексация)).

При таких обстоятельствах размер страховой части пенсии истца составляет 441 руб. 14 коп. (26771,65+2944,88+70864,44):228=100580,97:228=
441,14).

С 01 января 2015 года в связи с вступлением в силу Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости рассчитывается в зависимости от индивидуального пенсионного коэффициента. Стоимость 1 пенсионного коэффициента на 01 января 2015 года составляла 64 руб. 10 коп. При таких обстоятельствах индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года составил 6,882=(441,01:64,10).

Судом также установлено, что в 2015 году уплачено страховых взносов 18786 руб. 60 коп., начислено 23220 руб. 80 коп. (18610,80+4610).
5965 руб. (МРОТ)х12=71580х26%=18610 руб. 80 коп., доход составил 761000-300000=461000х1%=4610 руб. в РПК учтено 14289 руб. 72 коп. (18610,80+4610=23220,80*16:26).

В 2016 году уплачено 19356 руб. 48 коп. (6204 МРОТ*12=74448*26%,) в РПК - учтено 11911 руб. 68 коп. (19356,48*16:26), без учета дохода, доход по данным ИФНС за 2016 год составил 408908 руб., истец должна уплатить до 1 апреля 2017 года 1089 руб. (408908-300000=108908*1%), после уплаты в РПК учтено 12581 руб. 89 коп. (11911,68+(1089*16:26)).

В соответствии с пунктом 18 статьи 15 Закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 01 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле: ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10, где ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 01 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в частях 3 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.

С учетом указанного величина ИПК истца за 2015 год составила 1,256=(14289,72:113760*10), где 14289 руб. 72 коп. - сумма страховых взносов, учтенная в РПК, 113760 руб. - нормативный размер страховых взносов за 2015 год.

За 2016 год ИПК составил 0,988=(12581,89:127360*10), где
12581 руб. 89 коп. - сумма страховых взносов, учтенная в РПК за 2016 год, 127360 руб. - нормативный размер страховых взносов за 2016 год.

Всего за 2015, 2016 год - 2,244=(1,256+0,988).

Судом также установлено, что ИПК истца в 2017 году составил 1,027.

Итого ИПК за 2010 - 2017 год составляет 10,153 (6,882+2,244+1,027).

Таким образом, учитывая, что на момент обращения Садковой Т.А.
26 октября 2017 года в ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, условия назначения страховой пенсии по старости, предусмотренные статьей 8 Закона № 400-ФЗ истцом не выполнены, а именно ее ИПК составил менее допустимого значения 11,4 установленного в 2017 году, суд обоснованного отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом судом учтено, что ответчиком на основании действующего законодательства, расчет ИПК на дату обращения Садковой Т.А. в ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле был произведен правильно, в дальнейшем после доплаты страховых взносов, ответчиком произведена корректировка сведений, что привело к увеличению ИПК.

Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.

Довод апелляционной жалобы о несогласии с расчетом размера РПК и ИПК за период 2012 – 2014 год, которые рассчитаны исходя только из индивидуальной части тарифа страховых взносов, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном понимании норм права.

Правила распределения страховых взносов и отражения их на индивидуальном лицевом счете в спорные периоды были определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Согласно пункту 13 части 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

В соответствии со статьей 3, пунктами 2.1, 2.2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, адвокатами,
1966 года рождения и старше, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов: 26% - на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них: 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов (предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации); 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов, (которая предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации).

Таким образом, индивидуальная часть тарифа страховых взносов (16%) направлена на формирование денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица в целях определения размера страховой пенсии, а 10% страховых взносов - на формирование в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере страховой пенсии.

В расчетный пенсионный капитал истца для исчисления страховой части пенсии истца были учтены суммы: 2012 год - 8853 руб. 12 коп,
2013 год - 19987 руб. 20 коп., 2014 год - 11469 руб. 83 коп, то есть индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 16%, что полностью соответствует изложенным требованиям законодательства.

При таких обстоятельствах, оснований для перерасчета страховой части пенсии, исходя из всей суммы уплаченных страховых взносов, не имеется, так как для перерасчета пенсии учитывается индивидуальная часть тарифа страховых взносов истца.

Довод апелляционной жалобы о неверном подсчете РПК за 2016 год, поскольку истцом уплачена сумма в размере 1500 руб. сверх полученного им дохода в размере 300000 рублей, а ответчиком учтена сумма только в размере 1089 руб., исчисленная от суммы дохода за минусом расходов, тогда как она подлежала исчислению от суммы доходов без учета расходов, также является несостоятельным, поскольку основан на неверном понимании норм права.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, истец являлся плательщиком страховых взносов.

В силу статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, т.е. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым отнесены адвокаты, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Подпункт 2 пункта 1, пункт 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и оплату суммы налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Право налогоплательщика при определении налоговой базы по НДФЛ уменьшить сумму полученных от деятельности доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, закреплено в статье 225 НК РФ.

Учитывая вышеприведенные нормы права, размер подлежащих уплате страховых взносов определяться исходя из полученных адвокатом в спорном периоде доходов уменьшенных на суммы, произведенных им в связи с осуществлением деятельности расходов. Соответственно, и расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для рассматриваемой категории лиц подлежит исчислению на основании статьи 227 НК РФ с учетом положений пункта 1 статьи 221
НК РФ.

Закон, подлежащий применению, определен судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения; доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, сводятся к повторению позиции истца, выраженной им в суде первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение постановлено судом при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела без нарушения норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садковой Т.А. – без удовлетворения.

Председательствующий А.Е.Соснин

Судьи О.В.Клюкина

А.А.Ваулин