НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 29.03.2022 № 33-2755/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Подлесной И.А.,

Чистяковой Т.И.,

при секретаре Андрейченко М.С.,

с участием истца Егоровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Егоровой Татьяны Валентиновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта постоянного проживания, понуждении к осуществлению действий, по апелляционным жалобам Егоровой Татьяны Валентиновны и Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда г. Симферополя Республики Крым от 8 декабря 2021 года,

у с т а н о в и л а:

в июле 2021 года Егорова Т.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении к совершению определенных действий, мотивируя свои требования тем, что с 07 мая 2015 года истец состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым как получатель страховой пенсии по старости. Назначение страховой пенсии производилось без применения Федерального Закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» в связи с тем, что истец зарегистрирована на территории Республики Крым с 22.12.2014. Факт постоянного проживания в городе Ялте подтверждается тем, что с 10 августа 1978 года она осуществляла трудовую деятельность в учреждениях и предприятиях города Ялты, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке. С последнего места работы уволена по собственному желанию 30 сентября 1997 года, после чего осуществляла предпринимательскую деятельность. 09 февраля 1981 года у истца родилась дочь ФИО1, местом рождения которой указан город Ялта. ДД.ММ.ГГГГ в Ялте у истца родилась еще одна дочь ФИО2. 17 октября 1997 года по договору истцом произведен обмен квартиры и она стала собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 27 октября 2001 года истец зарегистрирована по вышеуказанному адресу, где и проживает до настоящего времени. 03 декабря 1997 года истцом получено Свидетельство о государственной регистрации физического лица - предпринимателя, выданное Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым. С целью осуществления предпринимательской деятельности в 1999 году между истцом и <данные изъяты> заключен договор аренды торгового места, расположенного по адресу: <адрес>. Ежегодно договор аренды этого торгового места перезаключался на новый срок с новыми арендодателями. 13 мая 2013 года истцом взят кредит в Публичном акционерном обществе «<данные изъяты>», на основании чего заключен кредитный договор . Ею ежемесячно оплачивались счета за коммунальные услуги, с 1997 года по 2014 год подавались налоговые декларации по месту регистрации и проживания. 19 июня 2012 года истец снята с регистрационного учета по месту регистрации на территории РФ. В письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставил информацию о порядке расчета страховой пенсии с указанием о назначении пенсии без учета заработной платы. Истцом дополнительно предоставлены справки о заработной плате за период работы с 04.03.1982 по 24.05.1988 в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по 13.01.1989 в <данные изъяты>. При назначении пенсии не учтен предпринимательский стаж с 1997 года по 2014 год включительно на территории Украины. Сведения об открытии индивидуального предпринимательства предоставлены при подаче заявления о назначении пенсии. Данный стаж не учтен в связи с отсутствием подтверждения постоянного проживания на территории Республики Крым. Как физическое лицо-предприниматель истец зарегистрирована Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым 03.12.1997, о чем сделана запись в Едином государственном реестре под и выдано Свидетельство о государственной регистрации физического лица-предпринимателя . Оплата страховых взносов за 1999 год и за период с 2005 по 2013 годы включительно подтверждается справкой ОК-5 об индивидуальных ведомостях о застрахованном лице, выданной Пенсионным фондом Украины, а также квитанциями об оплате страховых взносов. Оплата страховых взносов за 2014 год также подтверждается квитанциями об их оплате. Из письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предпринимательский стаж за период с 08.01.2015 по 24.12.2020 также не учтен в страховой стаж. С 08.01.2015 истец является индивидуальным предпринимателем, что зарегистрировано Федеральной налоговой службой, о чем и выдано свидетельство серия . Основным видом деятельности в соответствии с листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей являлась розничная торговля одеждой. С января 2015 года по декабрь 2020 истцом осуществлялись отчисления в пенсионный фонд РФ, что подтверждается ответом из Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Республике Крым и соответствующими квитанциями об оплате пенсионных отчислений. 26.05.2021 истец обратилась с заявлением к ответчику с просьбой предоставить сведения о размерах отчислений в Пенсионный фонд за период с 03.12.1997 по 31.12.2014 и с 08.01.2015 по 24.12.2020 в виде справки. Своим письмом № 5-19-000529 от 28.06.2021 ответчик сообщил, что информацию о заработной плате и страховых взносах за период с 1997 года по 2014 год предоставить не представляется возможным в связи с тем, что данные сведения отсутствуют. Сведения об отчислениях страховых взносов с 08.01.2015 по 24.12.2020 также не предоставлены. Справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Крым, по состоянию на 08.07.2021 неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах истец не имеет. Уточнив исковые требования, просила: установить факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года; обязать ответчика включить период работы индивидуальным предпринимателем с 03.12.1997 по 31.12.2014 и с 08.01.2015 по 24.12.2020 в страховой стаж; обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включенных периодов работы и положений Федерального Закона № 208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также с учетом справки о заработной плате № 07-16/66 от 21.04.2016, выданной Филиалом <данные изъяты>», за период работы с 1988 по 1989 годы и справки № Е-39 от 14.11.2015, выданной Отделом по работе с ликвидированными учреждениями, за период работы с марта 1982 по декабрь 1987 года, с 30 июня 2014 года.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 14 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Ялтинский городской суд Республики Крым от 8 декабря 2021 года Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязано включить в трудовой (страховой) стаж Егоровой Т.В. периоды работы: с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2013 года, с 01 января 2020 года по 24 декабря 2020 года и осуществить перерасчет с учетом установленных судом обстоятельств относительно указанных периодов трудового (страхового) стажа. Также Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязано принять к зачету архивную справку о заработной плате Егоровой Т.В. от 21 апреля 2016 года № 07-16/66, выданную <данные изъяты>» (период работы с 11 июля 1988 года по 13 января 1989 года), архивную справку от 14 ноября 2015 года исх. Е-39, выданную отделом по работе с ликвидированными учреждениями <данные изъяты> (за периоды работы в жилищно-коммунальной конторе Ялтинского территориального совета по управлению курортами профсоюзов с марта 1982 года по декабрь 1987 года) и с учетом этих справок осуществить перерасчет пенсии с 01 мая 2016 года. В остальной части исковые требования Егоровой Т.В. оставлены без удовлетворения.

В обоснование апелляционной жалобы Егорова Т.В., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить и принять в этой части новое решение, которым ее требования удовлетворить. Указывает, что паспорт гражданина РФ 6.10.2004 получила по семейным обстоятельствам в связи с переездом дочерей на учебу в РФ, полагает, что существенным обстоятельством является то, что действующим на тот момент законодательством Украины не было запрещено двойное гражданство. Иные доводы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении и в судебном заседании.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска Егоровой Т.В. Указывает, что судом неверно применено Соглашение о гарантиях прав граждан-государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», выводы суда являются противоречивыми. Так истец, являясь гражданином РФ, осуществляла трудовую деятельность за пределами России, однако, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивала. Судом не указана дата, с которой необходимо включить в страховой стаж истца период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2020 по 24.12.2020. Данные о страховом стаже и ИПК за 01.01.2020 – 24.12.2020 в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют. Заявление истца от 21.04.2016 не соответствует форме, предусмотренной регламентом, с заявлением о перерасчете размера пенсии к ответчику истец не обращался, оригиналы справок о зарплате от 21.04.2016 № 07-16/66 и от 14.11.2015 № Е-39 от 1.05.2016 находятся у истца и суде не были предоставлены.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшей свою апелляционную жалобу и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит, апелляционная жалоба ответчика подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что на основании заявления истца от 7 мая 2015 года № 220739/15 ей назначена страховая пенсия по старости.

Истец, являлась гражданином Украины, документирована паспортом гражданина Украины .

Егорова Т.В. зарегистрирована на территории Республики Крым по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В тоже время, 6 октября 2004 года истец документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии .

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истец не относится к лицам, имеющим право на назначение пенсии с учетом положений Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поскольку положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 г., содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, распространяют действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 «О гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В связи с этим Егорова Т.В. правомерно рассматривалась органом пенсионного обеспечения, как гражданин Российской Федерации.

Частично удовлетворяя исковые требования о понуждении ответчика включить период работы индивидуальным предпринимателем с 03.12.1997 по 31.12.2014 года и с 08.01.2015 по 24.12.2020 в страховой стаж, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт ”в" пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил № 1015).

Пунктами 19-20 Правил № 1015 установлено, что периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению № 1.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно пункту 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом" «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В силу пункта 16 Перечня, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Таким образом, при назначении пенсии (соответственно и при ее перерасчете), периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. № ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Истец с 3 декабря 1997 года зарегистрирована в качестве физического лица-предпринимателя (индивидуального предпринимателя в понимании законодательства Российской Федерации).

Истцом предоставлены суду надлежащим образом оформленные индивидуальные сведения о застрахованном лице Егоровой Т.В. (форма ОК- 5, выданная 18 мая 2021 года Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Херсонской области), согласно которым уплачены страховые взносы за Егорову Т.В. за периоды: с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2013 года.

В отношении остальных периодов, имевших место на территории Украины, соответствующие индивидуальные сведения о застрахованном лице, иные документы, выданные Пенсионным Фондом Украины и подтверждающие уплату страховых взносов не представлено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода работы истца с 2014 года по 2019 год включительно, суд исходил из того, что из представленных суду сведений о страховом стаже истца следует, что ответчиком данные периоды учтены.

В части удовлетворения требований о включении в страховой стаж периода работы истца с 01 января 2020 года по 24 декабря 2020 года, суд первой инстанции указал, что согласно материалам дела, в период с 08 января 2015 года по 24 декабря 2020 года истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 24 декабря 2020 года деятельность в указанном статусе прекращена.

В своей деятельности истец использовала упрощенную систему налогообложения в период с 8 января 2015 года по 24 декабря 2020 года; единый налог на вменный доход для отдельных видов деятельности с 1 февраля 2015 года по 1 января 2018 года; патентную систему налогообложения в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, с 1 января 2020 года по 24 декабря 2020 года.

В соответствии с квитанциями от 14 января 2021 года и от 17 июня 2020 года истцом уплачены страховые взносы на ОПС в размере <данные изъяты>, соответственно.

Согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Крым от 16 июня 2021 года № 14-10/09242, взносы за 2020 году на ОПС истцом уплачены, сведения переданы в автоматическом режиме по средствам электронного документооборота в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Справкой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Крым № 46838 подтверждено, что истец не имеет на 8 июля 2021 года неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Удовлетворяя требования о возложении на ответчика обязанности учесть справку о заработной плате № 07-16/66 от 21.04.2016, выданную <данные изъяты>», за период работы с 1988 по 1989 годы и справку № Е-39 от 14.11.2015, выданную Отделом по работе с ликвидированными учреждениями, за период работы с марта 1982 по декабрь 1987 года, суд первой инстанции указал, что 21 апреля 2016 года истец обратилась с заявлением, в котором просила осуществить перерасчет пенсии с учетом приведенных выше справок, которые и приложила к заявлению.

Письмом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым от 16 мая 2016 года № 5-19-000719 указанные справки возвращены истцу, разъяснена необходимость обратиться с заявлением о перерасчете пенсии по установленной форме.

Согласно пункту 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35498) граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

Согласно пункту 49 Правил, заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Пунктом 50 Правил определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает заявление о перерасчете размера пенсии с представленными документами, необходимыми для такого перерасчета, направляет уведомление о приеме заявления о перерасчете размера пенсии и документов, представленных для перерасчета размера пенсии, приостанавливает срок рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном пунктами 29, 30, 34 настоящих Правил для приема заявления о назначении пенсии с представленными для ее назначения документами, направления уведомления о приеме заявления о назначении пенсии, приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии.

Согласно п. 52 Правил, заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе.

В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

Пунктам 59-60 Правил предусмотрено, что перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое приобщается к выплатному делу получателя пенсии.

Отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает заявителя об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии с указанием причины отказа и порядка обжалования решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные заявителем документы.

Судом учтены требования Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п (зарегистрирован в Минюсте России 13.02.2019 № 53775), согласно п. 64 которого, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:

неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия);

неподтверждение полномочий представителя заявителя;

непредставление всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, при обращении с заявлением о назначении другой пенсии (переводе с одной пенсии на другую) за переводом с одной пенсии на другую, с заявлением о перерасчете размера пенсии, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 85 Административного регламента.

Отказ в приеме заявления в иных случаях не допускается.

Заявление истца подано как заявление о перерасчете пенсии, мотивировано соответствующими обстоятельствами, приложены документы, дающие право на перерасчет, вместе с тем, ответчиком в установленном порядке не рассмотрено, предложено обратиться в то же учреждение (в его соответствующий отдел), в иной форме, при этом содержание формы соответвует по своей сути и содержанию поданному истцом заявлению. Иные недостатки формы заявления могли быть и должны были быть восполнены при его рассмотрении в порядке, установленном для перерасчета пенсии. Неправильное определение порядка рассмотрения заявления повлекло существенное нарушение прав истца, привело к ограничению права на перерасчет пенсии.

Определяя дату, с которой следует произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

С такими выводами суда первой инстанции не в полном объеме соглашается судебная коллегия и считает, что они не в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Так, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих уплату гражданином РФ Егоровой Т.В. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период работы с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2013 за пределами Российской Федерации, в связи с чем решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в трудовой стаж истца указанный период подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В остальной части судебная коллегия не принимает доводы апелляционных жалоб, поскольку причины получения истцом двойного гражданства, а также отношение иностранного государства к двойному гражданству гражданина РФ не имеют правового значения для разрешения дела по существу.

Копии справки о заработной плате № 07-16/66 от 21.04.2016, выданной Филиалом государственного унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика» «Автотрансстройсервис», за период работы с 1988 по 1989 годы и справки № Е-39 от 14.11.2015, выданной Отделом по работе с ликвидированными учреждениями, за период работы с марта 1982 по декабрь 1987 года т. 1 л.д. 71, 72), находятся в материалах дела, содержат отметки о соответствии оригиналу и заверены подписью судьи. Оригиналы данных справок также исследованы при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Также судебная коллегия не принимает довод апелляционной жалобы ответчика о неверном применении судом норм между народного права, поскольку судом данные нормы верно применены с учетом принципа действия закона во времени.

Иные доводы, изложенные в жалобах, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционные жалобы является изложением позиции сторон при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Ялтинского городского суда г. Симферополя Республики Крым от 8 декабря 2021 года в части возложения обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в трудовой стаж Егоровой Татьяны Валентиновны период работы с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2013 года отменить.

В удовлетворении иска Егоровой Татьяны Валентиновны в указанной части отказать.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 30 марта 2022 года.

Судьи: