ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-8037/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-1629/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Собещанская Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2022 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | ФИО1 |
судей: | ФИО2, ФИО3 |
при секретаре: | ФИО4 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО5, с учетом уточненных исковых требований, обратился к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; возложении обязанности включить в общий и специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 2, 148).
Исковые требования мотивированы тем, что 18.02.2021г. он обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением трудовой деятельности с тяжелыми условиями труда, к которому предоставил все необходимые документы.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в специальный стаж ФИО5 не был включен, период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В общий стаж истца Отделением также не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года, с учетом исправления описки определением того же суда от 22 апреля 2022 года исковые требования ФИО5 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании совершить определённые действия – удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО5 на основании положений п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013, как лицу выполнявшему работу в тяжелых условиях труда.
Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить ФИО5 в подсчет стажа на соответствующих видах работ дающего право установление страховой пенсии по старости на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013, как лицу выполнявшему работу в тяжелых условиях труда, периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>
- сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –командировка;
- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – нерабочие/праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым»
Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить ФИО5 в подсчет страхового стажа периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –в <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –в <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.–в <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>
Обязано Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить ФИО5 досрочную трудовую пенсию по старости на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, как лицу выполнявшему работу в тяжелых условиях труда, с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на один год за каждый полный год такой работы - с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым просит вышеуказанное решение отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО6 оставить без удовлетворения.
В обосновании жалобы ответчик ссылается на то, что засчитать в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нет оснований, так как данная должность не поименована Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10; право на льготное пенсионное обеспечение также не предусмотрено сводной ведомостью результатов проведения СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ; уплата дополнительного тарифа страховых взносов предприятием до ДД.ММ.ГГГГ не производилась, также согласно проекту горного отвода, административное здание с кабинетом <данные изъяты> находиться за границей земельного отвода. Также из подсчета общего стажа исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трудовой книжке в записи об увольнении отсутствует печать, документ подтверждающий период работы отсутствует; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в записи об увольнении поставлена печать старого образца, документ подтверждающий период работы отсутствует; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ так как в справках о работе отсутствует основание выдачи, а также в связи с отсутствием документального подтверждения обоснованности выдачи справки, выданного компетентным органом государства, на территории которого протекала трудовая деятельность.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения; представителем ответчика направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей Отделения.
Исследовав материалы дела, выплатное дело ФИО5, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01.01.2020 г.).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением трудовой деятельности с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в специальный стаж ФИО5 не был включен период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>
В общий стаж истца Отделением также не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>
Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил требования истца и возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> указав о том, что согласно справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий № от ДД.ММ.ГГГГ; устава <данные изъяты> заключения эксперта по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов № от ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ; карты № 1.1 специальной оценки труда, а также схемы расположения предприятия, ФИО5 выполнял свои должностные обязанности на территории действующего карьера, т.е. усматриваются тяжелые условия труда. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются пояснениями свидетеля ФИО9, допрошенного, в судебном заседании.
Судебная коллегия не может в полном объеме согласиться с вышеуказанными выводами суда и полагает, что включению в специальный стаж истца подлежит только период работы, имевший место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.
В целях реализации ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 названного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии с Разделом 1 "Горные работы", Позиция 2010100б-21516 Списка N 2, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено директорам (начальникам), их заместителям (помощникам) по производству, строительству (в разрезах, карьерах) - руководителям и специалистам разрезов, карьеров, приисков, гидравлик и промывочных приборов, промышленных площадок строительства: шахт, рудников, разрезов, разрезоуправлений, карьеров, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений, шахт. При этом учитываются и работы на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников.
Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что ФИО5 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из вышеприведенного следует, что периоды работы, в том числе по льготной профессии после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
Из имеющейся в материалах дела Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <данные изъяты> при направлении сведений индивидуального персонифицированного учета код особых условий труда «27-2» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не указывался (л.д. 67).
При этом, требования, о возложении на работодателя АО «Евпаторийский завод строительных материалов» обязанности произвести корректировку сведений ИЛС, и предоставить пенсионному органу сведения о работе с учетом кода особых условий труда, истцом не заявлены.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Неуказание работодателем в выписке из ИЛС льготного кода работы, ФИО5 в установленном законом порядке, то есть путем предъявления иска к ответчикам в таком материально – правовом отношении, не оспорено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не был включен ответчиком в его специальный стаж. В этой связи, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 в данной части у суда не имелось. С учетом того, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ; в ИЛС содержатся сведения, касающиеся наличия условий для досрочного назначения пенсии, начиная с декабря 2014 г. (не указан код особых условий, не уплачены страховые взносы по повышенному тарифу); положения ст. 4 ФЗ № 208-ФЗ, которыми периоды работы, имевшие место на территории РК до ДД.ММ.ГГГГ приравнены к трудовой деятельности на территории РФ не подлежат непосредственному применению при оценке периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а могут учитываться только при оспаривании в установленном порядке сведений ИЛС (с точки зрения несоответствия сведений ИЛС требованиям ФЗ № 208-ФЗ).
