ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2019 г. по делу № 33-6940/2019
Судья в 1-й инстанции М.И. Подобедова
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.А. Харченко |
судей | М.В. Рошка |
Н.С. Хмарук | |
при секретаре судебного заседания | Д.Н. Побережной |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Тыкалюка Сергея Алексеевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное), третьи лица - Совет Министров Республики Крым, отделение Пенсионного фонда по Республике Крым, о признании решения незаконным в части, включении в трудовой стаж периодов работы, обязании, осуществить перерасчёт страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены, -
у с т а н о в и л а:
04 декабря 2018 года Тыкалюк Сергей Алексеевич обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) об установлении периодов работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года и с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года, обязании включить периоды работы в КФХ «Тыкалюк» в страховой (трудовой) стаж, обязании осуществить перерасчет страховой пенсии по старости с момента достижения пенсионного возраста.
Завяленные требования мотивированы тем, что указанные выше периоды трудового стажа истца, в качестве члена и заместителя председателя КФХ «Тыкалюк С.А.» и КФХ «Тыкаюк» безосновательно не включены пенсионным органом в страховой стаж Тыкалюка С.А., ввиду якобы отсутствия документов, подтверждающих уплату страховых взносов в пенсионный фонд Украины.
Определением Джанкойского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года ненадлежащий ответчик – Уполномоченное лицо Совета Министров Республики Крым: Комиссия по реализации пенсионных прав граждан заменена на надлежащего – Совет Министров Республики Крым.
Определением Джанкойского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года от 18 апреля 2019 года производство по делу в части требований о признании решения Уполномоченного лица Совета Министров Республики Крым Комиссии по реализации пенсионных прав граждан от 17.09.2018 года в части отказа в установлении периодов работы Тыкалюка Сергея Алексеевича в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года и с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года незаконным, прекращено в связи с отказом от исковых требований в данной части.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2019 года исковые требования Тыкалюка Сергея Алексеевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным в части, включении в трудовой стаж периодов работы, обязании, осуществить перерасчет страховой пенсии по старости, удовлетворены.
Признано решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым от 09.10.2018 года «О назначении страховой пенсии по старости» в части: не включения в страховой (трудовой) стаж периодов работы Тыкалюка Сергея Алексеевича в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года, с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года незаконным.
Обязано Государственное учреждение – Управление ПФР в Джанкойском районе Республики Крым включить в страховой (трудовой) стаж периоды работы Тыкалюка Сергея Алексеевича в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 01.01.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года, с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года.
Обязано Государственное Учреждение – Управление ПФР в Джанкойском районе Республики Крым осуществить перерасчёт страховой пенсии по старости Тыкалюка Сергея Алексеевича с момента достижения им пенсионного возраста 16 сентября 2018 года с учетом включенных периодов работы.
Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) 17 мая 2019 года подало апелляционную жалобу, в которой просило оспариваемое решение отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Тыкалюку С.А. полностью. Основные доводы жалобы заключаются в том, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, в страховой стаж истца не включены периоды работы в качестве члена и заместителя председателя КФХ «Тыкалюк С.А.» и КФХ «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года и с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года.
На апелляционную жалобу ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) от представителя истца поступили письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) Антоненко Я.И. и представитель Совета Министров Республики Крым Игнатьева А.А. просили решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать полностью.
Представитель истца Тыкалюка Сергея Алексеевича - Тыкалюк Светлана Афанасьевна просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Тыкалюк С.А. о времени и месте слушания дела извещен в надлежащий способ, что подтверждено материалами дела, однако в судебное заседание не явился, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела через уполномоченного представителя.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве № 2009-ХІІ от 20.12.1991 года решением исполнительного комитета Джанкойского районного Совета, народных депутатов № 266 от 24.09.1993 года было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство Тыкалюк Светланы Афанасьевны, в состав которого в качестве его члена вошёл Тыкалюк Сергей Алексеевич (том 1 лист дела 71).
На основании решения Джанкойской районной государственной администрации № 1146-р от 16.1.1996 года КФХ Тыкалюк Светланы Афанасьевны было переименовано на КФХ «Тыкалюк».
Истец согласно решению исполкома Джанкойского районного Совета являлся членом крестьянского (фермерского) хозяйства «Тыкалюк» и осуществлял трудовую деятельность в этом хозяйстве, связанную с производством сельскохозяйственной продукции.
КФХ «Тыкалюк» в соответствии с Законом Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 2009-ХІІ от 20.11.1991 года являлось субъектом предпринимательской деятельности со статусом юридического лица и работодателем истца.
