НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 04.08.2015 № 33-1191/2015

Судья Ямщикова Е.С. дело № 33-1191/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 4 августа 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,

при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 марта 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности произвести начисление премий, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Комитет), администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором, с учетом уточнения заявленных требований в ходе рассмотрения дела, просила обязать Комитет исполнить обязанность по начислению и выплате премий по итогам работы за 2013 год, премий за 1,2,3 кварталы 2014 года, ежемесячных премий за период с октября 2013 года по сентябрь 2014 года, взыскать с Комитета и администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» задолженность по выплате премии по итогам работы за 2013 год в размере <...>, компенсацию за задержку выплаты премии в сумме <...>, задолженность по выплате премий за 1,2,3 кварталы 2014 года в сумме <...>, компенсацию морального вреда в размере <...>. В обоснование иска указала, что работала в Комитете в должности начальника правового отдела. Положением об оплате труда Комитета, являющимся неотъемлемой частью Коллективного договора Комитета, зарегистрированного Управлением социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл 04 июля 2011 года, предусмотрена выплата работникам Комитета квартальной премии в размере не менее одного должностного оклада в случае достижения определенного уровня собираемости платежей за квартал (пункт 10.2 Положения). В первом квартале 2014 года указанный уровень был достигнут, однако в нарушение вышеуказанного Положения об оплате квартальная премия истцу не выплачена. Помимо этого, пунктом 10.3 Положения установлена выплата премии по итогам работы за год не менее 33% годовой тарифной составляющей (3,96 должностного оклада за полный год работы). Истцу названная премия за 2013 год не выплачена. Также Положением об оплате труда предусмотрена индексация минимального размера месячной тарифной ставки в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации. Вместе с тем, индексация заработной платы истца не проводилась. В нарушение Положения об оплате труда ежемесячная премия истца, начиная с октября 2013 года, начисляется на должностной оклад без учета доплат и надбавок. Невыплата заработной платы ФИО1 в полном объеме является основанием для взыскания с работодателя в ее пользу компенсации морального вреда в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей ответчиков ФИО2 и ФИО3, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.

Из материалов дела видно, что ФИО1 в соответствии с трудовым договором <№> от <дата> работала в должности <...> Комитета.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Судом установлено, что в период, требование о взыскании задолженности за который заявлено ФИО1, в Комитете действовало Положение об оплате труда Комитета, являющееся неотъемлемой частью Коллективного договора Комитета, зарегистрированного Управлением социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл 04 июля 2011 года (далее – Положение).

Согласно пункту 3 названного Положения в Комитете установлена тарифная система оплаты труда. Пунктом 10 названного Положения система премирования, регламентированная подпунктами 10.1-10.4 Положения, поставлена под условие правильного начисления платежей, произведения соответствующих расчетов, введения информации в базу данных, своевременного и точного предоставления отчетности, соблюдения требований трудовой дисциплины и требований по охране труда, неукоснительного выполнения требований законодательства, исполнения приказов, распоряжений, заданий руководства в Комитете. При этом в соответствии с пунктом 12 Положения начисление премий, их размер устанавливаются приказом Председателя Комитета.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции правильно истолковал содержание вышеуказанных пунктов Положения, согласно которым выплата премии работникам Комитета зависит от соблюдения ряда условий, связанных с качеством осуществляемой ими работы, вследствие чего не является безусловной императивной обязанностью Председателя Комитета.

Невыплата истцу вышеуказанных премий свидетельствует о том, что качество работы истца в соответствующие периоды вышеуказанным требованиям не отвечало. То обстоятельство, что истец в спорные периоды не привлекалась к дисциплинарной ответственности, на которое ссылалась истец в обоснование своей позиции о возникновении у работодателя обязанности выплатить ей предусмотренные Положением премии, не свидетельствует об обратном.

Оценивая доводы истца о неправомерности непроведения в спорные периоды индексации минимального размера месячной тарифной ставки в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, предусмотренной пунктом 5 Положения, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в данном случае у работодателя соответствующей обязанности.

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатель вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления.

Пункт 5 Положения предусматривает проведение индексации заработной платы работников Комитета без установления конкретных сроков, условий, порядка ее проведения. Кроме того, индексация является дополнительной и не единственной гарантией обеспечения покупательной способности заработной платы работников Комитета. К подобным гарантиям относятся стимулирующие и компенсационные выплаты, которые, как следует из материалов дела, выплачивались истцу в спорные периоды.

По существу доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, выраженную стороной истца в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.

Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий А.Е.Соснин

Судьи О.В.Юрова

Н.Г.Лелеков