ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-540/2021 Председательствующий в суде первой инстанции Калиниченко Н.В.
Дело № 33-7830/2021
УИД 91RS0007-01-2021-000346-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2021 года г.Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Притуленко Е.В., Мотиной И.И.,
при секретаре – Калиниченко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Белогорского района Республики Крым, ФИО4, несовершеннолетняя ФИО2 в лице законного представителя ФИО4 о признании действий незаконными и понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2021 года ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым о признании незаконным уведомления Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым и возложении обязанности на Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, по результатам которого принять решение об удовлетворении заявления ФИО1, которое определением суда от 24.03.2020г. передано на рассмотрение по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что 25.03.2020г. ФИО1 выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым. 13.10.2020г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, предоставив необходимый пакет документов, однако уведомлением от 28.01.2021г. без конкретных мотивов ей было отказано в предоставлении соответствующей меры социальной поддержки. Полагает такой отказ незаконным.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от 24 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Белогорского района Республики Крым (т.1 л.д.135).
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2021 года исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным и отменено решение № от 28.01.2021г. Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым; на Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым; в иной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением суда, Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ФИО1 обоснованно отказано в распоряжении средствами единовременной выплаты, ввиду ухудшения жилищных условий и имущественного положения. Так, согласно предоставленным документам вся семья О-вых с 22.01.2020г., т.е. в период после рождения ребенка, перерегистрировалась по адресу: <адрес> После перерегистрации общая площадь жилого помещения в расчете на каждого члена семьи стала меньше 18 квадратных метров. До перерегистрации члены семьи были зарегистрированы по двум адресам: заявитель с детьми по адресу: <адрес>, супруг заявителя по адресу – <адрес>. Таким образом, перерегистрация всей семьи по одному адресу привела к ухудшению жилищных условий и имущественного положения семьи, поскольку по имевшейся ранее регистрация по двум адресам, которые учитываются при определении права суммарно, у заявителя общая площадь превышала 18 кв.м.
Также семья О-вых имела в собственности земельные участки для ИЖС, расположенные по адресу: <адрес><адрес> площадью 400 кв.м.; <адрес><адрес>, площадью 400 кв.м.; <адрес>, площадью 1017 кв.м.; все три участка принадлежали супругу заявителя, которые были отчуждены после рождения ребенка.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции в судебном заседании судебной коллегии истец ФИО4, ее представитель ФИО5, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявленные требования поддержали.
Представители ответчиков - Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым – ФИО6, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» – ФИО7, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – ФИО8 против заявленных требований возражали, указывая на их необоснованность.
Третье лицо – ФИО9, действующий также в качестве законного представителя несовершеннолетней ФИО2, указывал на обоснованность заявленных исковых требований.
Третье лицо – Администрация Белогорского района Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ; к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» и Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО4, несовершеннолетняя ФИО2 в лице законного представителя ФИО4
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям и, разрешая настоящий спор по существу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно данных свидетельства о рождении серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО2, родителями которой указаны: отец – ФИО4, мать – ФИО1 (л.д.8).
17.02.2020г. ФИО1 обратилась в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением №61 о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, предоставив ряд документов (л.д.45-48).
По результатам рассмотрения предоставленных документов принято решение от 25.03.2020г. о предоставлении государственной услуги (л.д.41); ФИО1 выдан сертификат № на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым (л.д.42).
13.01.2021г. ФИО1 обратилась в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением № о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей в Республике Крым (л.д.89-91).
По результатам рассмотрения поданного заявления 28.01.2021г. принято решение об отказе в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в связи с отсутствием права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с ч.5 п.33 ст.6 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020г. №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020г. №659, установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния (л.д.88), о чем ФИО1 направлено уведомление к решению об отказе в предоставлении государственной услуги № от 28.01.2021г. (л.д.87).
Дополнительная мера социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым установлена Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (действующим на момент обращения ФИО1 в МКУ ДТСЗН с заявлением от 17.02.2020г.).
Законом Республики Крым «О внесении изменений в закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 23.09.2020г. №110-ЗРК/2020 внесен ряд изменений в Закон Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", в частности статья 2 дополнена пунктами 5 и 6 следующего содержания: 5) члены семьи заявителя - проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем; 6) намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м2:
обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;
перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;
вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).
Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Согласно ст.2 Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020 порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 (далее Порядок).
В силу п.1 Порядка, последний разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 (далее - Закон Республики Крым N 116-ЗРК/2020).
Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.
В силу п.16 Порядка граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 10 ноября 2020 года.
В случае необращения до 10 ноября 2020 года с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в орган труда и социальной защиты населения дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, с учетом требований, предусмотренных пунктами 20 - 38 настоящего Порядка (п.18 Порядка).
В целях распоряжения средствами единовременной выплаты лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (п.26 Порядка).
В силу п.28 Порядка заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты регистрируется в органе труда и социальной защиты населения в день его поступления, о чем заявителю выдается расписка-уведомление.
В силу п.п.31-33 Порядка, решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.
О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.
Решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях: 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах; 3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; 4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства; 5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния; 6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки; 7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.
В свою очередь п.п.6 п.2 Порядка установлено, что намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).
Согласно данных паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ФИО1, последняя с 10.08.2017г. до 22.01.2020г. была зарегистрирована по адресу: Республика Крым, <адрес>; с 22.01.2020г. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.7, 78-80).
Согласно данных паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ФИО4 (супруга истца), последний с 07.10.2004г. по 22.01.2020г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 22.01.2020г. – <адрес> (л.д.74-76).
Согласно данных свидетельства № о регистрации по месту жительства ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., с 22.01.2020г. зарегистрирована по адресу: <адрес>л.д.69).
Согласно справки о регистрации от 12.01.2021г., выданной ФИО1, зарегистрированной с 22.01.2020г. по адресу: <адрес>, совместно с ней зарегистрированы: муж ФИО4, сын ФИО13, дочь ФИО2
Согласно выписки из ЕГРН площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> - 71,6 кв.м. (л.д.84-86).
Согласно выписки из ЕГРН площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, - 189,7 кв.м., (л.д.129), жилого дома по <адрес> – 60, 1 кв.м. (л.д.130).
Согласно ч.1 ст.3 Закона №631-ЗРК/2019 (в редакции, действовавшей на момент получения истцом сертификата) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
В силу ч.3 ст.3 Закона №631-ЗРК/2019 (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за получением сертификата) обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, определения порядка выдачи сертификата (его дубликата) на единовременную выплату для улучшения жилищных условий (далее - сертификат), в том числе формы сертификата, правил подачи заявления о его выдаче и перечня документов, прилагаемых к заявлению, а также правил подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий (далее - единовременная выплата) и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон N 631-ЗРК/2019) постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574 утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее Положение) (действовавшее на момент обращения истца за выдачей сертификата).
Согласно п.3 указанного Положения право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания, а также при одновременном наличии следующих условий: размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата, а также распоряжения единовременной выплатой; обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 631-ЗРК/2019.
Таким образом, действовавшим законодательством разграничиваются понятия регистрации и совместного проживания.
Так, как было указано ранее, истец с 10.08.2017г. до 22.01.2020г. (в том числе после рождения ребенка ФИО2) была зарегистрирована в жилом доме общей площадью 60,1 кв.м., ее супруг - в жилом доме общей площадью 187,6 кв.м.; 22.01.2020г. истец, ее супруг и двое несовершеннолетних детей перерегистрировались по адресу <адрес>, по которому общая площадь жилого дома составила 71,6 кв.м.
Таким образом, при расчете суммарной площади по двум адресам - адресам регистрации истца и ее супруга, имеющейся до 22.01.2020г., размер обеспеченностью общей площадью превышал 18 кв.м., а после 22.01.2020г. – уменьшился.
Кроме того, согласно данных ЕГРН за ФИО4 были зарегистрированы на праве собственности: земельный участок площадью 1017 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (дата государственной регистрации права 20.02.2018г., дата государственной регистрации прекращения права 28.02.2019г.); земельный участок площадью 800 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый № (дата государственной регистрации права 16.04.2019г., дата государственной регистрации прекращения права 16.10.2019г); земельный участок площадью 400 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый № (дата государственной регистрации права 16.10.2019г., дата государственной регистрации прекращения права 03.06.2020г.); земельный участок площадью 400 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (дата государственной регистрации права 16.10.2019г., дата государственной регистрации прекращения права 21.01.2020г.) (л.д.125-127).
Постановлением администрации Белогорского района Республики Крым от 13.11.2019г. № в связи с разделом земельного участка площадью 800 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> присвоены почтовые адреса образовавшимся объектам недвижимости: земельному участку площадью 400 кв.м. с кадастровым номером № почтовый адрес: <адрес> земельному участку площадью 400 кв.м. с кадастровым номером № почтовый адрес оставлен прежним: <адрес><адрес> уполномочено ФИО4 внести существующие изменения в государственный кадастр недвижимости в части адресов земельных участков (л.д.166).
В соответствии с п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждает прекращение его существования.
Таким образом, супругом истицы в период после рождения ребенка (14.01.2019г.) до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты (13.01.2021г.) было произведено отчуждение всех трех принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, что в понимании положений Закона Республики Крым 631-ЗРК (с учетом внесенных изменений, вступивших в силу с 14.10.2020г., действие которого в настоящее время приостановлено), а также Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" свидетельствует о намеренном ухудшении имущественного положения (к чему, в том числе относится отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее).
Учитывая вышеизложенное, установив данные обстоятельства в их совокупности, МКУ Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым было принято законное решение от 28.01.2021г. об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.
Доводы искового заявления об отсутствии в уведомлении к решению об отказе в предоставлении государственной услуги от 28.01.2021г. конкретной мотивировки причин отказа являются несостоятельными, поскольку опровергаются содержанием данного уведомления, в котором четко указано, что в предоставлении государственной услуги отказано ввиду установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния: отчуждение земельных участков для ИЖС родителями с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).
Исковое заявление не содержит иных доводов относительно незаконности принятого уведомление кроме как немотивированности последнего.
Таким образом, заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Белогорского района Республики Крым, ФИО4, несовершеннолетняя ФИО2 в лице законного представителя ФИО4 о признании действий незаконными и понуждении к совершению определенных действий отказать.
Председательствующий – Т.С. Готовкина
Судьи – Е.В. Притуленко
И.И. Мотина