12 января 2018 года Тыкалюк Светлана Афанасьевна обратилась от имени своего доверителя Тыкалюка Сергея Алексеевича к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым для назначения Тыкалюку С.А. страховой пенсии по старости и предоставила весь пакет документов, указанный в памятке: трудовую книжку с соответствующими записями в ней, паспорт, пенсионное страховое свидетельство, военный билет на имя Тыкалюка Сергея Алексеевича, а также архивные справки о стаже, переименовании и о заработке за пять лет подряд до 2002 года в колхозе имени Ленина и архивные справки о стаже и переименовании в кфх «Тыкалюк», выданные администрацией Стальненского сельского поселения на имя Тыкалюк Сергея Алексеевича (том 1 лист дела 22).
17 августа 2018 года Тыкалюк Светлана Афанасьевна от имени Тыкалюка Сергея Алексеевича обратилась в клиентскую службу Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым с заявлением на назначение ему страховой пенсии по старости, к которому были приложены документы, указанные в расписке-уведомлении от 12.01.2018 года (том 1 лист дела 23).
Законом от 03.07.2016 года № 235-ФЗ Закон № 208-ФЗ дополнен статьей 5.1, согласно которой: в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее – комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.
24 августа 2018 года Тыкалюк Сергей Алексеевич обратился в комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республике Крым (том 1 листы дела 24, 29-34).
Решением Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республике Крым, в виде Выписки из Протокола № 8 от 17.09.2018 года (том 1 лист дела 35), заявление от 24.08.2018 года было удовлетворено частично: установлены периоды работы Тыкалюка С.А. в качестве члена кфх «Тыкалюк» с 01.10.2000 года по 31.12.2000 года и с 01.01.2003 года по 31.12.2010 года и отказано Тыкалюку С.А. в установлении периодов его работы в качестве члена кфх «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года и с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года.
С учётом решения Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете Министров Республике Крым от 17.09.2018 года, Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым от 09.10.2018 года Тыкалюку Сергею Алексеевичу была назначена страховая пенсия по старости в размере 8 964 рубля 18 копеек при неполном стаже 29 лет 6 месяцев 4 дня. Из общего страхового (трудового) стажа Тыкалюка С.А. Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым исключило периоды его работы в качестве члена кфх «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года и с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года.
Из содержания письма пенсионного органа от 12.11.2018 года в адрес Тыкалюка Сергея Алексеевича усматривается, что вышеназванные периоды были исключены из подсчёта стажа в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины за 1993-2014 годы (том 1 листы дела 45-47).
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из положений статей части 1 статьи 39, статьи 18 Конституции Российской Федерации, указав, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Суд также верно руководствовался положениями Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», указав, что с 01 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, что закреплено в статье 11 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ и в Федеральном законе от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» указано, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года, со ссылкой на Постановление № 8-П от 24 мая 2001 года и Определение № 320-0 от 5 ноября 2002 года, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (п. 3.3).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.09.2005 № 45-В05-6С, положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; учитывая необходимость стабильности в правовом регулировании и необходимость предоставления возможности гражданам адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в спорные периоды.
Из материалов дела следует, что истец с 21 марта 2014 года является гражданином Российской Федерации и застрахован в системе общеобязательного пенсионного страхования Российской Федерации 14 июля 2014 года на него относительно исчисления и подтверждения его страхового (трудового) стажа, приобретенного в государстве Украина распространяют свое действие части 1-2 статьи 4 Закона № 208-ФЗ, статья 66 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что истец осуществлял свою трудовую деятельность в качестве члена КФХ «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 16.03.2014 года, будучи гражданином Украины и в соответствии с пенсионным законодательством Украины, а с 17.03.2014 года по 15.11.2014 года, уже будучи гражданином Российской Федерации, когда в Республике Крым ещё действовал Закон Украины № 1058-1У от 09.07.2003 года «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее Закон Украины № 1058-1У), который вступил в законную силу с 1 января 2004 года. В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Украины № 1058-1У страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного Фонда в соответствии с требованиями настоящего Закона по данным, содержащимся в системе персонифицированного учёта, а за периоды до введения персонифицированного учёта – на основании документов и в порядке, определённом законодательством, которое действовало до вступления в силу настоящего Закона.
К материалам дела, в качестве доказательства, приобщено письмо разъяснительного характера Пенсионного Фонда Украины от 27.03.2008 года (том 1лист дела 181) в адрес Главного управления ПФУ в АРК и в адрес председателя кфх «Тыкалюк», которым со ссылкой на статью 24 Закона Украины № 1058-1У даны разъяснения в каком порядке должен засчитываться в страховой стаж период работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Тыкалюк» председателя и членов кфх «Тыкалюк», а также лиц, работающих в нём по трудовым договорам (контрактам): до 01.01.2004 года по записям в трудовой книжке, а с 01.01.2004 года на основании данных системы персонифицированного учёта.
Аналогичные разъяснения о том, в каком порядке засчитывается в страховой стаж период работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве указанных выше лиц, содержатся в письме Главного управления ПФУ в АРК от 30.05.2008 года в адрес гражданки Украины Тыкалюк Светланы Афанасьевны, которая являлась председателем кфх «Тыкалюк» в период работы истца в качестве члена кфх «Тыкалюк» (том 1 листы дела. 182-183). В названном письме со ссылкой на статью 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» указано, что основным документом подтверждающим стаж работы является трудовая книжка. Поэтому период работы, указанный в трудовой книжке до 01.01.2004 года, подлежит зачёту в страховой стаж без учёта уплаты страховых взносов на государственное пенсионное страхование. В страховой стаж после 1 января 2004 года включаются периоды, на протяжении которых лицо подлежало обязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос. Согласно статьи 34 Закона Украины «О фермерском хозяйстве», который вступил в силу 29.07.2003 года, члены фермерского хозяйства и лица, которые работают в нем по трудовым договорам (контрактам) подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию, пенсионному обеспечению в порядке, установленном законом. Период работы в фермерском хозяйстве членов хозяйства и лиц, которые работают по трудовым договорам (контрактам), засчитывается в общий стаж работы на основании записи в трудовой книжке и документов, которые подтверждают уплату взносов на социальное страхование. Председатель фермерского хозяйства вносит запись в трудовую книжку о приеме/увольнении на работу лиц, которые работают по трудовым договорам и членов фермерского хозяйства. Учитывая изложенное, при назначении пенсии лицам, которые работают по трудовым договорам в фермерских хозяйствах и членам фермерских хозяйств, в страховой (трудовой) стаж, приобретенный до 01.01.04, необходимо засчитывать период работы на основании записей в трудовой книжке, а с 01.01.04 – по данным персонифицированного учета (мом 1 лист дела 183).
Система персонифицированного учёта общеобязательного государственного пенсионного страхования была введена в действие Законом Украины № 1058-1У, который вступил в силу с 1 января 2004 года, порядок ведения персонифицированного учета установлен статьями 21-22 указанного закона.
Тыкалюк Сергей Алексеевич был зарегистрирован в системе персонифицированного учёта на общеобязательное государственное пенсионное страхование 14 июля 2004 года, что подтверждается страховым свидетельством Украины (том 1 лист дела 180).
До 1 января 2004 года, предприятия, учреждения, организации, в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства начисляли и оплачивали страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование Украины от общего фонда оплаты труда своих работников, что подтверждается отчётом КФХ «Тыкалюк» в Управление ПФУ в Джанкойском районе АР Крым (далее УПФУ) по форме (Приложение 22 к Инструкции №16-6 от 19.10.2001 года ) за декабрь 2003 года, который был принят УПФУ 19.01.2004 года, что подтверждается штампом управления В отчёте КФХ «Тыкалюк» указаны все реквизиты плательщика, в том числе избранная система налогообложения (ФСН – фиксированный сельхозналог), а также указана среднесписочная численность штатных работников учётного периода: 2 члена кфх. Согласно указанного отчёта кфх «Тыкалюк» начислило общую сумму фонда оплаты труда двум членам кфх в сумме 10 000 гривен и страховые взносы 2 % в сумме 200 гривен (том 2 лист дела 92). Кроме того, по платёжному поручению кфх «Тыкалюк» № 11 от 01.03.2004 года (том 2 лист дела 93), были уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд Украины от начисленного общего фонда оплаты труда за декабрь 2003 года в сумме 200 гривен за 2 членов кфх.
В соответствии со статьёй 48 Трудового Кодекса Украины трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях или у физического лица более 5 дней.