В связи с отказом судебной коллегией во включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ решение суда в части включения в специальный стаж командировок - сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нерабочих/праздничных дней ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Что касается периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то судебная коллегия полагает, что он подлежат включению в его специальный стаж, исходя из следующего.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает полный рабочий день в <данные изъяты> в должности генерального директора. В справке также указано, что занимаемая должность дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (позиция 2010100б-21516). Приведены основания выдачи справки: личная карточка Т-2, приказы по <данные изъяты> лицевые счета по заработной плате, табеля учета рабочего времени, штатные расписания за 2014 – 2020 гг., Устав предприятия, лицензии (л.д. 86).
Из имеющейся в материалах дела Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <данные изъяты> при направлении сведений индивидуального персонифицированного учета был указан код особых условий труда «27-2» начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 183).
В соответствии с картой № 1.1 специальной оценки труда генерального директора предприятия от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам оценки условий труда предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 22 - 23)
В имеющемся в материалах дела акте документальной проверки ГУ – ОПФР в г. Саки и Сакском районе Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом отражено следующее: в справке о начислении и уплате дополнительного тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятием начислены страховые взносы по дополнительному тарифу (2%) на ФИО5. В разделе акта «результаты проверки» указано: в ходе документальной проверки установлено, что за проверяемый период ФИО5 значится в должности: генеральный директор. В соответствии с Результатами СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ имеется необходимость в установлении права на досрочное назначение страховой пенсии. Страховые взносы по дополнительно тарифу (2%) начислены с ДД.ММ.ГГГГ по 28.02.2021г. (л.д. 87 - 89).
Из изложенного следует, что пенсионный орган, путем проведения проверки подтвердил уплату работодателем за ФИО5 страховых взносов, в связи с особыми условиями труда начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истца.
Отказ ответчика во включении в общий страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мотивирован тем, что при заполнении в трудовой книжке истца работодателем допущены нарушения, в частности отсутствует печать на записи об увольнении, запись об увольнении заверена печатью старого образца, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены, поскольку в справках о работе отсутствует основание выдачи, а также в связи с отсутствием документального подтверждения обоснованности выдачи справки, выданного компетентным органом государства, на территории которого протекала трудовая деятельность.
Судебная коллегия находит такие доводы ответчика необоснованными и находит решение суда о включении в страховой стаж указанных периодов правильным, исходя из следующего.
Разделом II Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 установлены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж
Согласно п. 11 данного раздела, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции о прядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда ССР от 20.06.1974 года №162, заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" утверждены "Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей", согласно п. 45 названных Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Из смысла приведенных норм следует, что ответственность за хранение и надлежащее заполнение трудовых книжек возлагается на работодателя. Допущенные нарушения порядка ведения трудовых книжек уполномоченными лицами организаций – работодателей не является виной истца и не могут ограничивать его право на пенсионное обеспечение.
Согласно записям в трудовой книжки ФИО5 работал, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> (л.д. 43-47).
Из трудовой книжки усматривается, что записи о приеме на работу и увольнении выполнены четко и последовательно, не содержат исправлений. Согласно доводам ответчика запись об увольнении 15.01.1992 не заверена печатью, однако печать предприятия имеется и захватывает запись о приеме на работу, о переводе и увольнении. В соответствии пункта 2.13. Инструкции утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 перевод работника на другую постоянную работу на том же предприятии оформляется в таком же порядке, как и прием на работу. Необходимость заверять печатью запись о приеме на работу в указанной инструкции не содержится. Согласно п. 4.1. инструкции при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Таким образом, печать на записи о периоде работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заверяет запись о его увольнении.
Что касается довода жалобы о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в стаж в связи с отсутствием документального подтверждения обоснованности выдачи справки, выданного компетентным органом государства, на территории которого протекала трудовая деятельность, то судебная коллегия находит его также необоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что указанные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждены также справками: № от ДД.ММ.ГГГГ№, № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о заработной плате (л.д. 38-40).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО5 является гражданином Российской Федерации, была зарегистрирована на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года (л.д. 73). Указанные обстоятельства являются основанием для применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из изложенного следует, что спорные периоды работы ФИО5 на территории Украины должны быть учтен в страховой стаж на основании Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» исходя из сведений, указанных в трудовой книжке. Следовательно, довод ответчика о необходимости подтверждения страхового стажа справкой компетентного органа является несостоятельным.
Документы подтверждающие, что в спорные периоды истец не осуществлял трудовую деятельность, согласно записям трудовой книжки ответчиком представлены не были.
Учитывая вышеприведенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в страховой стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая отказ судебной коллегии во включении периода работы ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его специальный стаж, на момент обращения в пенсионный орган составит 7 месяцев 13 дней, тогда как для назначения досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста требуется не менее половины срока установленного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ - 6 лет 3 месяца. Следовательно, исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную пенсию не подлежат удовлетворению, и в указанной части решение суда также подлежит отмене.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года отменить в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж ФИО5 периодов:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>
- сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –командировка;
- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – нерабочие/праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым», и в части назначения страховой пенсии досрочно с ДД.ММ.ГГГГ и в этой части в иске отказать.
В остальной части решение Сакского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: