ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7585/2019 председательствующий судья суда первой инстанции Короткова Л.М.
91RS0012-01-2018-002075-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Егоровой Е.С., Любобратцевой Н.И.
при секретаре Лыфарь Л.В.
рассмотрела 28 мая 2020 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Ходько Татьяны Вениаминовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о перерасчете страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Ходько Татьяны Вениаминовны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Ходько Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о возложении обязанности по включению в общий страховой стаж периода работы и перерасчету пенсии. С учетом уточненных требований истец просила возложить обязанность на ответчика по включению в страховой стаж период учебы в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта работы с 01.09.1982 по 25.06.1988, периода работы на станции Жлобин Белорусской железной дороги с 01.06.1990 года по 11.03.1994 года, период работы на путевой станции № 117 Белорусской железной дороги с 14.03.1994 года по 30.11.1998 года, период работы в объединении коммунальных предприятий г. Жлобина (Республики Беларусь) с 01.12.1998 года по 31.03.2000 года, период работы в коммунальном предприятии г. Жлобин (Республики Беларусь) с 01.04.2000 года по 20.10.2002 года, период работы в КДППУП «Стройиндустрия» (Республики Беларусь) с 04.11.2002 года по 06.12.2004 года, период работы в Коммунальном предприятии «Уником» г. Жлобин (Республики Беларусь) с 08.12.2004 года по 05.06.2006 года, период работы на станции Жлобин Белорусской железной дороги с 12.07.2006 года по 15.09.2007 года, период работы на Крымской железной дороге с 08.01.2009 года по 31.12.2014 года и перерасчете страховой пенсии с 07.04.2018 года.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 15.08.2018 года в удовлетворении иска Ходько Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе Ходько Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое, которым удовлетворить исковые требования, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28.11.2018 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 15.08.2018 года отменено в части отказа в удовлетворении иска о включении в страховой стаж периода работы с 08.01.2009 года по 31.12.2014 года на Крымской железной дороге и период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 14.07.1986 года по 14.01.1988 год. В указанной части принято новое решение об удовлетворении требований, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ходько Т.В. не согласилась с апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым, подала кассационную жалобу.
На основании постановления Президиума Верховного Суда Республики Крым от 26 июня 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе.
В судебном заседании истец Ходько Т.В. настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика УПФР в г. Керчи Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав судью–докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 07.12.2006 N 227-ФЗ и вступивший в силу с 29.03.2007 (далее Договор от 24.01.2006).
Согласно п. 2 ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения", по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (часть 2 статьи 23 Договора).
Судом установлено, что Ходько Т.В. с 2016 года является гражданкой Российской Федерации, до указанной даты являлась гражданкой Республики Беларусь. Прибыла из Белоруссии на территорию Крыма на постоянное место жительства 26.08.2007 года, что подтверждается временным удостоверением на проживание иностранных граждан, зарегистрирована по месту проживания с 28.03.2008года <адрес>.
Для назначения пенсии по возрасту Ходько Т.В. 09.03.2019 года обратилась с заявлением в УПФР в г. Керчи, предоставив сведения о своем трудовом стаже: трудовую книжку, справки о зарплате, архивные справки, а также выразила желание о назначении пенсии по п.2 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения", то есть без применения условий договора.
Решением УПФР в г. Керчи 07.04.2018 года истцу назначена страховая пенсия по старости.
Для разъяснения порядка исчисления стажа и размера пенсии Ходько Т.В. обратилась с заявлением в УПФР в г. Керчи.
Согласно ответу УПФР в г. Керчи от 01.06.2018 года № 107.000239/330 ответчик не включил в страховой стаж период работы на станции Жлобин Белорусской железной дороги с 01.06.1990 года по 11.03.1994 года, период работы на путевой станции № 117 Белорусской железной дороги с 14.03.1994 года по 30.11.1998 года, период работы в объединении коммунальных предприятий <адрес> (Республики Беларусь) с 01.12.1998 года по 31.03.2000 года, период работы в коммунальном предприятии <адрес> (Республики Беларусь) с 01.04.2000 года по 20.10.2002 года, период работы в КДППУП «Стройиндустрия» (Республики Беларусь) с 04.11.2002 года по 06.12.2004 года, период работы в Коммунальном предприятии «Уником» <адрес> (Республики Беларусь) с 08.12.2004 года по 05.06.2006 года, период работы на станции Жлобин Белорусской железной дороги с 12.07.2006 года по 15.09.2007 года.
По мнению ответчика, истцу могут быть учтены в стаж лишь периоды работы до 1991 года, так как Ходько Т.В. выбрала вариант назначения пенсии по п.2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Период работы на Крымской железной дороге с 08.01.2009 года по 31.12.2014 года, по мнению ответчика, не может быть учтен в страховой стаж, в связи с тем, что Ходько Т.В. не имела регистрации на территории Республики Крым на 18.03.2014 года, следовательно, на истца не распространяется действие Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Период обучения в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта был учтен УПФР за исключением периода отпуска по уходу за ребенком с 01.09.1982 года по 25.06.1988 года, который был учтен как нестраховой период.
Из трудовой книжки Ходько Т.В. (до брака Кудрявцевой) и диплома об образовании следует, что в спорные периоды с 01.09.1982 года по 25.06.1988 года истец проходила обучение в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта, с 01.06.1990 года по 11.03.1994 года работала на станции Жлобин Белорусской железной дороги, с 14.03.1994 года по 30.11.1998 года работала на путевой станции № 117 Белорусской железной дороги, с 01.12.1998 года по 31.03.2000 года работала в объединении коммунальных предприятий <адрес>, с 01.04.2000 года по 20.10.2002 года работала в коммунальном предприятии <адрес>, с 04.11.2002 года по 06.12.2004 года работала в КДППУП «Стройиндустрия», с 08.12.2004 года по 05.06.2006 года работала в Коммунальном предприятии «Уником» <адрес>, с 12.07.2006 года по 15.09.2007 года работала на станции Жлобин Белорусской железной дороги (л.д. 4-9, 13).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 года (далее Договор от 24.01.2006 года). Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь и являющихся их гражданами, осуществляется с применением Договора от 24.01.2006 года.
Согласно части 1, части 2 статьи 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Согласно положениям части 1 статьи 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (часть 2 статьи 23 Договора).
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и БССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, возможны назначение и выплата пенсии по законодательству Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений международного Договора, то есть исходя из принципа гражданства (часть 2 статьи 23 Договора).
Как было указано ранее, Ходько Т.В., будучи гражданином Российской Федерации, в своем заявлении в УПФР в г. Керчи воспользовалась своим правом, предусмотренным п.2 ст.23 Договора от 24.01.2006 года, просила назначить пенсию без применения положений данного Договора.
В связи с этим истцу должна быть назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом написанного Ходько Т.В. заявления о назначении пенсии с учетом пункта 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", в соответствии с которым пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора, то есть по принципу гражданства, исходя из законодательства Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 10 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, выполнявшиеся за пределами России, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством России или международными договорами.
В соответствии с п. 2 Распоряжения Правления ПФР от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" к числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Республика Беларусь является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 года.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 24.09.2018 N 81-КГ18-18 разъяснил, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Республике Беларусь органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (далее - Закон), вступившему в силу с 1 января 2003 года на всей территории Республики Беларусь, плательщики обязательных страховых взносов, начиная с указанной даты, обязаны представлять в органы Фонда сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета. В базе данных персонифицированного учета информация накапливается с 1 января 2003 года, прием и преобразование бумажных документов в электронный вид за более ранние периоды не предусмотрено законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777, периоды работы, протекавшие до вступления в силу Закона, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Республики Беларусь, судом первой инстанции учтены не были. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие у Ходько Т.В. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости, судом не устанавливались.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для данного дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон. В судебном постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, должны быть указаны требования истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле, обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Соответственно Судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Ходько Т.В. не могут быть признаны основанными на нормах права.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Из пенсионного дела следует? что ответчик не выполнил свою обязанность по направлению запроса в уполномоченный пенсионный орган Республики Беларусь для получения сведений о перечисленных страховых взносах, а также не разъяснил истцу о возможности предоставления таких документов самостоятельно.
Для выяснения юридически значимого обстоятельства, судебная коллегия направила запрос в уполномоченный орган Республики Беларусь об уплате страховых взносов.
В соответствии с поступившим ответом из Фонда социального страхования Республики Беларусь от 17.02.2020 года № 07-10/792, в период с января 2003 года по 2007 год работодатели перечисляли в пенсионный фонд взносы за Ходько Т.В.
В отношении периодов работы до 01.01.2003 года истцом в УПФР г. Керчи были предоставлены справки, выданные работодателями по форме, установленной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.11.2007года № 148.
Согласно п.3 указанного Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в справку о заработке включаются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работника по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которые согласно законодательству начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы.
В связи с данным пунктом, справки о заработке для исчисления пенсии, предоставленные Ходько Т.В. за период с 1990 года по 2002 год, являются подтверждением уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование).
Таким образом, руководствуясь положениями "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения", принимая во внимание рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", учитывая, что факт работы истца и уплаты страховых взносов в спорный период подтвержден представленными по делу доказательствами, судебная коллегия пришла к выводу, что период работы с 01.06.1990 года по 11.03.1994 года на станции Жлобин Белорусской железной дороги, период работы 14.03.1994 года по 30.11.1998 года на путевой станции № 117 Белорусской железной дороги, период работы с 01.12.1998 года по 31.03.2000 года в объединении коммунальных предприятий <адрес>, период работы с 01.04.2000 года по 20.10.2002 года в коммунальном предприятии <адрес>, период работы с 04.11.2002 года по 06.12.2004 года в КДППУП «Стройиндустрия», период работы с 08.12.2004 года по 05.06.2006 года в КЖУП «Уником», период работы с 05.11.2002 года по 06.12.2004 года в КДУП «Стройиндустрия», период работы с 12.07.2006 года по 15.09.2007 года Станцией Жлобин РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» подлежит зачету в стаж работы Ходько Т.В.
Из материалов дела следует, что период обучения Ходько Т.В. в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта был зачтен ответчиком в стаж за исключением периода ухода за ребенком с 01.09.1982 года по 25.06.1988 года.
Согласно п.3 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В связи с этим требования Ходько Т.В. в части включения в страховой стаж периода ухода за ребенком с 14.07.1986 года по 14.01.1988 года подлежат удовлетворению.
Период учебы, как было указано ранее, ответчик учел в стаж работы истца, следовательно, оснований для повторного включения в стаж одного и того же периода нет оснований.
Так же судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требований Ходько Т.В. о включении в стаж периода работы с 08.01.2009 года по 31.12.2014 года на Крымской железной дороге.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03. по 31.12.2014 включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
На основании ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так же частью 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 208 от 21 июля 2014 подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая данные требования, суд первой инстанции не предложил истцу предоставить доказательства законного пребывания Ходько Т.В., как граждански Республики Беларусь, на территории Республики Крым, не оказал содействия в предоставлении соответствующих доказательств, вследствие чего не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и и правильного применения закона, суд ограничился лишь критической оценкой справки № 436 от 14.03.2018 года, выданной МУП МОГО Керчь Республики Крым «Жилсервискерчь».
Определяя правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации, включая основания и условия их пребывания (проживания) на ее территории, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" признает законно находящимися в Российской Федерации иностранными гражданами, лиц имеющих документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац девятый пункта 1 статьи 2), и предусматривает их миграционный учет (статья 29.1), правила которого, в свою очередь, установлены Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", положения которого закрепляют обязанность иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, зарегистрироваться по месту жительства и встать на учет по месту пребывания, а иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, - встать на учет по месту пребывания (статья 7).
В суде апелляционной инстанции было исследовано временное удостоверение на проживание гражданина Республики Беларусь Ходько Т.В., выданное ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о регистрации в <адрес> 28.03.2008 года, с целью приезда на постоянное место жительства. Так же был исследован вид на жительство серии 82 №, выданный ДД.ММ.ГГГГ гражданину Республики Беларусь Ходько Т.В., со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, где адрес регистрации истца также указан <адрес> 28.03.2008 года. Кроме того, в трудовой книжке Ходько Т.В. имеется запись о работе с 08.01.2009 года по 31.12.2014 года на Крымской железной дороге.
Вышеизложенное свидетельствует о постоянном проживании Ходько Т.В. в Республике Крым в период ее работы на Крымской железной дороге, то есть на период 18.03.2014 года и свидетельствуют о том, что на истца распространяются требования части 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которым периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При таких обстоятельствах требования Ходько Т.В. о включении в страховой стаж периода работы с 08.01.2009 по 31.12.2014 на Крымской железной дороге подлежит удовлетворению.
Из положений ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Положения ст. 22, действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях", тождественны положениям ст. 19 действовавшего до 01.01.2015 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", толкование которой дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 (Раздел "Вопросы применения пенсионного законодательства", вопрос 18). Согласно данному толкованию, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд России обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истцу ответчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" разъяснялась возможность предоставления дополнительных документов в течение трех месяцев с момента обращения для решения вопроса о назначении страховой пенсии. Уведомление о предоставлении дополнительных документов ответчик истцу не вручал, разъяснительную работу не проводил.
Истец обратился к ответчику 09.03.2018 года, пенсионного возраста Ходько Т.В. достигла 07.04.2018 года, страховая пенсия ей была назначена также с 07.04.2018 года.
Учитывая, что при обращении к ответчику за назначением пенсии истец не смог представить необходимые документы в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, в связи с этим судебная коллегия пришла к выводу о возложении на ответчика обязанности по перерасчету страховой пенсии Ходько Т.В. с учетом спорных периодов с даты возникновения права на пенсию - с 07.04.2018 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 августа 2018 года отменить и принять новое об удовлетворении требований.
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым по включению в общий страховой стаж Ходько Татьяны Вениаминовны период ухода за ребенком до достижения им полутора лет с 14.07.1986 года по 14.01.1988 года, период работы на станции Жлобин Белорусской железной дороги с 01.06.1990 года по 11.03.1994 года, период работы на путевой станции № 117 Белорусской железной дороги с 14.03.1994 года по 30.11.1998 года, период работы в объединении коммунальных предприятий г. Жлобина с 01.12.1998 года по 31.03.2000 года, период работы в коммунальном предприятии г. Жлобин с 01.04.2000 года по 20.10.2002 года, период работы в КДППУП «Стройиндустрия» с 04.11.2002 года по 06.12.2004 года, период работы в Коммунальном предприятии «Уником» г. Жлобин с 08.12.2004 года по 05.06.2006 года, период работы на станции Жлобин Белорусской железной дороги с 12.07.2006 года по 15.09.2007 года, период работы на Крымской железной дороге с 08.01.2009 года по 31.12.2014 года, произвести перерасчет страховой пенсии с 07.04.2018 года.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.И. Любобратцева
Е.С. Егорова