В соответствии со статьёй 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» № 1788-Х11 от 05.11.1981 года основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения наличия трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
В соответствии со статьёй 23 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 2009-ХІІ от 20.12.1991 года выдача трудовых книжек членам крестьянского (фермерского) хозяйства и гражданам, работающим в нём по трудовым договорам (контрактам), и их ведение осуществляется хозяйством на общих основаниях, а записи о трудовом стаже подтверждаются местным органом государственной исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Украины № 637 от 12.08.1993 года (далее Постановление КМУ № 637) «Об утверждении порядка подтверждения наличия трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учёбы, а также архивными учреждениями.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Кроме того, согласно пункта 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Таким образом, только трудовая книжка является документом, подтверждающим трудовой стаж, и лишь отсутствие трудовой книжки либо записей в ней, требует предоставления дополнительных документов.
Помарки, исправления в трудовой книжке не могут служить формальным основанием для исключения из стажа какого-либо периода работы.
В трудовой книжке серии УКР номер 0627628 выданной на имя Тыкалюк Сергея Алексеевича 12.04.1980 года имеются записи о периоде его работы истца в КФХ «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 15.11.2014 года в качестве члена КФХ «Тыкалюк» (том лист дела 14-15).
Также в материалы дела представлены:
копия архивной справки о стаже № 2246 от 30.11.2017 года, выданная администрацией Стальненского сельского поселения из архива по личному составу кфх «Тыкалюк» (том 1 лист дела 20);
копия решения исполкома Джанкойского районного Совета народных депутатов № 266 от 24.09.1993 года «О регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства Тыкалюк Светланы Афанасьевны (том 1 лист дела 71);
копия временного свидетельства № 28 от 30.03.1993 года о государственной регистрации КФХ Тыкалюк С.А., согласно которого Тыкалюк Сергей Алексеевич являлся членом кфх на основании решения Джанкойского РИК №266 от 24.09.1993 года (том 1 лист дела 76);
копия Протокола № 2 от 20.10.2014 года собрания членов кфх «Тыкалюк» о ликвидации юридического лица (том 1 лист дела 100);
копия объявления в газете «Заря Присивашья» о ликвидации КФХ «Тыкалюк» (том 1 лист дела 101),
копия справки № 2363/49 от 20.11.2014 года управления ПФ в Джанкойском районе об отсутствии задолженности у кфх «Тыкалюк» по уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд (том 1 лист дела 110);
копии государственной статистической отчётности кфх «Тыкалюк» за 1995-1999 годы о хозяйственной деятельности кфх «Тыкалюк», полученных доходах и количестве работающих членов кфх «Тыкалюк» (том 1 листы дела 135-140);
копия книги выдачи доходов членам КФХ «Тыкалюк» за 1995-2003 годы;
копии платёжных поручений КФХ «Тыкалюк» за 1999-2001 годы об уплате фиксированного сельхозналога, 68 % которого отчислялось Джанкойским государственным казначейством в счёт сбора в Пенсионный Фонд Украины(том 1 листы дела 141-145);
копия сопроводительно-информационного письма Джанкойского государственного казначейства № 03-03.0/13 от 06.02.2008 года в адрес председателя кфх «Тыкалюк» с приложением копий Реестров плательщиков по упрощённой системе налогообложения в Пенсионный Фонд Украины (том 1 лист дела 146);
копия выписок по лицевому счёту кфх «Тыкалюк» о перечислении денежных средств на уплату фиксированного сельхозналога за 2002-2004 годы (том 1 листы дела 147-153).
Таким образом, с учётом вышеизложенного и исследования в судебном заседании предоставленных истцом доказательств, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что исковые требования истца о включении в его страховой (трудовой) стаж периодов работы в качестве члена КФХ «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000 года и с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года являются законными и обоснованными, удовлетворив исковые требования в указанной части.
Разрешая исковые требования относительно исковых требований истца в отношении спорного периода с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года суд первой инстции принял во внимание пояснения истца, по мнению которого, ответчик неправомерно исключил периоды его работы в качестве члена КФХ «Тыкалюк» с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года, и несостоятельно мотивирует свой отказ отсутствием сведений об уплате в Пенсионный Фонд Украины за указанный период, так как решением ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым от 28.04.2015 года председателю КФХ «Тыкалюк» Тыкалюк Светлане Афанасьевне был сделан перерасчёт страховой пенсии по стажу на основании записей в её трудовой книжке и при отсутствии сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины. Поскольку в его трудовой книжке и в трудовой книжке Тыкалюк Светланы Афанасьевны имеются идентичные записи о периодах работы в кфх «Тыкалюк», то на таких же условиях должны быть включены периоды его работы в качестве члена КФХ «Тыкалюк» в его страховой (трудовой) стаж.
Суд первой инстанции опросил в судебном заседании 18 апреля 2019 года заместителя начальника ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым Тимчук Светлану Станиславовну, которая пояснила суду, что Тыкалюк Светлане Афанасьевне была назначена пенсия в 2008 году. При перерасчёте пенсии на 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации ей был зачтены в стаж периоды её работы в качестве председателя кфх «Тыкалюк» с 01.01.2008 года по 15.11.2014 года на основании записей в её трудовой книжке по нормам пенсионного законодательства Украины, в частности в соответствии с Законом Украины №1058-1У, который действовал в Республике Крым в переходный период до 31.12.2014 года.
Пояснения специалиста Тимчук С.А. о том, что на 1 января 2015 года в страховой стаж Тыкалюк Светланы Афанасьевны были зачтены периоды её работы в КФХ «Тыкалюк» с 01.01.2008 года по 15.11.2014 года по материалам пенсионного дела по нормам законодательства Украины противоречат предоставленным в материалы дела Тыкалюк Светланой Афанасьевной документам, в частности письму ГУ УПФР от 06.03.2015 года в её адрес, в котором сообщается, что перерасчёт её пенсии осуществлялся на 1 января 2015 года по материалам пенсионного дела и что её стаж на 01.01.2015 года составляет 35 лет 11 месяцев 26 дней (учтён по 31.12.2007 года). Кроме того, письмом ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым от 16.07.2015 года в адрес Тыкалюк Светланы Афанасьевны сообщается, что решением управления от 28.04.2015 года на основании её заявления от 17.04.2015 года ей был сделан перерасчёт страховой пенсии по стажу, который с 01.01.2015 года составляет 42 года 10 месяцев 27 дней (стаж учтён по 31.12.2014 года).
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждается факт, что в страховой (трудовой) стаж гражданки Российской Федерации Тыкалюк Светланы Афанасьевны решением ответчика от 28.04.2015 года включены периоды её работы в качестве председателя кфх «»Тыкалюк» с 01.01.2008 года по 15.11.2014 года на основании записей в её трудовой книжке и при отсутствии сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины за указанный период.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 г., периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как уже было указано выше, истец предоставил суду в качестве доказательств в отношении периодов его работы в качестве члена кфх «Тыкалюк» с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года трудовую книжку (том 1 лист дела 14-15) с соответствующими записями в ней и архивную справку № 1667 от 06.12.2018 года о заработной плате (доходе) с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года (том 1 лист дела 81), выданную на имя истца администрацией Стальненского сельского поселения на имя истца, которая не оспаривается ответчиком по делу.
На основании изложенного, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования в отношении периодов работы истца в качестве члена КФХ «Тыкалюк» с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года подлежат удовлетворению.
Такой вывод суда основан на том, что Тыкалюк С.А. не должен нести неблагоприятные последствия в виде не включения периодов работы в страховой стаж в связи с тем, что соответствующие государственные органы и Пенсионный фонд ненадлежащим образом не вели учет и контроль за отчислениями, производимыми юридическими лицами за своих работников либо в связи с тем, что работодатель не сохранил сведения об уплате страховых отчислений или уничтожил их, не передал в архив, либо в связи с изменением правового регулирования, смены законодательства и прочее. Так как исключение спорных периодов из трудового стажа истца Тыкалюка Сергея Алексеевича с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года ставит его в неравное положение перед другими гражданами, имеющими право на получение данного вида пенсии, что подтверждается включением аналогичных периодов работы в трудовой стаж для исчисления пенсии Тыкалюк Светлана Афанасьевны – как председателя КФХ «Тыкалюк». То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на страховую пенсию по старости законодательство изменилось, что поставило его в не равное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции и данном КФХ, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.
Таким образом, суд первой инстции обоснованно признал незаконным решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым от 09.10.2018 года «О назначении страховой пенсии по старости» в части: не включения в страховой (трудовой) стаж периодов работы Тыкалюка Сергея Алексеевича в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 30.09.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года, с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года и обязал Государственное учреждение – Управление ПФР в Джанкойском районе Республики Крым включить в страховой (трудовой) стаж периоды работы Тыкалюка Сергея Алексеевича в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства «Тыкалюк» с 24.09.1993 года по 01.01.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года, с 01.01.2011 года по 15.11.2014 года.
Согласно частям 1,2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика осуществить перерасчёт страховой пенсии по старости Тыкалюк Сергея Алексеевича с момента достижения им пенсионного возраста, то есть с 16 сентября 2018 года с учётом включенных периодов работы.
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
о п р е д е л и л а:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий судья | И.А. Харченко |
Судьи | М.В. РошкаН.С. Хмарук |